Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманизм в Римской курии. Энеа Сильвио Пикколомини.
Центр папства - Римская Курия - представляет собой в 1-й половине 15 века важнейший «перекресток» для отношений между итальянскими государствами и для других европейских стран. Выдающимся примером сочетания церковной власти и гуманистической культуры стала жизнь папы - Пия II (1405-1464). Пикколомини родился в городке Корсиньяно в аристократической семье, участвовал в Базельском соборе, где выступал против папской власти. Стал священником полагая, что задача церкви состоит в том, чтобы защищать от угрозы, исходящей от Востока, христианскую - и в то же время гуманистическую - культуру, в 1458 был избран папой. Его гуманизм отличался стремлением к эрудированности и филологическим познаниям. Ему принадлежит своего рода политическая и интеллектуальная автобиография «Комментарии о памятном», события в которой описаны до 1463 г. Кроме многочисленных сочинений исторического и географического характера, обширной переписки, ему принадлежат три литературных произведения, написанных в 1444 г.: комедия «Кризис», трактат «О нищете церковных придворных» (о жизни при кардинальских подворьях), и новелла «История двух влюбленных».
18. " Критическая филология" Лоренцо Валлы. Родился в семье римского юриста, служившего в папской курии. Учился греческому языку, изучал риторику в кругу римских гуманистов. Безуспешно пытался получить место в курии. Покинув в Рим, Валла преподавал риторику сначала в частной школе, а позже в университете Павии. В эти годы Валла серьезно изучает филологию, риторику, работает над этико-философским сочинением «Об истинном и ложном благе», ставшим одним из главных трудов его жизни. В Неаполе становится секретарем короля Альфонса Арагонского. Там создает наиболее значительные произведения: «О свободе воли», «Диалектика» (резкая критика средневековой логики за сложный язык. Отверг ее претензии на роль универсального научного метода), завершает «Элеганции»; пишет два критических антицерковных сочинения - «О монашеском обете» (он ставит под сомнение правомерность самого существования монашества как церковного института) и «Рассуждения о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» ( выступил против юридического и морального права пап на светскую власть и обличил римский престол в бесчисленных преступлениях, совершенных за тысячелетнюю историю его существования). За это был привлечен к суду инквизиции, одноко за него заступился неаполитанский король. Но уже в следующем году Валла публикует ряд сочинений, в которых отстаивает свои взгляды, высказанные а предыдущих произведениях. Пишет «Историю короля Фердинанда Арагонского», в которой развивает традиции гуманистической историографии. При новом папе Николае V Валла возвращается в Рим и получает должность апостолического секретаря. Создает значительный филологический труд: «Критический текстологический комментарий к Новому Завету», публикует «Элеганции» в 6 книгах, которые быстро получают широкое признание (разбирает части речи, поясняет значение специальных терминов, выявляет ошибки писателей, рассматривает важные грамматические вопросы). К последним годам его жизни относятся несколько богословских сочинений - «О таинстве пресуществления», «Похвала святому Фоме Аквинскому».
|