Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтическое новаторство Б. Пастернака.






Родился в Москве. Отец-художник. Мать-пианистка. Был художником, композитором.

1909-Ист.-филолог. факультет.

1912-нач. поэт творчества.

с 1912-нач 30-ранний период. Поэзия характеризуется взаимопроникновением отдельных явлений действительности, когда невозможно отделить чел-ка от природы. Смещенение привычных ассоциаций на разных уровнях стиха: на фонетическом, систематическом, интонационном, метрическом, семантическом. Рання поэзия передает впечатления. Сложный и насыщенный словарь. Использует лексику, кот. не считается поэтической.Оживляет природу. Пастернаку нра­вится необычная рифма (вервь — верфь. Входил в символичную группу «Лирика» в 1912-13. Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 году в Альмонахе «Лирика». Затем в групе футуристов «Центрифуга» В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах».Известность к Пастернаку пришла после октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя жизнь» (1922). В 20-е годы написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но испытывавшую влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Пастернак, связав себя с футуристами, в душе остается лириком. Он «бредил» Белым. В 1919 начинается правительственное гонение на футуризм. Из него в новое литературное объединение - имажинизм. Пастернак до 1927 остается с футуристами в роли колеблющегося.Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. Переводил Верлена, По, Байрона. Существует — и справедливо — мнение о сложности, затрудненности восприятия стихов раннего Пастернака. Во-первых, в словаре поэта — масса непонятных слов из самых разных пластов лексики: фольварки, брыжи и фижмы, центифолии, дебаркадер, гривны...; во-вторых, восприятию мешает непоследовательный, затрудненный синтаксис (как найти конец предложения, подлежащее и сказуемое?) и, наконец, густая метафоричность, ассоциативные ряды образов. Такая сложность сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. Это своеобразие стиля, художественной манеры.

с 1930-зрелый. 1932 переломный. 1 1934 перевел с грузинского оду сталину.

1940-1950-е. поздний 1943 «на ранних поездах». 1945 «земной пастор». 1945-56 «доктор Живаго.

После 1940 г. его стиль решительно изменится в сторону простоты и в формальном отношении станет близок стихам Ахматовой: та же внешняя простота и «прозрачность» в соединении со смысловой глубиной. Техника стиха у позднего Пастернака обретает такое качество, что уже перестает восприниматься как техника. Но при всей разнице между «ранним» (до 1940 г.) и «поздним» (после 1940 г.) Пастернаком общность, цельность его поэтического мира несомненно. Отличительная черта поэтического стиля Пастернака — сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. «люди и вещи на равной ноге». Стерты границы: высокое — низкое, поэтическое — прозаическое, общее — частное. Нет ничего мелкого, незначительного, все сплетено в «существованья ткань сквозную». Вещи сдвигаются со своих «насиженных мест» (тех, где мы привыкли их видеть) и приходят в бурное, порой хаотическое движение, призванное запечатлеть действительность в ее естественном беспорядке. Отсюда — импрессионизм поэтического письма Пастернака
у раннего пастернака Звуковая ассоциативность накладывается на ассоциативность смысловую и образную. Сам Пастернак об этом сказал так: «Поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря».
Поздний Пастернак передает одним глаголом:, например про соловьиное пение:
Неистовствовал соловей.Глагол неистовствовал захватывает огромное звуковое пространство.
Такая особенность стихов Пастернака позволила исследователям говорить о звуковом колорите (колорит — соотношение красок по тону и интенсивности в живописном полотне) его поэзии. Все темы и мотивы поэзии пропитаны филосов. видением мира.

-Тема поэта и поэзии в творчестве (февраль)

- тема любви «никого не будет в доме».

-натур- философская «Псоле грозы» «Снег идет»

-библейские мотивы. «Гамлет» «Магдалина»

-военная лирика «Смерть сапера» «победитель»

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал