Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система права и система законодательства. Их соотношение.






Система права и система законодательства — тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая стро­ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, кото­рые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их спе­цифику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процес­сов, актуальность которых способствует появлению новых пра­вовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органи­ческого единства с внешней формой права — системой законода­тельства. Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, ос­нованная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспе­чивается за счет различных факторов, главным из которых явля­ется предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ­ном, комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождест­венны. Между ними имеются существенные различия и несовпа­дения, которые позволяют говорить об их относительной само­стоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представлен­ного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положе­ния, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однород­ности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные от­ношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпа­дает с внутренней структурой системы законодательства. Верти­кальная структура системы законодательства строится в соответ­ствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компе­тенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и рес­публиканское законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъек­тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объ­ективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объектив­ными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, по­требностями систематизации законодательства, т.е. деятель­ностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

 

48.Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного при­менения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступ­ности и удобства пользования нормативными актами, устра­нение устаревших и неэффективных норм права, разреше­ние юридических коллизий, ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому прин­ципу).

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне согласованную право­вую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый еди­ный сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

 

49.Система права: понятие, признаки и структурные элементы.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права характеризуется такими чертами, как единст­во, различие, взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность, материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право, определяется: во-пер­вых, единством выраженной в них государственной воли; во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рас­сматриваемого явления.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой.

 

50.Механизм правового регулирования: понятие, стадии и элементы.

Механизм правового регулирования (МПР) - это система всех юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений правом.

МПР показывает процесс перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

Элементы (структура) МПР:

а) нормы права;

б) юридические факты и акты применения права;

в) правоотношения;

г) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Стадии МПР, то есть этапы перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений (соответствует структурным элементам МПР):

Обязательные:

Стадия формирования и действия норм права;

Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей (правоотношений);

Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Факультативная:

Стадия применения права.

 

51.Эффективность правового регулирования: понятие, пути повышения, их характеристика.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.

правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации

права, снижению правового эффекта».

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.

Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов МПР, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал