Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модернистские течения в русской литературе «серебряного века» (символизм, акмеизм, футуризм).
Модернизм – это единый художественный поток. Ветви: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности. Символизм зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой худ. метода французского символизма - резко субъективированный сенсуализм. Воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде. Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя " чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и " невыразимой". Культивируется самодовлеющая форма.Господствующим жанром символизма была " чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма. В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму. Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием. Материальный мир -маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и " симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете " трансцендентальной иронии". Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия. Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй " общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый). Акмеизм, 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики. Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, для акмеистов - форма и вечность, предметность. В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич объединились в кружок «Цех поэтов». Основоположники -Н. Гумилев и С. Городецкий. не отрицали символизма, но были против уделяления много внимания миру таинственного и непознанного. стремление акмеистов вернуть лит ре ясность и доступность. Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.Стремление к природе, к «земле» привело к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Основные принципы акмеизма: • отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности; • принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии; • возвращение слову первоначального значения; • изображение человека с его истинными чувствами; • поэтизация мира; • включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами. Футуризм. Главная задача обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского. происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя. В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше. В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований. В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристы были увлечены политикой.
|