Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, признаки и виды правотворчества.
Правотворчество - это важнейшая организационно-правовая форма реализации властных полномочий, связанная с принятием нормативных документов. Признаками правотворчества являются все те, которые характеризуют любые правовые формы государственной деятельности. Это: а) властно-организационный характер правотворческой работы, ее официальность; б) осуществление правотворческой деятельности исключительно на основе полномочий и в режиме «разрешено только то, что закреплено в законе»; в) правотворчество связано с разрешением юридического дела - подведением жизненной ситуации под формируемую идеальную модель; г) порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права; д) результатом правотворчества становится принятие нормативного правового акта; е) в правотворчестве используются приемы и правила юридической техники. Сущность правотворчества раскрывается в его принципах как обобщенных требованиях к содержанию деятельности и результатам, служащие руководством для достижения целей правовой урегулированности социальных связей. В правотворчестве действуют как общие для всей правовой системы требования (персонецентризм, демократизм, федерализм, законность), так и специфические только для этой разновидности государственной деятельности (научность, оперативность, профессионализм, полномочность).
53.Законотворчество: понятие и стадии. Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах. Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий: 1. законодательная инициатива; 2. обсуждение законопроекта; 3. принятие закона; 4. подписание и обнародование закона.
54.Юридическая техника: понятие, правила, приемы, средства. Это – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника, которой в основном и будет посвящена данная глава. Содержание средств и приемов юридической техники связано главным образом с определенной организацией правового материала и его внешним изложением, в первую очередь с выражением структуры права. По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов. Здесь можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, т.е. машины, оборудование, а с другой – методы, приемы их использования, т.е. технология. В области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок. Правила юридической техники вырабатываются прежде всего в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Решающая роль в выработке совершенных правил юридической техники принадлежит правовой науке. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных жизнью и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук (в частности, приемы изложения нормативных актов в письменных документах построены в значительной мере на данных наук, занимающихся законами языка и стиля изложения). Средства и приемы здесь технические, потому что являются, так сказать, внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное. В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др. Таким образом, высокая юридическая техника является одним из тех юридических инструментов, через которые данные науки превращаются в своеобразную, в пределах правовой надстройки производительную силу.
Понятие, признаки, структура и содержание правоотношений. Правоотношение - это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Это дает основание сделать вывод, что правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права); правоотношение включает в себя управомоченное и обязанное поведение, а не оставляет его за своими пределами; правовое регулирование общественных отношений не изменяет их характера, они остаются такими же, какими были до опосредования их нормами права: либо экономическими, либо политическими, либо духовными. Правовые отношения носят волевой характер, так как они развиваются на основе государственной воли, выраженной в правовой норме. Участники правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями. Содержанием правоотношения как раз и являются субъективные права и обязанности Структура гражданского правоотношения: - субъекты правоотношения; - объекты правоотношения; - содержание правоотношения. Субъекты гражданского правоотношения - это лица, обладающие граж-данскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении. Ими могут быть любые субъек-ты гражданского права: - физические лица; - юридические лица; - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муници-пальные образования. Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, называется управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обязанности, - обязанным лицом (должником). Обычно каждый участник гражданского правоотношения является од-новременно и должником и кредитором (например, продавец по договору купли-продажи несет обязанность по передаче веши и в то же время имеет право на получение платы за нее). Объект гражданского правоотношения - то благо (материальное или не-материальное), по поводу которого возникает правоотношение и в отно-шении которого участники правоотношения обладают правами и обязан-ностями. К объектам гражданских правоотношений относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной дея-тельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Содержание гражданского правоотношения - это субъективные граждан-ские права и обязанности субъектов гражданского правоотношения. Субъек-тивные права и обязанности тесно связаны между собой, и каждому субъек-тивному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица. Так, в договоре займа праву заимодавца полу-чить назад данные в заем деньги соответствует обязанность заемщика вер-нуть долг.
|