![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация экспертизы инновационной деятельности
Следующий уровень обоснования подходов к экспертизе составляют требования, предъявляемые к экспертам. Эти требования необходимо рассматривать как сочетание инвариантной и вариативной составляющих. К инвариантной составляющей, как обязательной и неизменной, относятся профессиональная и квалиметрическая компетентности, к вариативной - знание концептуальных основ экспертизы инновационной деятельности и владение технологиями их реализации (научными школами), а также требования к личностным качествам эксперта. Учитывая, что в ходе экспертизы инновационной деятельности научное социальное знание действует совместно с практическим и повседневным знанием, необходимо в процессе экспертизы опираться на две исследовательские программы (см. п. 2.2). Одна из них - натурализм - намеренно и методически заостряет объектную природу изучаемой реальности, ищет закономерности явлений, использует модель объяснения. Другая программа - культурцентристская - намеренно и методически заостряет субъектную сторону изучаемого явления, использует модель понимания. Одна из программ анализирует цели и ценности субъекта, другая - выявляет закономерности, которые могли бы привести к достижению этих целей. Признавая стахостический и неоднонаправленный характер будущего, необходимы взаимодействие и одновременная работа двух программ. Поле экспертизы расширяется, когда научные формы социального знания, представленные одновременно двумя исследовательскими программами, начинают взаимодействовать с вненаучным знанием - знанием практическим, применяемым в различных областях деятельности, исходя из чего можно делать обоснованный вывод о необходимости и обязательности в качестве экспертов приглашать практиков, имеющий опыт работы в образовании и принимавших непосредственное участие в инновационной деятельности в образовании. В соответствии с представленной схемой 3 можно увидеть, что следующим уровнем обоснования подходов является процедура экспертизы, которая инвариантна по структуре и вариативна по содержанию. С учетом оснований, необходимых для организации экспертизы, рассмотрим структуру экспертной деятельности и обязательные составляющие, входящие в данную структуру и их вариативность с учетом специфики инновационной деятельности. Основу структуры экспертизы инновационной деятельности, как видно из представленной схемы составляют принципы, на которых базируется экспертиза. 1. Принципы — это нечто первичное (главное), порождающее и определяющие все остальное; оба эти значения присутствуют как в латинском его оригинале, так и в русском языке [10, с. 59]. Принцип (от лат. principium — начало, основа) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. [323, с. 1057]. Существуют различные подходы к определению принципов экспертизы. А.Н. Тубельский за основу при проведении экспертизы демократического уклада жизни школы и инновационных процессов, происходящих в ней, выделяет следующие принципы: - открытости и публичности экспертных действий и решений; - общественно-государственного и профессионального характера экспертизы; - направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационных практик и эксперимента; В процессе исследования выявлено, что принципы экспертизы инновационной деятельности в образовании имеют свои особенности. Первая из них связана с необходимостью в качестве ведущего принципа рассмотреть принцип гуманитарности. Принцип гуманитарности. Этот принцип связан, прежде всего, с ценностными основаниями и морально-этическими критериями успешности образовательной деятельности, переносом акцента на поиск индивидуального, особенного, раскрытие субъектное™ инновационной деятельности, использования в процессе экспертизы модели понимания. Принцип характеризует направленность на нестандартное исследование, признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости человеческого в человеке. Приниип креативности и гибкости. Этот принцип также является одним из ведущих. Несмотря на то, что экспертиза инновационной деятельности всегда имеет определенную концептуальную основу, фактически в каждом отдельном случае она представляет собой неповторимое сочетание целей, задач, условий, особенностей экспортируемой деятельности и подбора экспертов. Именно в силу особенностей инновационной деятельности организация, процедура и технологии экспертирования требуют гибкого, творческого подхода. Приниип научности. Этот принцип связан с необходимостью опираться в ходе экспертизы на научные основы организации и проведения экспертизы как с точки зрения специфики научных школ, так и методологии и методики экспертной деятельности. Приниип объективности. В основу принципа положено признание объективного содержания информации об экспортируемом объекте, отражающей объективную действительность. Субъективные моменты совпадают с объективным содержанием, если эксперты, осуществляющие экспортирование, имеют необходимую теоретическую подготовку и навыки сотрудничества. В практической работе экспертного сообщества следование этому принципу важно в силу того, что оценивание включает множество субъективных факторов, связанных с применением программы экспертирования, выбором диагностических показателей и др. В силу этого субъекту экспертирования необходимо минимизировать действия субъективных факторов (если это не понимающая и дегустационная экспертизы), быть готовы к поиску методик и приемов оценки инновации, обеспечивающих их адекватность образовательным ситуациям. Приниип детерминизма. Этот принцип утверждает обязательную причинную обусловленность всех образовательных явлений, закономерность многообразия связей и отношений между ними. Каждое образовательное явление возникает как результат действия других. Связь между причиной и следствием есть порождение одного образовательного явления другим. Особенностью применения данного принципа в экспертировании является то, что изучаемые взаимосвязи носят вероятностный, опосредованный, потенциальный, нечеткий характер как результат сложности самого образовательного процесса. Принцип результативности. Экспортирование должно быть оптимальным по затратам, гарантировать достижение определенного результата экспертной деятельности, его эффекгивности, которая определяется правильностью прогноза, гарантировать заключение эксперта, которое подтверждается в определенные сроки. Принцип управляемости. Данный принцип предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса экспертирования инновационной деятельности, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью достижения экспертного мнения, адекватного ситуации инновационной деятельности. Приниип личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою личную позицию, давая заключение по результатам экспертизы инновационной деятельности, и, соответственно, несет персональную ответственность за свои действия. Учитывая, что инновации могут быть не только созидающими, но и разрушающими или «показными» (безрезультатными), заключение эксперта, как профессионала имеет решающее значение для поддержания или приостановления инновационной деятельности. После обоснования принципов (оснований], на которых будет осуществляться экспертиза, основной задачей является определение и обоснование процедуры проведения экспертизы. 2. Процедура экспертизы. Процедура экспертизы инновационной деятельности задается функциональным, мировоззренческим, организационным, объектным и субъектным классификационными направлениями. В каждом конкретном случае определяются цели и задачи, уровень организации, уровень проработки, форма организации, форма деятельности, форма контакта, форма представления материала, способ получения информации, отношение к субъекту и объекту экспертизы и сами объекты экспертизы. В практике экспертизы инновационной деятельности, если она не проводится в форме конкурса, процедура экспертизы может быть представлена следующей последовательностью: - регистрация заявки на экспертную деятельность; - выбор и согласование экспертной группы; - согласование сроков проведения экспертизы; - проведение экспертизы и подготовка экспертного заключения; - определение возможных последствий реализации инновации в практику. Как и при проведении научного познания, исследования и при подготовке и проведении оценивания, одним из основных вопросов экспертизы является вопрос целеполагания, определения целей экспертизы. Целью экспертизы инновационной деятельности является оценка какого-либо действия, процесса, случившегося, текущего или который только предполагается, или качества продукта по определенным показателям. В монографии обосновано, что, в соответствии с представленной классификацией в п. 2.2, целями экспертизы инновационной деятельности могут являться: - контроль или констатация некого инновационного факта, действия, результата; - диагностика или исследование инновационной деятельности или результатов этой деятельности; - оценка инновационных процессов и продуктов инновационной деятельности; - прогноз развития как самой инновационной деятельности, так и ее влияния на другие процессы в образовании; - формирование или «доращивание» инновации до возможности применения ее в реальной образовательной практике; - комбинация вышеназванных целей, которая чаще всего и осуществляется в процессе проведения экспертизы, например, прогнозно-диагностические цели, контрольно-оценочные цели, прогнозно-формирующие цели. При определении целей в нормоконтролирующей экспертизе могут использоваться как их сочетание, так и отдельно поставленные (определенные) следующие цели - контрольные, оценочные, диагностические. При проведении квалифицирующей (интерпретирующей) экспертизы основными целями являются диагностика и оценка. В дегустационной экспертизе приоритетными будут диагностические и прогнозные цели. В понимающей экспертизе основными целями являются прогнозные и формирующие. 3. Объект экспертизы. Объектом экспертизы является инновационная 4. Предметом экспертизы инновационной деятельности выступают факты и обстоятельства определенного вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков. Например, описанные результаты деятельности, продукты деятельности либо сама деятельность (процесс). 5. Средства экспертизы. Средствами экспертизы инновационной деятельности выступают сформированные в квалиметрии средства или сложившиеся в результате опыта интуитивные средства. Средства выбираются в зависимости от инновационного цикла (стадии), на которой находится инновация и основных целей, стоящих перед экспертом. В ряде случаев, например, в понимающейи дегустационной экспертизе, сам эксперт является главным средством экспертизы. 6. Формы экспертизы. Как мы уже отмечали в п. 2.2 экспертиза по форме деятельности может быть групповая и индивидуальная, по форме контакта -очная и заочная, по форме представления материала - устная и письменная. Экспертиза инновационной деятельности в большинстве случаев проводится в формах: аудита, организационно-деятельностной игры, идентификации, конкурса, выставки, смотра. Выбор каждой из форм определяется, исходя из целей и задач экспертизы, но с учетом основного требования, что данная форма наиболее полно и с различных позиций позволит изучить объект и предмет экспертизы и дать обоснованное заключение по поставленным целям и задачам. Экспертиза в форме «аудита» позволяет выявить противоречие между тем, что происходит реально в практике, в ходе осуществления инновационной деятельности, и тем, как это осознается, представляется работниками образования. Экспертиза в форме идентификации позволяет в ходе экспертизы определять и оценивать инновационную деятельность с точки зрения определенных норм. Здесь экспертиза носит нормативный характер и в этом смысле направлена на удержание определенных границ, рамок. Учитывая, что не всякая деятельность поддается нормированию, то в качестве нормы могут выступать традиции. На основании норм, традиций и определенных стереотипов определяются рамки и критерии оценивания. Важно, чтобы экспертиза, опирающаяся на нормативы, традиции и соответствующие им критерии, была направлена не на псевдоборьбу с радикальными нововведениями, не на поддержку конъюнктурных проектов, а на проекты, которые позволяют изменять реальную образовательную практику. Экспертиза в форме конкурса. Экспертиза инновационной деятельности всегда «ненорма», и вопрос и значимость заключаются в том, на каких ценностных основаниях основывается эта «ненорма», насколько «ненорма» не нарушает ценностные устои, не несет опасности, является созидающей, а не разрушающей. Экспертиза в форме конкурса наряду с вышеназванными целями позволяет осуществить реальную встречу с субъектами, представляющими инновацию, и тем самым оценить понимание и видение инновации самими авторами-разработчиками. Экспертиза в форме организационно-деятельностной игры (экспертиза процесса). Особенность ОДИ состоит в том, что в ее рамках возможно произвести проблематизацию существующих способов и методов мышления и деятельности, «снять» с участников формы организации, в которых они существуют, и поместить эти способы и формы организации на внешние носители за счет схематизации. Собственно, в этом и состоит прием - ситуация в ее существенных характеристиках отчуждается от конкретных людей, объективируется и становится предметом анализа и критики, а затем — объектом экспертизы. Направление и способ осуществления изменений формируется в процессе ОДИ за счет того, что распредмеченным участникам экспертизы дается задание на проектирование своих будущих действий, имитацию их осуществления. 7. Критерии экспертизы. Критерии экспертной оценки определяются в соответствии с принципами и целями конкретной экспертизы. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Состав критериев определяется характером педагогических объектов, подлежащих экспертной оценке, наличием или отсутствием выработанных нормативов, мер эталонов. О.Е. Лебедев, раскрывая вопросы критериальной оценки инновационных проектов, исходит из того, что непосредственным результатом экспер'газы, как и любой другой исследовательской деятельности, являются знания - новые знания - «описательные», «оценочные», «инструментальные». В качестве непосредственного результата экспертизы чаще всего рассматриваются оценочные знания. Критериями оценки в таком случае является новизна (идей, способов, результатов), соответствие (техническому заданию, каким-то эталонам), значимость (для решения актуальных проблем развития образовательной системы -локальной или любой дугой). Но в ряде случаев результатом экспертизы может быть и новое знание (новое по сравнению со знанием создателя объекта экспертизы) о характерных чертах объекта экспертизы, прежде всего, о вариативных и инвариантных характеристиках. Результатом экспертизы может быть и «инструментальное» знание - знание о способах использования опыта, воплощенного в объекте экспертизы [187, с. 25]. Обращаясь к мировой практике, следует отметить, что в качестве критериев инновационных проектов принято учитывать: - жизнеспособность проекта, - самовоспроизводимост проекта после окончания стартового финансирования, - эффективность отдачи от сделанных вложений, - расчет рисков, - наличие партнерских связей и поддержки извне. Другой подход к классификации критериев экспортирования представлен на конкурсе инновационных проектов Института «Открытое общество», описанный В.И. Слободчиковым; - общие критерии — те, которые позволяют оценить значимость предлагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации; - специальные критерии - те, которые позволяют оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям; Значимостью такого же порядка является и степень проработанности структурных элементов проекта. Следующим специальным критерием является представленная в проекте согласованность структурных частей проекта: рассматриваются ли во взаимосвязи анализ ситуации и описание проблем, которые необходимо решить; концепция, цели и задачи инновационного проекта; цели и задачи проекта и необходимые ресурсы (технологические, организационные, профессиональные, финансовые, материально-технические и т.д.). Отдельной группой критериев, необходимых для экспертной оценки инновационного проекта, являются частные критерии, к которым, в первую очередь, относим реалистичность инновационного проекта. Она предполагает соответствие идей, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации и имеющимся ресурсам. Другим частным критерием является реализуемость и н-новационного проекта, заключающаяся в наличии, вовлеченности и согласованности действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации. В случае рассмотрения реалистичности инновации предполагается не рассматривать, на сколько реально может существовать тот или иной инновационный проект, а определить, имеет ли он право быть, как он соотносим с ситуациями будущего, имеется или может ли быть представлен прогноз с пошаговыми действиями, в которых будет осуществляться инновационный проект. Другим критерием инновационной деятельности является ее реализуемость (ресурсное обеспечение), которая рассматривается в соответствии с участниками инновационного проекта. В данном случае возникает необходимость определить круг лиц, вовлеченных в инновационную проектную деятельность, каждому из которых должно быть четко определено свое функциональное место, чем и будет обеспечиваться его включенность в реализацию идеи. Еще одной характеристикой и частным критерием в экспертизе инновационных проектов выступает инструментальность Гуправляемость) проекта, то есть наличие организационных форм, способов и плана действий по реализации проекта. Ряд авторов в качестве критериев экспертизы или критериальной базы рассматривают: уровень инновашонности проекта, гуманитарность проекта. проработанность инновационного проекта, возможность распространения. Под уровнем инновационности проекта понимается новизна данного проекта в современном российском контексте, является ли он оригинальным преломлением известного, или в данном проекте отсутствует инновация. Гуманитарность инновационного проекта заключается в отражении в нем гуманистического мировоззрения или же представлении в проекте разнообразной образовательной среды, или в демократичности инновационного проекта. Большую значимость имеет критерий возможного распространения представленной в проекте инновации, так как в данном случае наравне с возможно- стью распространения инновации определяется и ее уровень - подлежит ли распространение инновации на федеральном, региональном, межрегиональном, местном уровнях, или возможно ее частичное использование, или же инновация не подлежит распространению в связи с экстраординарностью, не представляет интереса. Рассмотренные подходы к определению критериальной базы соотнесем с жизненными циклами инновационного развития и этапами разработки инновационного проекта (см. табл. 6). Таблица 6
|