Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззрение и творчество Л.Б.Альберти.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) происходил из знатной флорентийской семьи. Родился в Генуе, где его отец находился в изгнании. Изучал каноническое право в Болонском университете, а также посещал лекции по греческому языку и литературе. Получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а позже - место в папской канцелярии. В Риме занялся изучением картографии, теории живописи и архитектуры, математики. Начиная с 40-х годов, Альберти выступает и как архитектор-практик, ему принадлежит ряд проектов - палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, храмы в Мантуе и Римини, постройки в Риме. Первые работы Альберти относятся к 20-м годам. Это литературные произведения: комедии «Филодокс», «Деифира» и некоторые другие. В период 30-х - начал 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском: «О преимуществе и недостатках ученых», «О праве», «Понтифекс»; диалоги на моральные темы на volgare: «Теодженио», «О семье», «О спокойствии души». В зрелый период творчества - в 40-е - 60-е гг. - Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре, архитектуре («De pictura», «De statua», «De re aedificatoria»), цикл «Застольные беседы» ( дает о себе знать резко сатирическое заострение картины упадка нравов). Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы 15 в. Среди последних произведений Альберти - утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» и диалог на volgare «Домострой». Альберти создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии. В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны. Главным условием успешного противостояния античной богине судьбы должны стать, по мнению гуманиста, усилия самого человека. Альберти всячески возвеличивает природные способности человека, высоко ценит его разум, знания, творческую силу.
После смерти Козимо де Медичи в 1464 г., а затем и его сына Пьеро в 1469 г., власть над городом переходит в руки сына Пьеро - Лоренцо, которого вскоре прозвали Великолепным. До своей смерти в 1492 г. он руководил политической жизнью города. Самым сложным моментом его правления был заговор, которым руководило семейство Пацци, целью которого было покушение на жизнь Лоренцо и его младшего брата Джулиано. Заговорщики осуществили его 28 апреля 1478 г. во флорентийском Santa Maria del Fiore, во время церковной службы. В результате покушения Джулиано погиб, а Лоренцо подверг заговорщиков жестоким репрессиям и укрепил положение своей семьи, став фактически единоправным властителем города, хотя его власть и не была закреплена юридически. Лоренцо проводил очень осторожную политику в отношении других итальянских государств, приложил немало усилий для поддержания равновесия между ними, значительно укрепил престиж города как в Италии, так и за границей. Его дворец на via Larga и виллы в пригородах стали местами собраний многочисленных поэтов и художников. Особенности, характерные для периода правления Лоренцо Великолепного: 1. именно в это время зарождается «флорентийский миф», согласно которому город стал «новыми Афинами» - самым крупным в Европе центром науки и искусства; 2. углубляется интерес к изучению греческого языка и культуры (особую роль сыграло в этом преподавание во Флорентийском университете Иоанна Аргиропула); рождается новая философия, тесно связанная с учением Платона и неоплатоников; 3. поддерживается и традиция городской литературы, уделяется значительное внимание литературным формам на volgare, непосредственно связанным с жизнью города (именно volgare использует группа литераторов, объединившихся вокруг самого Лоренцо, в которую входили представители и аристократии, и зарождающейся буржуазии). Начало 1470-х годов ознаменовано активным возрождением литературы на volgare, связанной, с одной стороны, с авторами Треченто; с другой - соперничающей с новой гуманистической культурой и культом античности; 4. Флоренция подтверждает непрерывность своей культурной традиции и становится моделью центра культуры для всей Италии. Однако годы правления Лоренцо не были безоблачными: «новые Афины» так и не смогли создать прочное равновесие между человеком и миром; красота, к которой так стремились художники и поэты, в любой момент могла быть разрушена меняющейся и враждебной реальностью. В последние годы жизни Лоренцо социальное равновесие было нарушено проповедями монаха Джероламо Савонаролы, результаты которых сказались уже после смерти Великолепного и навсегда разрушили мечту и красоте и гармонии. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ВО ФЛОРЕНЦИИ Неоплатонизм - философия, разработанная греческим философом Платоном, согласно которой сила божественной любви присутствует во всей реальности, а кульминация человеческого опыта заключается в достижении созерцания абсолютной божественной благодати. Неоплатонизм является неотъемлемой частью многих философских течений Чинквеченто, распространяется в придворных кругах во внешних, светских формах и часто смешивается с общими положениями платонизма, особенно в трактатах о природе любви). Стал чем-то вроде официальной философии Флоренции, хотя непосредственно с государственной политикой он связан не был. Его центром стала Платоновская Академия, т.е. гуманистический кружок, собиравшийся вокруг Лоренцо Великолепного. гуманисты из окружения Лоренцо Медичи обращались главным образом к диалогам Платона, в которых излагалась теория любви и красоты, — к «Пиру», «Федру», «Иону». Платон включался ими в неоплатоническую традицию поздне-эллинской философии и раннего христианства. Такое понимание Платона способствовало возрождению в кружке Лоренцо повышенного интереса к Данте, Петрарке и лирикам «сладостного нового стиля».
Приход войск Карла VIII во Флоренцию в 1494 г. вынудил к бегству сына Лоренцо Великолепного Пьеро де Медичи и восстановил в городе республиканскую власть, которая до 1498 г. политически и морально держалась на проповедях доминиканского монаха Джироламо САВОНАРОЛЫ. Савонарола родился в 1452 г. в Ферраре и в 1489 г. был призван во Флоренцию проповедником в монастырь Св. Марка. Позвал его сам Лоренцо по совету Пико делла Мирандола, познакомившийся с ним раньше. Проповеди монаха сразу же получили большой резонанс в городе и в его окрестностях, в его словах чувствовалось ожидание больших потрясений, убеждение в том, что итальянское общество находится на краю пропасти, которой можно избежать только через глубокое религиозное обновление и отказ от светского гедонизма, охватившего все правящие слои. После смерти Лоренцо и с изгнанием Медичи пророческий дух проповедей Савонаролы все более усиливался. Флоренция, согласно его словам, должна была стать образцом гражданской жизни, в которой христианское сочувствие и поддержка противопоставлялись продажности и распущенности светской жизни. Это была попытка противостоять зарождающимся чертам общества синьорий и поддержать коммунальную традицию Флоренции, и она вызвала у населения порыв религиозности, моральное напряжение, страстное желание покаяния. Флоренция предстает как «новый Иерусалим», от которого должно начаться спасение Италии и всех христиан. Однако во имя христианской «простоты» Савонарола резко отвергал все те зрелища и развлечения, при помощи которых Лоренцо пытался держать под контролем пороки и недовольство в обществе. Савонарола выступал против светских черт гуманизма. Его борьба за коренное обновление опиралась на гражданскую тематику раннего флорентийского гуманизма и на все основные положения гуманизма христианского. Из его произведений стоит отметить религиозную поэзию, «Трактат о правлении и руководстве градом Флоренцией» и проповеди, переписанные его последователями. Под влиянием Савонаролы в городе был создан относительно демократический орган правления, решающую роль в котором играли ремесленники, - однако эта система сразу же вошла в противоречие с синьорией и с церковными учреждениями (следует отметить, что Савонарола видел в коррумпированном папе Александре VI воплощение Антихриста). Во Флоренции, оказавшейся в экономической и политической изоляции, вскоре получили преобладание силы, выступавшие против непреклонности монаха, во главе которых стояли богатая буржуазия и аристократия. Покинутый тем же «народом», на который он очень надеялся, Савонарола был приговорен к повешению и сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 23 мая 1498 г. После его смерти в городе установился умеренный республиканский строй, до тех пор пока в 1512 г., при поддержке испанских войск, во Флоренцию не вернулись Медичи. 22. Поэма Л.Пульчи " Морганте" и традиция рыцарского эпоса. Пульчи родился в 1432 г. во Флоренции, в знатной, но обедневшей семье. Получил обычное литературное образование, основанное на изучении латыни и крупнейших поэтов на volgare. Примерно в тридцатилетнем возрасте начал посещать дворец Медичи на via Larga, получая от Лоренцо различные поручения. Там вскоре оценили его шутливый, но острый язык, склонность к грубоватым простонародным формам и к диалектным словцам и выражениям. Ему нравилось выступать перед публикой, манипулировать языком, и его литературный темперамент был с интересом воспринят кружком интеллектуалов, собиравшихся вокруг Лоренцо. Крупнейшим произведением Пульчи стала героико-комическая рыцарская поэма, написанная октавами и чрезвычайно насыщенная комическими и сатирическими элементами, под названием «Моргант» - по имени главного героя-великана. В это время возвращается интерес к народным легендам, особенно к тем, в которых описывались подвиги Карла Великого и его паладинов, борьба христиан против иноверцев. В выборе тематики и в редактировании произведения Пульчи помогала советами мать Лоренцо Лукреция Торнабуони. Полный текст поэмы состоит из 28 песен и разделен на 2 части, написанные в разное время и представляющие собой как два разных произведения с существенными различиями. Первая часть «Морганта» (23 песни) была написана в 60-е годы. После были добавлены еще 5 песен и поэма вышла под названием «Большой Моргант». В сюжете своего произведения Пульчи в значительной степени использовал элементы произведений уличных сказителей развлекавших публику рассказами и подвигах героев каролингского эпоса и романов цикла о короле Артуре. Пульчи рассказывает о вражде между родом Кьяромонте, к которому принадлежит Орландо (Роланд) и его двоюродный брат Ринальдо, и родом Маганца, представителем которого выступает предатель Гано (Ганелон). Поэма завершается описанием Ронсевальской битвы и мести Карла за гибель Роланда. Доминирующая черта поэтики Пульчи – комическое, которое возникает от постоянного обращения к пародии и к гиперболизации. Она в гротескной форме изменяет персонажей, и нередко возвышенные и благородные герои оказываются лишенными своих героических достоинств. В 70-е годы ситуация, в которой находился Пульчи, изменилась: его нетерпимость по отношению к людям, игравшим значительную роль при дворе Медичи становилась все более ощутимой. Лоренцо все меньше привлекал его к политическим и культурным делам. Он предпринимал попытки вернуть былое расположение Лоренцо, однако безуспешно, к тому же был обвинен в занятиях колдовством и в ереси. В ноябре 1484 г., во время одной из поездок с Сансеверино, Пульчи скончался и был погребен как еретик, под покровом ночи и вне кладбищенских стен. Задуманная как прославление героических подвигов Роланда и французских паладинов, поэма опирается на два основных источника: в первой части – на «Орландо», во второй – «Испания». Сюжет поэмы, начинается с отъезда Орландо из Франции, поскольку рыцарь раздражен слабостью Карла Великого, который не в состоянии освободиться от интриг предателя Гано из рода Маганца. Орландо скитается по Пагании (стране язычников), попадая из одного приключения в другое, до тех пор пока не узнает, что Гано договорился с сарацинским королем Марсилио и они вместе представляют угрозу для Франции. После этого он возвращается защищать Карла и героически умирает во время сражения в Ронсевальском ущелье. Усилению игровой, бурлескной атмосферы способствует и включение в текст веселых и смешных эпизодов (застолья, насмешки, обман и т.п.). Преобладание комического начала в поэме и склонность к парадоксу не исключают, тем не менее, присутствия типичных элементов рыцарско-эпической традиции, таких как, например, магия и фантастическое, которые воплощены в образе Маладжиджи, двоюродного брата Ринальдо, способного призывать демонов и творить невероятные чары.
Лоренцо де Медичи Великолепный (1449-1492), несомненно, самый умный и выдающийся государь своего времени, был превосходным поэтом. Политика вступила у Лоренцо в непримиримое противоречие с его поэтическими произведениями. Но именно это противоречие и сделало его творчество явлением в литературе Кватроченто не только очень характерным, но и весьма существенным. Культурная политика Лоренцо была хорошо продумана. Его сочувственное отношение к Академии было отношением к ней главы государства, заинтересованного в распространении среди интеллигенции философии, которая это государство, по крайней мере, не подрывала. По образованию и эстетическим идеалам Лоренцо мог бы считаться типичным гуманистом второй половины Кватроченто, вобравшим в себя многое из культуры Флоренции. В стремлении сделать народный язык языком новой итальянской литературы, вторгшись в самую гущу городского фольклора, смело экспериментировал с просторечиями и с самыми различными народными формами и жанрами. Далеко не все поэтические эксперименты Лоренцо оказались удачными. Многие его произведения лишены единства. В первый период (1473-1477) творчества Лоренцо Медичи произведения, восходящие к петраркистской неоплатонической традиции (поэма «Спор», шуточные капитоли в терцинах, любовные сонеты) и сочинения, опирающиеся на фольклорную городскую традицию («Ненча из Барберино», «Пир», «Соколиная охота») образуют как бы две параллельные линии. Произведения, изображающие повседневную жизнь Флоренции. В них Лоренцо близок городской поэзии с ее наивным реализмом деталей. В этом смысле показательна небольшая поэма в октавах «Ненча из Барберино», возможно, являющаяся обработкой одного из фольклорных произведений. Поэма написана от лица простодушного крестьянина Валлеры, описывающего достоинства Ненчи. Однако за Валлерой ощущается Лоренцо, посмеивающийся над любовью грубоватого парня и его чрезмерно материальным пониманием красоты. Поэма комична, но комизм не переходит в карикатурность, и образ крестьянина, хотя он и подан иронически, остается жизненным. К народно-реалистическим произведениям Лоренцо примыкает новелла о Джакоппо, написанная в стилистической традиции «Декамерона». В ней изображен глупый горожанин, который, будучи одураченным священником Антонио, умоляет жену отдаться любовнику. Глупость Джакоппо - прямое следствие его слепой веры, а священник Антонио изображен в крайне неприглядном свете. Зрелый период творчества Лоренцо (1477-1492) характеризуется, главным образом, эклогами в терцинах («Аполлон и Пан», «Коринто») и поэмами в октавах («Амбра» и «Леса любви»). Он открывается книгой стихов «Комментарий к некоторым моим сонетам», законченной около 1481 г. В стихотворениях Лоренцо отошел от реалистичности своих ранних комических произведений и погрузился в мир вечной любви. Пытаясь соединить линии, которые до этого шли в его творчестве параллельно, Лоренцо создал мифологические эклоги. Ясное изображение природы почти всегда сопровождается в произведениях Лоренцо напоминаниями о скоротечности жизни. Отсюда, с одной стороны, прославление чувственных наслаждений, а с другой - уход в мир вечной красоты и гармонии, описание которого, строится на материале земной природы. В поэзии зрелого Лоренцо отразилось не только стремление к гармонии между человеком и природой, но и ощущение недостижимости этой гармонии. В конце творчества Лоренцо не отказался от традиционных городских жанров. В последние годы жизни он написал много лауд, плясовых и карнавальных песен. В их числе - «Триумф Вакха и Ариадны» и «Священное представление о св.Иоанне и Павле».
Анджело Амброджини, названный Полициано (1454-1494), интеллектуал при дворе Медичи. Потеряв отца, он еще совсем юным отправился во Флоренцию в поисках средств к существованию. Как начинающий поэт Полициано был представлен Медичи, с которыми оказался связанным на долгие годы: он стал сначала секретарем Лоренцо, а затем воспитателем его сыновей Пьетро и Джованни. Образование Полициано получил во Флорентийском университете. Полициано с увлечением занимался всем комплексом гуманистических дисциплин, особо выделяя поэтику и филологию, и проявлял интерес к традиционным университетским наукам - праву и медицине. Во Флорентийском университете он читал лекции по поэтическому и ораторскому искусству, комментировал сочинения римских поэтов - Стация, Овидия, Персия, излагал теорию красноречия Квинтилиана, а в последние годы преподавал философию Аристотеля. Уже при жизни Полициано завоевал славу выдающегося поэта и филолога. Он был автором многочисленных поэм на латинском языке и на volgare: «Стансы на турнир», «Сказание об Орфее», а также сборников филологических изысканий; первый из них был напечатан в 1489 г. Ему принадлежит историческое сочинение «О заговоре Пацци», где он описал события, связанные с покушением на жизнь Лоренцо и его брата Джулиано. Важным событием его переводы с греческого нескольких песен «Илиады» Гомера. Высоко оценивая античное риторическое искусство, Полициано отрицал, подражание выдающимся ораторам как метод овладения красноречием. Эту свою позицию он изложил в споре с гуманистом Паоло Кортезе, который считал образцовым риторический стиль Цицерона, рассматривал его как внеисторический эталон и видел смысл самого ораторского искусства в подражании блестящим ораторам. Полициано же полагал, что подражание убивает индивидуальный стиль, лишает речь органической целостности и жизненности.
Первым поэтическим опытом Полициано был перевод фрагментов «Илиады» на латынь. Полициано неоднократно возвращался к этому переводу и позднее как к стилистическому упражнению. За переводом последовали многочисленные поэтические произведения на греческом и на латыни (оды, эпиграммы, элегии), написанные на протяжении 70-х гг. и позднее, одной из характерных черт которых было «наслаждение», которое исходит из вещей и слов, и «разнообразие», опирающееся на различные поэтические модели. Лирика Полициано на volgare также разнообразна по жанрам и создавалась на протяжении всех 70-х гг. По жанрам она разделяется на rispetti continuati (ряд связанных между собой октав), rispetti spicciolati (независимые октавы, разделенные между собой), canzoni a ballo и canzonette (построенные на основе баллады). Лирика Полициано на volgare во многом отвечала стремлению Лоренцо создать новую литературу, связанную с тосканской традицией. Полициано вдохновляют более легкие и напевные формы любовной лирики фольклора, его привлекает простота ритма, разнообразие ситуаций, связь не с индивидуальным, а с коллективным началом, естественная близость к музыке и танцу. Эти элементы у Полициано обогащены литературным подтекстом, реминисценциями из латинской поэзии и из крупнейших авторов на volgare. Так, в знаменитой балладе «Ben venga maggio!» звучит призыв возрадоваться приходу весны и любви; в так называемой «Балладе о розах» прослеживается античный мотив о краткой жизни роз и скоротечности времени. 26. " Сказка об Орфее" А.Полициано. На следующий день после заговора Пацци Полициано выступает в поддержку Лоренцо, однако в декабре 1479 г. неожиданно по неизвестным причинам уезжает из Флоренции и, живет в Мантуе под покровительством кардинала Франческо Гонзага. Вероятно, именно там в июне того же 1480 г. он пишет для придворной постановки «Сказку об Орфее», ставшую первым образцом новой драматической литературы, которая быстро распространится во многих дворах Северной Италии.. Образ Орфея - это во многих чертах изображение самого автора, потеря Эвридики - это утрата красоты и молодости, дионисийский «разгул» вакханок - взрыв некой темной, иррациональной силы, которая (пусть и в узких временных рамках театрального представления) ставит под сомнение гуманистическое равновесие между красотой, поэзией, историей и властью. Летом 1480 г., по желанию Лоренцо, Полициано возвращается во Флоренцию, но уже в ином качестве. Отношения с Медичи остались очень хорошими, однако приобрели новый характер: он теперь известный ученый, профессор греческого и латинского красноречия во Флорентийском университете. 27. Поэма А.Полициано " Стансы на турнир". Особенности жанра и стиля. В своих «Стансах на турнир великолепного Джулиано де' Медичи» Полициано преследует две цели: повышение роли и значение volgare и прославление дома Медичи. Это поэма, посвященная победе Джулиано, младшего брата Лоренцо, на военном турнире, состоявшемся во Флоренции в 1475 г. Автор придает этому событию политическое и даже символическое значение, вплетая в сюжет и любовный мотив: Джулиано был влюблен в Симонетту Каттанео, вышедшую замуж за другого. Работа над произведением прервалась после гибели Джулиано в апреле 1478 г. во время покушения Пацци. «Стансы» остались незавершенными. Поэма состоит из 171 октавы, 125 из которых составляют первую книгу, а 46 - часть второй. Первые октавы поэмы посвящены прославлению города Флоренции, дома Медичи и Лоренцо, - в его образе прославляется и сама поэзия. Затем появляется фигура Джулиано (Юл), поглощенного охотой и через нее связанного с природой, которая чужда всякому любовному чувству. Однажды во время охоты бог Амур приводит Юла на цветущий луг, где юноша встречает Симонетту в облике полунимфы-полубогини. От ее прекрасного облика и слов Юл испытывает волнение, до сих пор ему неведомое. Амур тем временем направляется на Кипр, в царство матери Венеры, при этом поэт не скупится на подробности в описании сада и дворца богини. Во второй книге Амур восхваляет Лоренцо как поэта и влюбленного, а Юл, по велению Венеры, чтобы завоевать любовь Симонетты, должен доказать свою доблесть в вооруженном поединке. Поэма обрывается на обращении Юла к Амору, в котором юноша прославляет знание и славу. На первом плане все же остается главный персонаж, события и образы, которые его окружают. Они, впрочем, далеки от повседневной реальности, помещены в некое мифологическое измерение, где царит цветущая, полная жизненной силы природа. В образе Симонетты воплощен идеал совершенной красоты - и одновременно хрупкости, в ее движениях и словах проскальзывает нота грусти. Полициано использует повседневную тосканскую лексику, поэтические приемы из произведений Данте, Петрарки, Боккаччо; разрабатывает октаву усовершенствуя ее точки зрения музыкальности стиха, продвигаясь значительно дальше традиции былин. В поэме часто встречаются «гуманистические» цитаты из греческих и латинских авторов, на них опираются некоторые образы и метафоры. Как по своему характеру, так и ввиду реальных исторических обстоятельств поэзия Полициано не могла иметь продолжения: гуманистический миф о Юле-Джулиано был разрушен и смертью Симонетты, и заговором Пацци. Сам поэт оказался на перепутье и пережил глубокий кризис, изменивший его мировоззрение.
Пико делла Мирà ндола. (1463-1494) родился в семье графов Мирандолы, получил широкое университетское образование: изучал каноническое право в Болонье, позже слушал курсы лекций по античной литературе в Ферраре, по философии в Падуе, Павии и Париже. Молодой граф Пико поражал современников прекрасным знанием многих древних и новых языков (греческого, латинского, арабского, халдейского, еврейского и др.). Пико провел год во Флоренции, где завязалась его дружба с Марсилио Фичино, Анджело Полициано и другими участниками Платоновской академии. Завершил ряд сочинений: «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени», «900 тезисов, касающихся философии, каббалистики, теологии» (выдвинул для публичного диспута в Риме) и «Речь о достоинстве человека» (предполагал произнести как вступительную на этом диспуте). Однако созданная папой Иннокентием VIII комиссия теологов признала часть тезисов еретическими, и диспут был запрещен. Написанная Пико в защиту осужденных тезисов «Апология» еще более разгневала папу, постановившего считать еретическим все 900 тезисов. Пико предали суду инквизиции, он пытался бежать в Париж, но был арестован в дороге. От приговора суда спасло заступничество Лоренцо Медичи. Все последующие годы своей недолгой жизни Пико провел во Флоренции в кругу друзей - Анджело Полициано, Лоренцо Медичи, Джироламо Бенивьени. Он пишет ряд значительных сочинений: «О Сущем и Едином», «Рассуждения против божественной астрологии». Важное место в творчестве Пико занимает и его переписка с многими известными гуманистами. На мировоззрение Пико делла Мирандола воздействовали многие философские школы и направления Античности и Средневековья, а также концепции гуманистов, в частности Марсилио Фичино. Однако творчество Пико отличают стремление к созданию собственной системы. Одно из главных его идейных устремлений - поиски «единой истины», скрытой в различных философских и религиозных одеждах. Мечта о «философском мире», о единении философов всех стран и направлений зародила в нем мысль «примирить» Платона с Аристотелем - этой цели было посвящено оставшееся незавершенным сочинение «О Сущем и Едином». В представлении Пико Бог являет собой некое абстрактное единство, существующее повсюду и нигде не локализованное, полноту всего, но стоящую вне универсума. Бог непознаваем, но возможно познание мира, полагает Пико, поскольку он одушевлен неким разумным началом. В своем последнем сочинении Пико выдвинул ряд оригинальных идей, утверждая независимость земного мира и человека от движения небесных тел. Учение о свободе воли человека определяет его антропологию, изложенную в «Речи о достоинстве человека». Рассматривая человека как связующее звено между материей и духом - «узел мира», Пико наделяет его абсолютной свободой самоформирования, видя в этом величие человека. Главную роль здесь играют и наука о природе; завершающий этап познания Пико оставляет за теологией с ее богооткровенными истинами. При этом философия, по его убеждению, должна стать достоянием каждого человека, а не занятием горстки избранных. Пико приходит к обожествлению человека - ведь он, как и Бог, лишен определенности и сам способен творить свою сущность. Пико доводит до логического совершения гуманистическую идею о безграничных творческих способностях человека. Он подчеркивает постоянную активность человеческого интеллекта, в земной жизни постигающего сущность собственной и окружающей природы с помощью философии, основанной на свободном поиске истины. Практический вывод из учения Пико о достоинстве человека оказал значительное влияние на развитие идей Возрождения. Пико выступал против подмены философии (помогающей человеку формировать самого себя) риторикой - истина, полагал он, не нуждается в словесном приукрашивании. Стремясь превратить свои поиски истины в активное вмешательство в реальность, с тем чтобы участвовать в построении общества Пико сблизился с Савонаролой. Облачился в монашеское одеяние. Был отравлен своим секретарем. Литература и культура Феррары второй половины 15 века. Значительное влияние на формирование гуманистической литературы в Ферраре оказало пребывание Гварино Веронезе. Развитие культуры поддерживают и маркизы Леонелло и Борсо, а затем герцог Эрколе I. В городе побывают и иные видные представители культуры своего времени (особенно важным было пребывание Альберти и Пико делла Мирандола). С середины 15 до конца 16 века в Ферраре получают оригинальное воплощение некоторые тенденции развития итальянской литературы эпохи. Гуманистические идеи получают распространение при дворе, о чем свидетельствует творчество Тито Веспасиано СТРОЦЦИ (1424-1505) и Лудовико КАРБОНЕ (1435-1482). В этом городе родился в 1452 г. и жил длительное время Джироламо САВОНАРОЛА; долгое время на службе у Эрколе I находился уроженец Пезаро Пандольфо КОЛЛЕНУЧЧО (1447-1504), автор диалогов на гуманистическую тематику. Богатой была и придворная литература Феррары, самыми значительными представителями которой были Никколо да КОРРЕДЖО (1450-1508), написавший «Сказку о Цефале», построенную по мотивам одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия и поставленную на сцене придворного театра, а также тосканец Антонио КАММЕЛЛИ, прозванный Пистойя (1436-1502), автор более чем 500 сонетов на повседневную тематику, построенных по тосканским моделям. Однако в историю итальянской литературы Феррара вошла благодаря успеху, который имел здесь роман. Здесь имеют широкое хождение французские и франко-венецианские романы; при дворе большой популярностью пользуются рассказы о приключениях рыцарей, причем характер этих романов достаточно отличен от традиции народных былин (cantari). 30. М.М.Боярдо: основные вехи биографии, малые произведения. Граф Маттео Мария БОЯРДО родился в 1441 г. в замке Скандиано в семье землевладельцев. Юношеские стихотворения на латыни, написанные Боярдо, демонстрируют хороший уровень его образования. В различные периоды жизни поэт переводил латинских и греческих авторов, почти всегда по просьбе Эрколе д'Эсте и членов его двора («Золотой осел» Апулея, «История» Геродота). Боярдо живет то в Модене, то в Реджо-Эмилии, то в Скандиано, занимаясь ведением своего поместья. Был приглашен в Феррару, однако вернулся в замок. К этому времени Боярдо заканчивает «Книги любви» и начинает работать над поэмой «Влюбленный Орландо», первые две книги которой опубликованы в 1483 г. С 1480 по 1483 гг. Боярдо был губернатором г.Модены. Вместе с д'Эсте, ему пришлось участвовать в войне против Венеции. В годы войны написаны «Пасторали» - 10 эклог, созданных под влиянием произведений Вергилия, но на volgare; во многих из них за пасторально-аллегорическим иносказанием проступают описания событий продолжающейся войны. Получил звание «предводителя Реджо» и остался в этой должности до конца дней. Он умер в 1494 г. В последние годы, несмотря на приступы болезни и различные повседневные дела, Боярдо работал над «Влюбленным Орландо». К этому же периоду относится и его театральное произведение «Тимон», написанное в духе модной в то время придворной драмы, но основанное театральной адаптации одноименного диалога Лукана. До 1476 г. Боярдо собрал всю свою поэзию на volgare в «Три книги любви», которые были опубликованы после смерти автора. Сборник посвящен любви поэта к некой Антонии Капрара из Реджо и имеет очень строгую формальную и логическую структуру: каждая книга состоит из 60 стихотворений, из которых 50 - сонеты, остальные 10 имеют иные метрические формы. Описание чувств героя начинается радостью влюбленного, которая затем превращается в разочарование, вызванное жестокостью возлюбленной, сожаление о прошедшем чувстве и раскаяние. Как в общей логической схеме, так и в отдельных языковых и тематических деталях Боярдо опирается на «Canzoniere» Петрарки. В результате сборник приобретает определенное равновесие, основной целью поэзии становится прославление счастья от любви, мир наполнен весенней пробуждающейся силой, превращающей все вокруг в образы и знаки любовного чувства, которое понимается как наслаждение и благородство. 31. Традиция и новаторство в поэме М.М.Боярдо " Влюбленный Орландо". Повествовательное начало присутствует уже во многих стихотворениях «Книг любви». В полной мере повествовательный поэтический дар Боярдо проявился в поэме «Влюбленный Орландо», написанной октавами и посвященной «оружию» и «любви» и выразившей увлечение рыцарской поэзией. Работа над поэмой шла очень динамично. Вариант первого издания состоял из двух книг: первая включала 29 песен, вторая 31. Повествование заканчивалось ссылкой на разразившуюся войну с Венецией. В последующие годы Боярдо значительно медленнее работал над произведением. Работа над третьей книгой была прервана за несколько месяцев до смерти поэта на 9-ой песне, как раз на октаве, в которой говорится о вторжении французов в Италию. Произведение Боярдо пользовалось большой популярностью на рубеже 15-16 вв. и во многом вдохновило Ариосто на написание «Неистового Орландо». Поэма Боярдо завершает слияние черт каролингского эпоса и бретонского романа, которые уже присутствовали во многих средневековых сказаниях и былинах Тосканы в 15 в. Сюжетной основой поэмы становятся приключения французских паладинов, но с их военными подвигами переплетается любовная, волшебная и сказочная тематика, характерная для романов о короле Артуре. Абсолютная новизна поэмы заключается в том, что главный герой, в отличие от всей предыдущей традиции, изображен влюбленным, - в таком «амплуа» ни один из авторов не осмелился представить одного из самых известных эпических героев. В образе Орландо переплетаются тематика «оружия» и «любви», они определяют тон всего повествования, разворачивающегося на фоне «подвигов» паладинов и в обрамлении большого числа иных персонажей. Любовь движет вселенной, заставляет все меняться, она устраивает случайные встречи героев и облекает их «честью», превращает древних рыцарей и дам в образцы совершенного поведения, в которых отражаются идеалы чести и благородства современной автору эпохи. Отдельные песни поэмы как будто написаны для декламации, для непосредственного восприятия публикой, - в этом поэма Боярдо опирается на традицию былин. Поэт не особенно заботится о том, чтобы снабдить повествование каким-либо скрытым моральным подтекстом, - его цель в том, чтобы создать атмосферу постоянного восхищения поступками героев, чтобы создать эмоциональную связь между автором, предполагаемой аудиторией и самим повествовательным материалом. 32. Система персонажей и стилевые особенности поэмы М.М.Боярдо " Влюбленный Орландо". Место поэмы в истории литературы. В поэме переплетаются различные сюжетные линии, в которых участвует большое количество персонажей; они могут внезапно прерываться, чтобы затем возникнуть в ином месте, - таким образом создается «эффект ожидания», своеобразный калейдоскоп событий. Многие персонажи поэмы заимствованы из былин, однако достаточное число их вымышлено автором (в частности, Родамонте и Руджеро). Самой «новаторской» фигурой является образ Анжелики, в котором поэт сосредоточивает неуловимое, волшебное очарование женской красоты. Анжелика, с одной стороны, - это идеал женской красоты; с другой - ее физическое, телесное воплощение; она завладевает чувствами героев и заставляет их искать нечто неуловимое, находящееся вне реальности. Поэма изобилует волшебными и заколдованными местами, их защищают различные чудовища и т.п. Преодоление чар, борьба с колдовскими препятствиями, возникающими на пути героев, нередко составляет повествовательную основу их приключений. Использование фантастического элемента ощущается прежде всего в многообразии форм ужасного и безобразного, которые использует автор. Повествование в поэме выглядит спонтанным, непроизвольным. В стилистике поэмы Боярдо также использует различную эмоциональную тональность: переходы от моментов грусти и меланхолии к шутке и иронии, - которые, способствуют «приближению» повествования к читателю. В структуре поэмы есть полноправные новеллы, рассказываемые кем-либо из героев, - их функция заключается в том, чтобы еще более разнообразить и усложнить общую «игру», в которой участвуют все герои. Немало эпизодов содержат и комический элемент, который часто переплетается с фантастическим началом. Поэма Боярдо представляет собой яркий образец придворной литературы, пример глубокого интереса к рыцарской тематике. Однако поэма не насыщена идеологическими установками, широко распространенными в придворном кругу, - и поэтому, видимо, не имела большого успеха в следующем, 16 столетии, когда в литературе господствует придворная литература с сильно выраженной идеологической направленностью. Поэма Боярдо характеризуется спонтанностью, отразившейся и на ее языковом. Ей присуще лексическое богатство, опирающееся на диалекты и на классическую латынь. Поэма явилась первым шедевром северо-итальянской литературы на volgare и заняла особое место в литературе и культуре эпохи синьорий и гуманизма. С одной стороны, в ней прослеживается влияние позднеготической куртуазной поэзии, еще существовавшей в 15 веке; с другой - ощутим дух Возрождения, появившийся в культуре благодаря развитию гуманизма. Структура поэмы удерживает в равновесии эти начала, она отражает идеалы новой придворной литературы, в которой значительно преобладают элементы светского мировоззрения. В поэме отсутствует идеологическая и формальная обработанность, широко распространенная в гуманистической культуре.
|