Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вгому,согласно буддистской традиции, медитация не означает, что 1 страница






Вы превращаетесь в поле битвы, на котором добро сражается со

Biom. Это очень важно. Возможно, вам кажется, что вы должны вое-

Ввть со злом, пытаться вырвать его из своего сердца, изгнать его из

Ьоего ума, но это не так. Практика заключается в преображении

Вбя. Если у вас нет мусора, тогда вам не из чего делать компост. А

Нел и у вас nei компоста, тогда вам нечем удобрять свои внутренние

Вдветы. Вам нужны трудности и тяготы. Они полезны для вас, поэто-

Biy вы понимаете, что можете использовать их на свое благо.

Понимание взаимозависимости всего сущего.

' Наш метод практики должен быть ненасильственным. А ненаси-Тие может родиться только из понимания недвойственности, взаи-

114

мозависимости. Мы осознаем, что все в мире связано, что никто не может существовать отдельно, сам по себе. Если мы вредим другим существам, значит вредим и себе. Если вы не понимаете, что существование цельно, то будете по-прежнему проявлять насилие. Вас, как и прежде, будет посещать желание мстить, угнетать и разрушать. Но если вы осознаете, что недвойственность реальна, то будете приветствовать в себе и цветы, и мусор, считая их единым целым. Такое понимание станет для вас основой вашего ненасильственного поведения.

Когда у вас есть понимание недвойственности и взаимозависимости, вы относитесь к своему телу очень доброжелательно. Вы обращаетесь со своими мыслями и чувствами, в том числе и со своим гневом, ненасильственно. Вы заботитесь о брате, сестре, отце, матери, общине и обществе в высшей степени деликатно. Такой подход не может породить насилие. Вы никого не будете считать врагами после того, как поймете, что в жизни все взаимозависимо.

Основой нашей практики становится понимание недвойственности, принятие ненасилия. Это понимание учит нас обращаться со своим телом деликатно. Мы должны отнестись к своему гневу или отчаянию доброжелательно. Гнев укоренен в нейтральной почве. Гнев связан с самим нашим образом жизни. Если мы будем добро-желательно относиться ко всему в нас без исключения, то не позволим нашим отрицательным энергиям господствовать в нас. Мы ослабляем семена своей отрицательности для того, чтобы они не проросли в нас.

Гнев следует выражать мудро.

Когда в нас проявляется гнев, мы должны заметить его и сказать себе, что гнев следует контролировать. В состоянии гнева желательно вовсе ничего не говорить и не делать. Мы сразу же возвращаемся к себе и позволяем энергии осознанности проявиться для того, чтобы осознавать и контролировать гнев доброжелательно.

Но для нас лучше всего признаться другому человеку в том, что мы гневаемся и страдаем от этого: «Я хочу, чтобы ты знал о том, что я сейчас сержусь и от этого на душе у меня скверно». Если вам достает духовного развития, тогда вы также добавляете: «Я изо всех сил пытаюсь контролировать свой гнев». Свое признание вы можете закончить такими словами: «Я очень прошу тебя помочь мне». Дело в том, что этот человек по-прежнему очень близок вам, у вас сохранились добрые отношения. Вы все еще нуждаетесь в нем. Вот самый мудрый способ выражения своего гнева. Вы выражаете его очень искренне и доверительно, потому что в самом начале дружбы или

115

брака поклялись своему товарищу в том, что будете делиться с ним И радостью и печалью.

Такое ваше обращение к другому человеку внушит ему уважение К вам и подвигнет его обратить внимания на себя и присоединиться I вашей духовной практике. Он увидит, что вы уважаете себя. Вы показы ваете, что в раздраженном состоянии умеете контролировать свой гнев. Вы изо всех сил стараетесь усмирить свой гнев, поэтому ■ Мее не считаете своего товарища врагом, которому следует отомстить. Вы воспринимаете его как своего союзника, который хочет ^Юмочь вам. Эти три фразы будут весьма полезны для вас.

t: Помните о том, что вы должны рассказать своему товарищу о боем состоянии в этот же день. Будда сказал, что монах имеет пра-■ о гневаться, но только до вечера. Если вы удерживаете в себе свой ■ Пев слишком долго, то подрываете свое здоровье. Не нужно сохранять в себе страдание или гнев дольше суток. Вы должны произнести эти три фразы спокойно и доброжелательно, а для этого нужно Ввиться. Если вы недостаточно спокойны для того, чтобы выразить ■ вой гнев до истечения срока, тогда вы должны написать следующие Вгри фразы на листке бумаги и принести ею своему товарищу. Ска-■ ките ему (ей): «Я хочу признаться тебе в том, что я сержусь и от ■ того страдаю. Я не знаю, почему ты так поступил со мной, для чего Ты говорил со мной в подобном тоне. Я хочу, чтобы ты знал о том, ■ го мне не по себе. Я изо всех сил пытаюсь сдержать свой гнев. Ррошу тебя, помоги мне». Вам следует передать эту письменную екларацию о мире своему обидчику и убедиться в том, что он ее олучил. Стоит вам высказать ему свои чувства или передать ему вое письмо, как вы тотчас же почувствуете облегчение.

Пригласите своего обидчика на ужин в пятницу.

Возможно, вы захотите к этим трем фразам своей декларации о ире добавить еще кое-что. Вы пишете: «Давай встретимся в пятницу вечером и вместе поужинаем. Мы выясним и уладим все наши разногласия». Может быть, вы говорите об этом в понедельник или вторник, поэтому у вас остается еще несколько дней в запасе для вашей духовной практики. В эти дни вы оба сможете оглядеть свое Ьрошлое и лучше понять причину своих разногласий. Вы можете встретиться в любое время, но лучше всего сделать это в пятницу; вечером, потому что в случае успешной беседы и примирения вы сможете вместе провести выходные дни.

Все дни недели до самой пятницы вы практикуете осознанное дыхание и глубоко исследуете свой гнев для того, чтобы понять его истоки. Не важно, ведете вы при этом машину, идете по улице, готовите еду или моетесь - вы постоянно держите свой гнев в фокусе

116

внимания. Благодаря такому методу вы получаете возможность Ц глянуть глубоко в природу своего гнева. Вы обнаруживаете, чй главной причиной вашего страдания становится семя гнева, которо прорастает в вас, оттого что вы вместе с другими людьми слишко часто поливаете его.

Гнев пребывает в нас в форме семени. В нас также есть семен любви и сострадания. В нашем сознании находится множество от рицательных и положительных семян. Практика учит нас не культи вировать отрицательные семена, а каждый день находить и взращи вать положительные семена. Так мы развиваем в себе любовь. В должны защищать себя и своих любимых с помощью направленно: -ухаживания. Вы говорите: «Любимая, если ты по-настоящему лкн бишь меня и заботишься обо мне, если я в самом деле дорог тебе, тогда я прошу тебя не культивировать каждый день во мне семена отрицательности. В противном случае я буду очень несчастен. А если я буду горевать, то и тебе будет плохо. Поэтому я умоляю тебя не культивировать во мне семена гнева, нетерпимости, раздражительности и отчаяния. А я обещаю не культивировать эти семена в тебе. Я знаю, что в тебе тоже есть такие семена, поэтому буду стараться не культивировать их, потому что понимаю, что тогда ты будешь очень несчастна. И мне тоже придется несладко. Я клянусь культивировать в тебе лишь положительные семена, то есть семена любви, сострадания и разумности».

В Сливовой Деревне мы называем такой метод избирательным ухаживанием. Если вы легко вспыльчивы, то лишь потому, что на протяжении многих лет слишком часто культивировали свое семя гнева. Это семя получало достаточно удобрения. Вы не заключили с окружающими людьми договор взращивать только хорошие семена. Вы ничего не сделали для того, чтобы защитить себя. А если вы не защищаете себя, значит вы не защищаете тех, кого любите.

Когда мы осознаем в себе гнев и контролируем его, то чувствуем облегчение. Мы можем заглянуть глубоко в свой гнев и хорошо изучить его. Прежде всего, мы понимаем, что находящееся в нас семя гнева дало довольно большой росток - вот главная причина наших несчастий. Если мы осознаем это, то понимаем, что вклад другого человека вторичен. Главная причина нашей гневливости заключается не в его действиях.

Если мы продолжим внимательное исследование, то увидим, что другой человек очень страдает. Тот, кто глубоко страдает, всегда приводит окружающих людей в угнетенное состояние духа. Он не умеет справляться со своими муками, не умеет осознавать и преображать страдания. Поэтому его горестное состояние с каждым днем

'-------------------------------------------------------------------------------------

117

■ uu> усугубляется. В прошлом мы не помогли ему. Мы не практи-

fTum осознанное ухаживание. Если бы мы каждый день взращива-iB нем положительные семена, тогда он не оказался бы в своем нешнем состоянии.. Практика избирательного ухаживания очень эффективна. Один |с таких занятий может преобразить человека. Если в течение часа

tHBaTb цветок в другом человеке, тогда он распустится. И делать совсем не трудно.

Поливайте цветы.

(Несколько лет назад к нам в Сливовую Деревню приехали супру-

„из Бордо послушать лекцию о дхарме. Мы праздновали день ро-

[ения Будды, и я читал лекцию об избирательном ухаживании за

ггами. Я заметил, что женщина тихо плакала, пока я читал лек-

^о. По окончании лекции я подошел к ее мужу и сказал: «За ва-

м цветком необходим уход». Он сразу же понял, о чем я говорю,

на обратном пути домой начал взращивать положительные семена

рсене. Они ехали всего лишь один час и десять минут. Когда они

вступили порог дома, деги с удивлением увидели, что их мать

Яра и весела, потому что она уже долго пребывала в угнетенном

тоянии духа.

В ней было много замечательных семян, но муж не замечал эти ена и не культивировал их. Он взращивал лишь отрицательное в й, потому что не занимался своим духовным развитием. Не то что-он не был способен культивировать положительное в жене. |юсто мне пришлось напомнить ему об этом, когда он с женой гос-Л у нас в Сливовой Деревне. Ему нужно было, чтобы наставник извал его духовно развиваться. Поэтому так важно посещать со-щество практикующих людей. Вы нуждаетесь в общине, сангхе. Вам нужно, чтобы брат, сестра или друг напомнили вам о том, что Ш уже знаете. Дхарма пребывает в вас, но ее тоже нужно реализо-Итать, чтобы она проявилась и стала реальностью. Если бы вы в ■ мом деле культивировали положительные семена в любимом человеке, тогда он не заставил бы вас сегодня так сильно страдать. Итак, вы отчасти ответственны за свои страдания.

Мы возвращаемся и помогаем.

Все дни недели до пятничного ужина заглядывайте глубоко в себя для того, чтобы понять, каков ваш вклад в противоборство. Не нужно винить во всем другого человека. Сначала осознайте, что главная причина вашего страдания - семя гнева внутри вас, что поступки другого человека вторичны.

118

Когда вы начинаете понимать свою роль в конфликте, то чущ. М вуете облегчение. Вы умеете осознанно дышать, контролировал свой гнев и высвобождать свою отрицательную энергию, поэтому,, 1 прошествии пятнадцати минут чувствуете себя гораздо лучше.

Но другой человек, возможно, до сих пор испытывает адские ки. Наверно, он сильно страдает. Ваша любимая это ваш цветок, ■ вы ответственны за нее. Вы дали обет заботиться о ней. Вы знаете Щ том, что вы отчасти ответственны за поведение человека, котороД любите, потому что вы забыли о духовном развитии и не заботилиЛ о своем внутреннем цветке. Вы сострадаете ему и сразу же чувсД вуете желание возвратиться и помочь ему. Возможно, другой челЛ век очень дорог вам. Если вы не поможете ему, кто придет к нему ц J помощь?

В тот миг, когда вы ощутили желание возвратиться к другому ловеку и помочь ему, вы знаете о том, что вся ваша энергия гнсцЛ превратилась в энергию сострадания. Ваша духовная практика прцГ несла благой плод. Компост, мусор снова превратился в цветок. ЭтЛ может занять пятнадцать минут, полчаса или час, в зависимости oJ вашего качества сосредоточения, от уровня осознанности, а также oJ того, сколько мудрости и понимания вы приобрели благодаря своей духовной практике.

Возможно, сегодня только вторник, и у вас еще есть три дня в 3aJ пасе до пятницы. Вы не хотите, чтобы другой человек продолжав беспокоиться и страдать. Поэтому после того как вы осознали свою| ответственность, вы сразу же поднимаете телефонную трубку и зво/ ните ему. Вы говорите: «Послушай, теперь у меня на душе гораздо] светлее. Меня подвело то, что я неправильно оценивал ситуацию. очень хорошо понимаю, что мы оба заставили друг друга страдат Прошу тебя, не беспокойся о пятничной встрече». Вы делаете это иШ любви.

Чаще всего гнев рождается из заблуждения. Если вы ищете при^ чину своих страданий и обнаруживаете, что ваш гнев рождается из| неправильного восприятия, тогда вы должны сразу же сказать об! этом другому человеку. Он не хотел заставлять вас страдать, не хо-1 тел вредить вам, но вам показалось, что именно он стал причиной! ваших мук. Каждый человек должен регулярно анализировать со| всем вниманием то, как он воспринимает жизнь. И не важно, кто он: отец, мать, ребенок или супруг.

Вы уверены в своей правоте?

Один человек надолго уехал из родного города. Его жена была беременна, когда он покинул дом, но он не знал об этом. Когда он возвратился домой, жена воспитывала ребенка. Мужчина стал по-

119

ВЪевать, что этот маленький мальчик - не его сын. Он решил, что Ка родила ребенка от соседа, который часто приходил к ним и Ьмогал по дому. Мужчина стал смотреть на маленького мальчика с ■ [Озрением. Он возненавидел ребенка. В лице этой крохи он видел ■ цо соседа. Затем однажды к нему в первый раз за много лет прие- ш в гости брат. Он посмотрел на ребенка и воскликнул: «Как он Ьхож на тебя! Этот ребенок - твоя точная копия!» Брат восстано-ш мир в его доме, потому что он помог ему избавиться от своих

«блуждений. Но этот человек пребывал в плену иллюзий двена-|ать лег. Отец сильно страдал. От его ненависти глубоко страдала Нна и, конечно же, маленький мальчик.

I Мы все время действуем на основе ложных представлений. Нам Ведует подвергать анализу любое свое мнение. Посмотрите на кра-швый закат. Возможно, вы уверены в том, что видите солнце таким, В|кое оно есть прямо сейчас, но любой ученый скажег вам, что вы Вспринимаете образ солнца с восьмиминутным опозданием. Свет ■ тит от солнца к земле восемь минут, покрывая огромное расстояние в космосе. То же самое верно в отношении других звезд. Возможно, когда вы видите какую-то звезду, то полагаете, что она существует прямо сейчас, тогда как в действительности она, может Выть, уже сгорела одну, две или десять тысяч лет назад.

Мы должны очень осторожно относиться к своим мнениям, иначе нам придется туго. Я советую вам написать на бумаге фра^у: «Ты ■ Уверен?» и повесить это напоминание на стену в своей комнате. В вольницах врачи развешивают на стенах бумагу с похожими надпивши: «Даже если ты уверен, проверь еще раз». Это мера предосторожности для того, чтобы как можно больше болезней выявлять на Вванней стадии, ведь потом человека будет гораздо сложнее выле-Вшть. Врачи не держатся за устоявшиеся клише, они пытаются олре-Велить признаки скрытого заболевания. Но мы тоже можем воспользоваться их лозунгом «даже если ты уверен, проверь еще раз». Мы ■ сами заставляем себя страдать, причиняем себе и своим любимым Вудскис муки из-за своих ложных представлений. Вы уверены в том, Вдго ваше мнение справедливо?

Некоторые люди страдают из-за своих заблуждений десять или I даже двадцать лет. Они уверены в том, что некто предал или нена-

* видит их, несмотря на то, что тот человек испытывает по отношению к ним самые добрые чувства. Человек, который стал жертвой [ собственной иллюзии, причиняет много душевной боли как себе, так и окружающим людям.

Когда вы сердитесь и сильно страдаете, я прошу вас возвратиться и тщательно исследовать содержание, природу своих представле-

120

ний. Если вы сможете развеять заблуждение, то в вас восстанови тЛ покой, счастье, и вы сможете снова полюбить другого человека.

Посмотрите на гнев вместе.

Когда другой человек знает, что вы стараетесь изо всех сил noj правиться^ ищете причину своего гнева, он также чувствует побуяи дение заняться духовной практикой. Он будет ехать в автомобиле или варить обед и в этот момент подумает: «А как же я? Может быть, я тоже чем-то обидел его?» И у него тоже появится желание проанализировать свое поведение. Он знает, что в прошлом в otbci на ваши поступки тоже огорчал вас. Этот человек начинает сомнеЛ ваться в своем мнении о том, что он не ответственен за вашу душенную боль. Если он поймет, что не был благороден в каких-то своих| поступках или высказываниях, то позвонит вам или отправит noj электронной почте письмо со своими извинениями.

Итак, если вы оба в течение недели осознаете, что к чему, тогда вам не нужно ждать пятницу. В таком случае пятничный ужин станет для вас праздником, ведь вы сможете сесть вместе и насладиться вкусной едой или чашкой чая с куском торга. Вы сможете радоваться своим добрым отношениям.

Делитесь всем, даже когда это трудно сделать.

Если ни один из вас не достиг успеха в своей духовной практике. тогда в пятницу вам нужно будет внимательно слушать и доброжелательно говорить. Тот, кто гневается, имеет право высказать другому человеку то, что у него на душе. Если гневается ваш собеседник, тогда вам следует просто выслушать его, поскольку вы обещали слушать, не реагируя. Вы изо всех сил стараетесь слушать сострадательно. Вы слушаете человека не для того, чтобы судить, критиковать или анализировать. Вы слушаете его лишь для того, чтобы помочь ему выразить свои мысли и чувства, облегчить страдания.

Когда вы делитесь своими страданиями, у вас есть право высказать все, что у вас на душе. Ваш долг поделиться своими переживаниями, потому что другой человек имеет право знать все. Вы дали друг другу определенные обещания. Вы должны рассказать ему обо всем, что накопилось в вашем сердце, но только с одним условием: говорить следует спокойно и доброжелательно. Если вы чувствуете, что в вас нарастает раздражение, что вы вот-вот потеряете контроль над собой, самообладание, то должны остановиться. Скажите: «Откровенно говоря, я не могу продолжать исповедь. Давай встретимся завтра. Мне нужно еще практиковать осознанную ходьбу и осознанное дыхание. Сегодня я не в лучшей форме, поэтому мне, возможно, не удастся закончить свою речь доброжелательно». Другой человек

121

■ Цсится перенести встречу на другой день. Например, вы можете

Иетиться в следующую пятницу. I ели вы слушающая сторона, то также практикуете осознанное

Канне. Дышите осознанно для того, чтобы освободиться от всяких Кний и представлений. Это позволит вам внимательно слушать. Кушайте сострадательно, всем существом, чтобы другой человек

■ увствовал облегчение. В вас в самом деле есть семя сострадания. Ht> прорастет, когда вы поймете, что другой человек сильно стра-Кт. Поэтому вы клянетесь быть Бодхисаттвой, великим существом, Кгорое умеет внимательно слушать. Бодхисаттва великого состра- Н|ия должен быть настоящим человеком, а не просто фантазией.

чагодаря состраданию вы не совершаете ошиоки.

ы можете ошибаться, только когда забываете о страданиях дру- Кго человека. Вы склонны верить, что плохо только вам, а другой ■ повек якобы получает удовольствие, созерцая ваши мучения. Вы Кдете говорить ему колкости, пойдете на низость, поступите с ним ■ естоко, если вы в самом деле вериге, что страдаете только вь(, что Кугой человек вовсе не страдает. Если вы поймете, что другой че-Квек глубоко страдает, то сможеге уподобиться внимательно слушающему Бодхисаттве. Так вы развиваете в себе сострадательность. ■ вы можете сохранять в себе сострадательное настроение все вре-Ki, пока слушаете. Вы станеге лучшим врачевателем для своего собеседника.

Другой человек может во время своей исповеди осуждать вас, 1ая только о вражде и мести. Его речь может оказаться циничной 1 недоброжелательной. И все же вы остаетесь по-прежнему сострадательными, поэтому его речь никак не воздействует на вас. Нектар ^страдания чудесен. Если вы полны решимости сохранить в себе сострадания, он защитит вас. Слова другого человека не вызовут вас вспышку гнева и раздражения, потому что сострадание это на-гоящее противоядие против гнева. Только сострадание способно исцелить вас от гнева. Поэтому развитие в себе сострадательности pro очень хорошая духовная практика.

Сострадание возникает только благодаря пониманию. Что же я понимаю? Я понимаю, что другой человек страдает, что я должен помочь ему. Если я не помогу ему, то кто ему поможет? Вы слушаете другого человека и, возможно, отмечаете в его речи множество свидетельств заблуждения. Но вы все равно остаетесь сострадательными, потому что знаете о том, что этот человек стал жертвой собственных иллюзий. Если вы попытаетесь поправлять его, этот человек, возможно, просто замолчит, так как вы не позволите ему высказаться, выразить свое мнение. Лучше сядьте и внимательно слушай-

122

те с самыми добрыми намерениями. Так вы наилучшим образом п можете своему собеседнику.

Если вы хотите обратить его внимание на некое заблуждение, т гда вам придется подождать благоприятного момента. Когда в слушаете, то стремитесь лишь дать человеку возможность выгов риться, поделиться тем, что у него на душе. Вы ничего не говорите Пятничный ужин будет полностью посвящен исповеди этого чело века. Вы же просто слушаете. Затем, по прошествии нескольки дней, когда этому человеку гораздо лучше, вы мягко замечаете, чт его восприятие следует немного поправить: «Недавно ты сказал мне как ты воспринимаешь происходящее. Но в действительности все было несколько иначе. Послушай, как я вижу эту ситуацию...» Поправляя другого человека, говорите мягко и доброжелательно. Если возникнет потребность в чужой помощи, попросите того, кто знает, как обстояло дело, рассказать этому человеку о том, как разворачивались события, чтобы он избавился от своих иллюзий.

Терпение - признак настоящей любви.

Гнев - живое существо. Он приходит, а уйдет лишь по прошествии некоторого времени. Даже если у вас есть веские доводы, которыми можно убедить другого человека в том, что его гнев вызван заблуждением, я все же прошу вас не приступать к уговорам прямо сейчас. Как и жадности, алчности и прочим помрачениям, гневу тоже нужно какое-то время для того, чтобы угаснуть. Так обстоит дело даже после того, как другой человек понял, что он неправильно оценил ситуацию. Когда вы отключаете вентилятор, его лопасти по инерции совершают еще несколько оборотов, прежде чем полностью остановятся. То же самое верно в отношении гнева. Не думайте, что другой человек сразу же успокоится. Такие ожидания не реалистичны. Вы должны позволить гневу медленно угаснуть. Не спешите.

Терпение - признак настоящей любви. Отец должен проявлять терпение для того, чтобы продемонстрировать свою любовь сыну или дочери. Точно так же должны вести себя мать, сын и дочь. Если вы хотите любить, то должны быть терпеливыми. Если вам недостает терпения, тогда вы не можете помочь другому человеку.

Вы должны проявлять терпение и в отношении самого себя. Вы научитесь контролировать гнев только по прошествии какого-то времени. Если вы хотя бы пять минут будете практиковать осознанное дыхание, осознанную ходьбу, то сумеете эффективно смирять свой гнев. Если пяти минут недостаточно, тогда пусть это займет десять минут или пятнадцать, если нужно. Посвятите своей духовной практике столько времени, сколько вам нужно. Медитация

нанного дыхания или осознанной ходьбы по улице - прекрасное едство контролировать свой гнев. Помогает даже бег трусцой. Ковы варите картофель, вам нужно поддерживать в очаге огонь мерно пятнадцать или двадцать минут. Вы не можете есть сырой офель. Вы должны преобразить свой гнев в пламени осознанно-. Вам понадобится примерно десять или двадцать минут. Воз-жно, вам придется потратить больше времени.

Мы одерживаем победу.

Когда вы варите картофель, то должны положить на горшок крышку, чтобы из него не выходил жар. Вы сосредоточены. Когда ш\ проводите медитацию осознанного дыхания или осознанной Ьдьбы, пытаясь совладать со своим гневом, ни на что больше не ■ твлекайтесь. Не слушайте радио, не смотрите телевизор, не читайте книгу. Закройте горшок и занимайтесь лишь одним делом. Погрузи-Весь в медитацию на ходьбу или внимательно отслеживайте свое ■ ыхание. Главное - направить все свои силы на умиротворение гнева, как будто вы успокаиваете своего маленького ребенка.

После того как вы какое-то время исследовали и смиряли свой ■ нев, возникает озарение, и сила гнева спадает. В такой момент вы ■ очувствуете большое облегчение, и вам захочется возвратиться и I помочь другому человеку. Когда вы снимете с горшка крышку, кар-| тофель будет вкусно пахнуть. Ваш гнев превратится в энергию лю-I бящей доброты.

Да, именно так это и происходит. Для примера вообразите тюль-I паны. Когда солнечной энергии достаточно, тюльпаны сами откры-I вают свои бутоны и направляют их навстречу солнечным лучам. I Ваш гнев это своеобразный цветок. Вы должны излить на него сол-I нечные лучи осознанности. Пусть ваша энергия осознанности проникнет в энергию гнева. Если вы будете сохранять осознанность пять или десять минут, ваш гнев преобразится.

Каждое умственное образование (гнев, зависть, отчаяние и пр.) чувствительно к осознанности точно так же, как все растения чувствительны к солнечным лучам. Развивая энергию осознанности, вы сможете исцелить свое тело и сознание, потому что осознанность это энергия Будды. Христиане говорят, что Иисус носил божественную энергию, Святой Дух в себе. Поэтому Иисус смог исцелить такое множество людей. Его целительную энергию назвали Святым Духом. В буддистском варианте эта энергия называется энергией Будды, энергией осознанности.

Осознанность содержит энергию сосредоточенности, понимания и сострадания. Таким образом, практика буддистской медитации позволяет нам создать энергию, которая наделит нас сосредоточени-

124

ем, состраданием, понимание, любовью и счастьем. В буддистских центрах медитации все люди развивают именно эти качества, поэтому все вместе мы создаем мощную коллективную энергию, которая окружает наше пространство и защищает нас и тех, кто пришел к нам.

Даже после одной медитации мы замечаем, что уже можем справляться со своим гневом. Мы одержали победу на благо себя и своих любимых. Если мы терпим неудачу, тогда плохо как нам, так и нашим любимым. Но когда мы побеждаем, то приносим пользу не только себе, но и окружающим. Итак, даже если другой человек не знает о том, что мы практикуем, мы все равно можем работать не только ради себя, но и ради него. Не ждите, когда другой человек станет практиковать, чтобы присоединиться к его работе. Вы можете практиковать ради вас обоих.

Глава 5

СОСТРАДАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

возможно, когда-то в прошлом вы не могли общаться со своими родителями. Вы жили в одном доме с родителями, но чувствовали, что они очень далеки от вас. Из-за этого страдает как ребенок, так и его отец, мать. И вы и они полагали, что между вами есть лишь непонимание, ненависть и отчуждение. Родители и ребенок не знают о том, что каждый из них умеет понимать, прощать и любить друг друга. Поэтому очень важно осознать положительные свойства, которые всегда есть в нас. Они не позволят гневу и другим отрицательным качествам взять над нами верх.

Солнечные лучи за облаками.

Когда идет дождь, нам кажется, что солнечного света нет. Но если мы поднимемся на самолете поверх облаков, то снова откроем для себя солнечный свет. Мы понимаем, что солнечный свет лучится всегда. Когда мы гневаемся или переживаем отчаяние, наша любовь никуда не исчезает. Мы сохраняем способность общаться, прощать, сострадать. Вы должны верить в это. Мы больше своего гнева, больше своих страданий. Мы должны сказать себе, что у нас действительно есть способность любить, понимать, сострадать. Если вы знаете это, тогда не впадете в угнетенное состояние духа, когда будут лить дожди. Вы понимаете, что несмотря на дождь где-то наверху по-прежнему изливается солнечный свет. Скоро дождь пре-

125

кратится, и тогда снова засияет солнце. Храните надежду. Если вы будете напоминать себе о том, что у вас и у другого человека все еще есть положительные качества, то не забудете о своей способности прорываться за облака с тем, чтобы в вас обоих снова проявились ваши лучшие качества.

Именно для этого мы медитируем. Духовная практика поможет, вам ощутить солнечный свет, прикоснуться к Будде, к вашей внутренней божественности, чтобы вы смогли изменить ситуацию. Вы рожете называть эту божественность как угодно, любым термином, который вы узнали из своей духовной традиции.

В глубине души вы должны всегда помнить о том, что умеете Выть безмятежным. Все время уверяйте себя в том, что энергия Буд-ды заключена в вас. Вам нужно лишь попросить ее о помощи. Вы можете сделать это, выполняя осознанное дыхание, осознанную кодьбу или сидячую медитацию.

Научитесь внимательно слушать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал