![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лирика Есенина
Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов. Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России — первую страницу новой истории человечества, Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие. Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка. Свой творч.путь Есенин начинал как типичный крестьянин-самоучка: земская школа, церковно-учительская школа и переезд в Москву. Там он работал помощником корректора в типографии Сытина, посещал собрания Суриковского кружка(литературное объединение писателей из народа) и лекции в народном ун-те Шинявского. Его ранние стихи были подражанием фольклорным мотивам и жанрам. Зрелый Есенин будет осознавать себя не крестьянсмким, а русским поэтом. Но для этого ему нужно было уйти из суриковцев. Таким уходом стало знакомство с Блоком и Клюевым. Блок дал ему рекомендацию, и в кон.1915г Е. издал в Петербурге первую книгу стихов «Радуница»(день поминовения усопших предков). Вскоре он был радушно принят в петерб.салонах, а критика заговорила о нем как о рязанском селе. В Петерб.Е.попал под плотную опеку Клюева, кот.учил его, что для литературных господ необходимо играть роль пастушка. Клюев учитывал возникшую моду на все национальное. Лирический герой его ранних стихов- путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу: Чую радуницу Божью-Не напрсно я живу.Поклоняюсь придорожью, Припадаю на траву.Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. Если для Маяковского природа- мастерская, то для Е. она-храм, в кот.можно и нужно молиться. Церковное и бытовое переживание в его стихах от бабушки и дедушки. В поэтическом мире Е. метафора и загадка снова стремятся стать мифами, и в этом плане его тв-во развивалось в духе символистского мифотв-ва, или мифопоэтизма.. По мере эволюции Есенина пастушеское и иноческое все больше отступали на 2й план, уступая место босяческому, которое, в свою очередь, тяготело к тому, чтобы стать воровским и разбойничьим. У всех этих 3х ипостасей есть общее-выпадение из общепринятого мирского уклада. Революция 1917г была воспринята Е. как исполнение пророчества о голубой Руси, что, в свою очередь, накладывалось на евангельскую идею новой земли и нового неба. . В 1918г началась гражданская в-на, кот.привела к резкому недовольству кр-н новой властью. Через 2года разразился голод, унесший большое кол-во крестьянских жизней. 1918г-конфликт с Клюевым, в утопию которого Е.больше не верит. 1920г- «Хулиган», «Исповедь хулигана»: пейзаж становится неуютным, мрачным, враждебным. 1922-3гг – цикл «Москва кабацкая»: парадоксальное соединение темы пьяного распада с изумительной поэтической силой. Распад в Москве кабацкой по-азиацки жесток и разгулен 22-23гг-поездка в Европу и Америку. Там Е.ощутил себя ненужным, как и в России. Цикл «Любовь хулигана»-прощание с молодостью, с буйством глаз и половодьем чувств. 1924г.- трилогия «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая»- в кот. впервые обращается к жизни советской деревни. Мрачное настроение. Е. осуждает себя за то, что остался в стороне борьбы за будущее. «Отдам всю душу октябрю и маю, Но лиры милой не отдам». «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Последние крупные вещи Е.носят финальный хар-р. В1925г он пишет одно за другим «Персидские мотивы», «Анна Снегина» и «Черный чел-к». ЧЧ был острым рецидивом, с кот.Е.мучительно боролся в самом себе. Е. мучительно ощущал, что проживает судьбу какого-то авантюриста, прохвоста и забулдыги. Раньше это было маской, а в ЧЧ маска приросла к лицу. Анну Снегину Е.задумал как эпическое, некрасовское повествование из крестьянской жизни, но в итоге создал лирическую исповедь. Ставит в центр реальную историческую деревню, от чего раньше отказывался. Сюжет АС разворачивается на фоне борьбы мужиков за землю в 17г. Герой поэмы, двойник самого Е., кот.тоже зовут Сергей, возвращается на отдых в родные места. Его друг Прон Оглоблин отправляется с ним в имение помещицы Снегиной(с которой у Сергея когда-то был роман) брать землю. Три любящих друг др.чел-ка сталкиваются в мучительном конфликте- с тем, чтобы в итоге расстаться навсегда: Анна уезжает в Лондон, Сергей- в столицу, Прон убит белыми. Жизнь по отношению к ним безжалостна и катастрофична. Этой катастрофичности противопоставлено чув-во любви, кот.в итоге торжествует над всем. Когда Прон просит Сергея поехать с ним в имение Снегиных, он присылает ему записку: Придите.Вы самый близкий.С любовью.Оглоблин Прон. Сергей искренне любит мужиков-односельчан, и они отвечают ему тем же. Анна из эмиграции присылает ему письмо с признанием(вы мне по-прежнему милы). Если в нач.поэмы-обида на жизнь, в кот.мало любви, то в конце утверждается обратное.
|