Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая безопасность как система
Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить её устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Экономическая безопасность страны представляет сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: ê производственная; ê финансовая; ê продовольственная; ê энергетическая; ê инфраструктурная; ê инновационная; ê внешнеэкономическая. Производственная безопасность – основа экономической безопасности. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учётом эффективных внешнеэкономических связей. Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются: ê износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов; ê высокая энерго- и материалоёмкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих; ê неустойчивое финансовое положение предприятий, дефицит оборотных средств; ê наличие устаревших технологий; ê высокий уровень монополизации в производственной сфере; ê сохранение сложившейся структуры производства без учёта спроса на выпускаемую продукцию. Для повышения производственной безопасности необходимы: ê структурная модернизация экономики путём приоритетного развития наукоёмких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоёмких производств с высокой долей добавленной стоимости; ê повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; ê переход на инновационный путь развития экономики; ê социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг. Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчётных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платёжного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счёт собственного производства. Институтом аграрной экономики Национальной академии наук Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) – не менее 70%. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объёмы невелики и занимают не более 3–5% общего товарооборота. Энергетическая безопасность имеет важно значение, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15% общего объёма потребления). Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трёх основных видов топлива, например, для многих стран – природного газа, нефти, угля. При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится то, что на долю природного газа приходится около 60% валового потребления топливно-энергетических ресурсов. С учётом постоянной тенденции роста цен на газ в перспективе станет невыгодным производить электроэнергию на собственных электростанциях, использующих этот вид топлива. К потенциальным внутренним угрозам энергетической безопасности Беларуси относятся: ê превышающий критический уровень износа основных фондов предприятий как топливно-энергетического комплекса, так и потребителей энергоресурсов; ê недостаточно надёжная инфраструктура (линии электропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; ê высокая энергоёмкость отечественного производства. К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся: повышение цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнёрами. В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85–87% топливных ресурсов. В пересчёте на тонны нефтяного эквивалента 70% потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ. Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ. Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить долю дров и торфа в топливном балансе страны. Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоёмкость ВВП). В Республике Беларусь в последние годы данный показатель составляет менее 1%, что является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остаётся высокой. Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учётом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: ê конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; ê объёмы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объёму ВВП; ê товарную диверсификацию экспорта и импорта; ê долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции; ê внешнюю задолженность.
|