![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ процесса взаимодействия по Р. БейлсуСтр 1 из 6Следующая ⇒
Форма № 1 Аналитический отчет о работе психологической службы 1. Анализ состояния психологической службы (структура, состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.). 2. Обобщенный анализ направлений диагностической деятельности центра. 3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого психологами. 4. Анализ результатов мониторинга ведения курсов направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы. 5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой психологами центра. 6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения. 7. Анализ имеющейся документации и технического обеспечения, оборудования кабинета психологической службы. РАЗДЕЛ 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ И ОПРОСА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА Методика № 1. Анализ процесса взаимодействия по Л.Бейлсу Анализ процесса взаимодействия по Р. Бейлсу Диагностическая цель. Исследовать межличностное взаимодействие во всей полноте. Наблюдение ведется не только за невербальным, но и за вербальным поведением. Прежде всего, необходимо сформулировать исследовательские интересы и выбрать адекватную социальную ситуацию. Рекомендуется вести наблюдение либо за одним человеком в разных социальных ситуациях, либо за разными группами (парами). Наблюдение следует вести не менее получаса, но для анализа можно выбрать небольшой, длительностью от 5 до 15 минут, фрагмент. Рекомендуется анализировать взаимодействие в конце получасового периода наблюдения, поскольку к этому моменту участники привыкнут к наблюдению, их поведение станет более естественным. Другой, предпочтительный критерий отбора временного отрезка для анализа — информативность, содержательность взаимодействия. Это могут быть: вспыхнувший конфликт, внезапная интрига или тема, личностно значимая для всех участников.
Бланк наблюдения
Анализ межличностных интеракций включает четыре этапа. На первом ведется наблюдение за содержанием взаимодействия и за обсуждаемыми темами. Выделяются единицы взаимодействия, например жесты или реплики, и относятся к одной из категорий по схеме Бейлса (см. бланк). На этом этапе наблюдения можно фиксировать на бланке, в столбце, соответствующем данному испытуемому. На втором этапе необходимо наблюдать за процессом взаимодействия и за его течением. Выделяются последовательности действий, например, упрек — оправдание и ответное нападение — уход от оправдания и смена темы. Необходимо выделить стратегии поведения коммуникаторов, используя единицы анализа разного уровня (от жеста или слова до целостного действия, обмена репликами или рассказа). Выделяются регулярность, повторение сочетаний коммуникативных действий. На третьем этапе проводится беседа с человеком (парой, группой), за которым велось наблюдение. Выясняется, что происходило во взаимодействии с его точки зрения, какой смысл имели те или иные коммуникативные действия. На четвертом этапе составляется отчет. Необходимо связать вместе записи («факты»), гипотезы, интерпретации и выводы. Проблемы взаимодействия закодированы латинскими буквами: А — ориентация, В — оценка, D — принятие решения, Е — управление напряжением, F — интеграция
|