Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологический анализ трудовых движений
Основы микроанализа двигательных актов связаны с именами Н. А. Бернштейна и О. Фишера. В современной психологии микроструктурный метод рассматривается как средство изучения кратко временных действий — познавательных и исполнительных. Наиболее распространенный прием микроструктурного анализа состоит в том, что время предъявления тестового материала делится на ряд интервалов, которые фиксируются видео- или другой техникой. В каждом из интервалов анализируются особенности выполнения когнитивных психомоторных действий, осуществляемых тем или иным функциональным блоком. Анализируемые действия понимаются как целостные морфологические объекты, имеющие развитую функциональную (пространственно-временную) структуру. Важнейшая задача микроструктурного метода — выделение компонентов, сохраняющих свойства целого и складывающиеся между ними отношения. В традиции деятельностного подхода такие компоненты понимаются как «единицы» анализа деятельности. История развития этого подхода такова. В 1920-х гг. Фрэнк и Лилиан Джилбрет одними из первых обратили внимание на то, что «естественные» действия рабочих содержат в себе как необходимые рациональные движения, так и хаотичные, излишние, разрушающие логику рабочих действий. Идея оптимизации и экономии движений была воплощена ими в микроэлементном анализе на основе принципа аддитивности. Регистрация и анализ кинофрагментов деятельности позволили исследователям выделить ряд структурных механических единиц, которые можно разделить на 5 групп: 1) обозначающие собственно микродвижения (взять, переместить с грузом, монтировать, разъединить, поставить, опустить, переместить, держать); 2) связанные с сознательным контролем перцептивно-моторные действия (искать, найти, выбрать, установить); 3) когнитивные действия (контролировать, планировать); 4) обобщающие основную исполнительскую деятельность; 5) связанные с паузами в работе (отдых, вынужденный простой). Результаты исследований Ф. и Л. Джилбрет, развивающие идеи Ф. У. Тейлора, успешно реализовывались на практике. Применение разработанных ими технологий способствовало значительному росту производительности труда даже у лучших работников предприятий. Актуальность данного подхода сохраняется ввиду появления новых профессий. Так, например, психологический анализ трудовых движений, предложенный К. К. Платоновым применительно к деятельности человека-оператора, предполагает выделение следующих групп движений: 1) основные (минимально необходимые для достижения целей деятельности в наиболее благоприятных условиях); 2) поправочные (уточняющие основные при отклонениях от оптимальных условий труда); 3) дополнительные (необходимые при действии непроизводственныхфакторов); 4) аварийные (необходимые для ликвидации аварийной ситуации ив силу особой значимости выделяемые в отдельную группу); 5) лишние (ненужные и мешающие движениям групп 1-4); 6) ошибочные (замещающие движения групп 1 -4 и не достигающие цели).
|