Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические течения






В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы:

· представители " старого", феодального дворянства и англиканского духовенства (опора абсолютизма и англиканской церкви);

· лагерь оппози­ции режиму (новое дворянство и буржуазия под общим названием " пуритане" ).

Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под зна­менем " очищения" англиканской церкви, завершения рефор­мации и создания новой церкви, независимой от королев­ской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто свет­ский характер, во многом объяснялась особой ролью англи­канской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю­ции в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия и верхушка джентри);

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);

· левеллеров.

Максимальным требованием пресвитериан было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политиче­ская программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот­ландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятель­ных граждан. Просвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или " конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых стал О. Кромвель, добивались, как минимум, установления огра­ниченной, конституционной монархии. Их программа пре­дусматривала также признание и провозглашение неотъ­емлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата ме­стных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. " Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктату­ру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к рес­таврации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выде­лились так называемые левеллеры, которые стали пользо­ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и кре­стьян. В своем манифесте " Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеоб­щего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы слож­ной и громоздкой системы " общего права". Идеи левелле­ров заняли важное место в дальнейшей идейно-политиче­ской борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.
Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требова­нием уничтожения частной собственности на землю и пред­меты потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопическо­го коммунизма.

Образование Московского централизованного государства в период правления Ивана III.

 
 

Начатый первыми московскими князьями процесс собирания земель и укрепления своей власти активно продолжался. И после многолетней тяжелой борьбы между князьями Москва необратимо превращается в политический центр раздробленных русских земель, в столицу нарождающегося мощного государства, размеры которого потрясали воображение современников.

Иван III (1440-1505) присоединяет Новгород (1478), отменив вече и посадив своего намест-ника. За этим последовали особенно важная в политическом отношении Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоя-нием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном 3 стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.

Наряду с расширением территории и борьбой за независимость московские князья ставили перед собой задачи укрепления хозяйства, создания сильной системы управления и большого вой-ска. В этот период они расширяют практику пожалования своим служилым людям поместий. В отличие от вотчин эти земли оставались государственной собственностью и давались во времен-ное пользование только на период службы, особенно военной. При Иване III был принят Судебник (1497), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь единожды в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября) при условии уплаты пожилого – компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук.

Начинает налаживаться система органов центрального управления. Она включала казну (фи-нансовые, внешнеполитические и другие общегосударственные дела), дворцы (управление из цен-тра вновь присоединенными землями), наместников (назначаемых из центра правителей уездов) и пр. Московские князья принимали меры к укреплению своей власти. Все стороны государствен-ной жизни подчинялись специально разработанному торжественному ритуалу.

Длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завер-шался. Иван 3 Третий принял титул Великого князя Всея Руси. Он имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой всадник, дерущийся с драконом, и надпись вокруг: «Иоанн, Божией милостью господарь всея Руси». Москва стала центром боль-шого русского централизованного государства. Она объявляется преемницей Византии и центром православия. Идея союза княжеской власти с христианским миром воплотилась в философию: «Москва-третий Рим».

 

* * *

 

Итак, Киевская Русь (IX-XII вв.) – общество военной демократии, страна торговли и городов – самым активным образом включалась в европейские дела. Это в сущности раннесредневековое общество, в котором лично свободные люди являлись преобладающей социальной категорией.

Однако с середины XII в. здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Киевской Руси: она распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Этот фактор обусловил ослабление оборонной мощи государства, Русь подверглась вторжению иноземных завоевателей (шведов, литовцев, немцев) и в начале XIII в. была порабощена Золотой Ордой.

Длительное монголо-татарское иго оттеснило Русь, задержало ее развитие на два-три столе-тия, возможно, и обусловило евроазиатское россиянство.

Во второй половине XIII-XIV вв. московские князья начали процесс собирания земель и ук-репления своей власти, который проходил в трудных условиях противостояния золотоордынцам, а также преодоления сепаратизма удельных князей. Он сопровождался выдвижением на историче-скую арену Руси нового сословия – военно-служилого дворянства (помещиков) в качестве соци-альной опоры великокняжеской власти и утверждением поместной системы землевладения. Этот процесс завершился образованием на рубеже XV-XVI вв. мощного государства, потребовавшего жесткой централизации власти. Прогрессивный процесс формирования единого государства со-провождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.

9. Укрепление государственной власти в России при Иване IV

· После смерти Ивана III великим князем стал его старший сын от второй жены Василий III (1505-1533)

· Новый великий князь продолжал политику своего отца. При нем была окончательно ликвидирована самостоятельность последних остававшихся неприсоединенными русских земель. В 1510 г. закончилась самостоятельная история Пскова, а в 1521 г. подобная участь постигла и Рязанское княжество.

· При Василии III возросла мощь русской армии. В ее составе появилось постоянное подразделение - наряд. Укрепились дипломатические отношения с Германской империей и Ватиканом.

· Во второй брак вступил с Еленой Глинской, племянницей выходца из Литвы князя Михаила Львовича Глинского.

· Детство Ивана IV – сына Василия III и Елены Глинской прошло в период " боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть.

· Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась " Избранная рада.

· В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступает с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел.

· Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой.

· Принятие Судебника положило начало ряду реформ. Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность.

· В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования.

· В этом же году было объявлено " Уложение о службе" , уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно " Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

· Ограничение местничества (ме́ стничество — в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица).

· Создание постоянного войска (стрелецкого). В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

· Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов.

· В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство.

· Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.