Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новеллы Мериме: характер конфликта, концепция героев, особенности Стиля.






Проспер Мериме - один из ярких представителей французскогокритического реализма, творчество которого развивалось в тесном взаимодействии с романтическим движением.Становление Мериме-писателя происходило во времена ожесточенной борьбы между литературной молодежью, стремившейся к обновлению французской литературы, и писателями старшего поколения, предпочитающими проверенные временем каноны классицизма. Мериме, находясь в дружеских отношениях с Гюго, а также со Стендалем, поддержал их в борьбе с классицизмом и принял в этой борьбе непосредственное участие.

Новеллы (на прочтение): Маттео Фальконе. Венера Илльская. Кармен. Коломба. Этрусская ваза.

Структура новелл замкнутая, они отличаются драматичностью. Анализ страстей заставляет перейти к синтезу. На основании нескольких персонажей восстанавливается сознание и психология целой нации.
В целом ряде своих новелл Мериме раскрывает бездушность и чёрствость так называемого «света». Порочное и лицемерное светское общество, как показывает Мериме, не терпит ярких индивидуальностей. Оно порождает в Людях, чувствительных по натуре, особую ранимость и болезненное недоверие к окружающим. Мериме создает новеллы-эллипсы – художественная структура, в которой все содержание реализуется вокруг 2х скрытых центров. Основной прием – прием контраста. Оба центра – 2 истории, взаимодействующие друг с другом. Часто новеллы имеют рамочную композицию (рассказ в рассказе). Рама – часто научные размышления, предположения.

Исторические новеллы - «Взятие редута» (одна).

Фантастические («Локис», «Венера Ильская» - в них есть отголоски исторических). «Видение Карла XI», «Души чистилища». В них прием материализации сознания.

Экзотические – противопоставление француза другому сознанию (Испания, Корсика, африканское). Автор не делает четкой установки на топос – понятно по каким-либо другим признакам. «Таманго», «Матео Фальконе», «Коломба» (тяготеет к повести). Частично «Кармен».
Основная тема – свое противопоставлено чужому, цивилизация варварству. Превосходства нет. Авторский взгляд – третий.
4. Реалистические (психологические) – большая часть новелл. «Этрусская ваза», «Души чистилища» и др. Здесь реалистическое видение мира, проблема человека в обществе, романтич. отстраненность от мира.
5. Развлекательные («Джуман», «Голубая комната») – для развлечения читателя – доля мистификации, литературной игры, элементов таинственности, черты детского жанра. Финал положительный.

«МАТЕО ФАЛЬКОНЕ» - образ наполеона, но не упоминается. Вопрос – имеет ли право сильная личность вершить свой закон? Зависит ли эта личность от других законов, в том числе родовых? Мотив предательства. Действие – КОРСИКА, замкнутый мир со своими законами. Мериме решает сложную задачу: через единичное событие показать историю целых народов, иных эпох.

«КАРМЕН» - женский вариант сильной личности. Большой объем, новеллистическая повесть. Есть обрамляющая рама, образ рассказчика. Описание жизни басков – в начале, в конце – жизнь цыган.действие в испании – но испанцев нет. Баски противопоставляются цыганам- земледельцы, традиционность. Цыгане – стражники, внутренняя свобода, нет пост.семьи не любят работать, торгуют постоянно. Противопоставляется 2 типа сознания – внешний хаос и внутренний интерес, безнравственность и патриархальность. Цивилизация европейского мира занимает промежуточное положение. Мотив двойничества: все герои отражают сознание рассказчика, его грани. Он завидует кармен, ее чувствам, жизни. Важна худ.деталь – одежда кармен (красная блузка, белая юбка, цветок), непосредственность, жесткость в сочетании с жесткостью, волевым началом, харизмой. Кармен» (1845) рисует образ героини внутренне свободных, сильных, но и пугающих своей беспощадностью, своей настойчивостью в достижении целей, всеми почитаемых высшими.

«ЭТРУССКАЯ ВАЗА» - Новелла объясняет психологию персонажа одинокого, непонятого и гонимого «светом», персонажа, который еще недавно считался героем романтическим. В новелле он предстает обыкновенным человеком, лишенным каких-либо черт романтического героя. Необыкновенно в нем лишь то, что ему удалось сохранить глубину чувств, искренность. Трагедия Сен-Клера в том, что, презирая светское общество, он был несвободен от его слабостей и предрассудков, и это привело к гибели его самого, а также преданной ему Матильды.

«ВЕНЕРА ИЛЬСКАЯ» - есть обрамляющая часть, рассуждения рассказчика, рациональная европейская жизнь противопоставляется иррациональной чувственной жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал