Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная налоговая система строится на ряде принципов.

Вопросы для закрепления материала

Что такое государственный бюджет?

1. Почему даже богатые развитые государства позволяют допустить бюджетный дефицит?

2. Каковы типичные расходы государственного бюджета?

3. В чем различие между фискальной и экономической функцией налогов?

4. Перечислите название налогов по налоговому законо­дательству Республики Казахстан и дайте им краткую ха­рактеристику.

5. В чем различие между прямым и косвенным налогом? Для ответа приведите примеры.

6. Каковы особенности налоговой декларации как спосо­ба взимания налогов?

7. Дайте сравнительную характеристику экспансионист­ской и сдерживающей политике.Дайте сравнительную характеристику дискреционной и сдерживающей политике.

 


 

Налоги и налогообложение

Повторение пройденного материала

Госбюджет-это роспись денежных доходов и расходов, финансовый план на один год имеющий силу закона.

Структура госбюджета:

1. Республиканский бюджет (центральный);

2. Местный бюджет.

Расходы бюджета - это затраты, возникающие у государства в связи с выполнением экономических, социальных, политических, военных и административных функций.

Бюджетный дефицит-это превышение расходной части госбюджета над доходной.

Бюджетный профицит - это превышение доходной части госбюджета над расходной.

Субвенция- это безвозмездная помощь государства для целевого финансирования бюджетов своих регионов.

Новая лекция

После выхода в свет работ Дж. М. Кейнса в промышленно – развитых странах приоритет отдавался не кредитно- денежной (монетерной), а налогово – бюджетной политикеИстория налогов и налогообложения берет начало с древних времен. Правители стран нуждались в пополнении государственной казны для содержания своих дворов, проведения строительных работ, ведения войн. При этом производились различные сборы не только в денежной форме, но и в натуральной (продукция выращенного урожая, скот и т.д.). Налоги и сборы нередко ложились тяжелым бременем на плечи простого люда и в меньшей степени играли регулирующую и стимулирующую роль в общественном производстве.

С развитием человечества и государственности совершенствовалась налоговая система. Становление и развитие рыночной экономической системы сопровождалось построением все более эффективной законодательной базы и организации налогообложения с действием принципа «перед налогами все равны».

Определение сущности налогов не требует сложных формулировок и вместе с тем с помощью налогового инструмента государство регулирует экономику, стремится обеспечить стабильность и процветание общества. Чтобы более четко обозначить предназначенность налогов, следует выделить две их функции: фискальную и экономическую.

1.

Налогово- бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредствам изменения гос. расходов и налогообложения

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

- это основной источник доходной части бюджета

Сбор- это обязательный взнос, уплата которого является условием в интересах плательщика.

Налог содержит четыре обязательных элемента. К ним относятся субъект, объект налогообложения, величина налоговой ставки и налоговые льготы. Субъект налогообложения отвечает на вопрос, кто является плательщиком налога или на кого направлен налог. Им может являться работник, как физическое лицо, или предприятие, как юридическое лицо. Объект налогообложения отвечает на вопрос, из какого источника уплачивается или на что направлен налог. Ими могут являться прибыль, зарплата, имущество. Например, транспорт - объект налогообложения, а владелец транспорта - субъект. Домашний скот, хотя и одушевленный, может являться объектом, но не субъектом налогообложения. Налоговая ставка определяет размер налога на единицу налогообложения, является показателем уровня налогообложения, может измеряться в денежном выражении и в процентах. Налоговые льготы рассматриваются как полное или частичное освобождение от выполнения установленных налоговых обязательств, применяются в особых случаях и нацелены на стимулирование роста производительности труда, эффективности производства, увеличение выпуска продукции, снижение цен. Например, введены налоговые льготы для субъектов малого бизнеса. Тогда по сравнению с предприятиями среднего и крупного бизнеса они определенные налоги будут платить в меньших размерах на единицу налогообложения либо по более низким налоговым процентным ставкам.

Категории налогообложения:

1. Субъект- это тот, кто является плательщиком;

2. Объект- из какого источника уплачивают налог;

3. Налоговая ставка()- размер налога на единицу обложения;

4. Налоговые льготы (НК РК раздел 18): полное или частичное освобождение от налогов.

Современная налоговая система строится на ряде принципов.

Принцип стабильности правил применения налогов. Стабильными должны быть порядки расчетов и изъятия налогов, налоговые ставки. Конечно, с изменением экономических условий могут и должны меняться правила и виды налогов, а также ставки и элементы налогов. Но такие изменения должны быть крайне редкими и заранее доводиться до сведения налогоплательщиков. Отмеченный принцип обеспечивает условия для стабильной работы предприятий, создает уверенность в перспективном финансировании, росте деловой активности. Стабильная налоговая система является фактором благоприятного инвестиционного климата данной страны для привлечения иностранных инвесторов.

Принцип множественности объектов налогообложения. Использование этого принципа позволяет иметь широкую базу налогообложения. К тому же легче выдержать множество мелких налогов, чем несколько крупных и высоких по уровню налоговой ставки.

Расходы по оплате налогов должны быть минимальными. Вместе с тем механизм налогообложения для налогоплательщика должен быть вполне доступным и удобным.

Демократичность и прозрачность налоговой системы. Прежде чем претворить налоги в закон, необходимо их предварительное открытое обсуждение, особенно потенциальными налогоплательщиками. Общество должно знать возможности, перспективы разрабатываемой налоговой системы. Налогоплательщик заинтересован в том, как используются уплачиваемые им налоги, насколько они целесообразны для общества, эффективны для него самого.

Налоговая система должна служить интересам устойчивого экономического роста, обеспечения социальной справедливости и стабильности. Экономическая практика показывает, что реализовать этот принцип одновременно по многим направлениям невозможно, то есть построить систему таким образом, чтобы она удовлетворяла все сферы и отрасли общества. Как известно, ресурсы ограничены, и общество всегда стоит перед проблемой выбора. Поэтому на определенном этапе государство выбирает те или иные приоритеты в налогообложении. На первоначальном этапе перехода к рыночным отношениям Казахстан вынужден был выбрать направление по наращиванию объемов налоговых поступлений при высоком уровне налогообложения. По достижении страной устойчивого экономического роста создалась возможность последовательной демократизации и снижения уровня налогообложения.

Налог должен быть оптимальным и эффективным, поэтому должен быть научно обоснованным. Каждое отклонение от оптимальности чревато неэффективностью. Этому аспекту налогообложения посвящались отдельные исследования.

Американский экономист А. Лаффер проиллюстрировал своей кривой, что налогообложение должно иметь свои пределы и быть доступным, то есть налоги должны быть оптимальными как для налогоплательщиков, так и для интересов всего общества. Перебор с налогообложением приводит к отрицательным последствиям: налогоплательщики скрывают свои доходы, нарушают законы, избегают плат, государство несет дополнительные издержки по обнаружению недисциплинированных налогоплательщиков, незаконных махинаций и т.п. Недобор налогов свидетельствует о том, что государство не использует потенциальные возможности для увеличения налоговых поступлений в свой бюджет, позволяет субъектам налогов легко добиваться нетрудовых доходов и сверхприбылей

Принципы налогообложения:

1. Принцип стабильности применения налогов;

2. Принцип множественности объектов налогообложения;

3. Минимальный расход по оплате налогов;

4. Демократичность и прозрачность;

5. Обеспечение социальной справедливости и стабильности;

6. Налог должен быть оптимальным и эффективным.

 

Чтобы более четко обозначить предназначенность налогов, следует выделить две их функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция обеспечивает формирование денежных доходов государства. Запланированные налоги следует прежде всего собрать. Через налоговые поступления в государственный бюджет в последующем финансируются важные государственные структуры и сферы государственного регулирования социально-экономических процессов. За счет налоговых поступлений покрываются государственные долги, формируются финансовые резервы страны.

Экономическая функция выражается в том, как государство через налоговый механизм регулирует социально-экономическое развитие в интересах общества и самого государства. Сюда входит распределение и перераспределение ресурсов и доходов, оптимизация межотраслевых и межрегиональных балансов, обеспечение социальной защитой наиболее нуждающихся слоев населения в условиях рыночных отношений. В этой связи налоги могут выступать в качестве стимулов или ограничений. С одной стороны, предоставляя налоговые льготы какой-либо отрасли экономики, государство стремиться поднять ее роль в развитии общества. Например, объектами таких льгот могут быть малый бизнес, сельское хозяйство. С другой стороны, бывают возможности увеличения налоговых поступлений путем повышения налогов в другой сфере без нанесения ей экономического ущерба. Например, это может быть игорный бизнес. Вместе с тем, назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство призвано взять под контроль движение цен на товары и услуги.

Данные функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, создает финансовую базу для реализации экономической функции налогов. В свою очередь, эффективная экономическая функция создает дополнительные возможности для налоговых поступлений, а значит, для осуществления более активной фискальной функции налогов.

Какими методами или способами с обирать налоги, насколько они эффективны? В этой связи различают три основных способа взимания налогов: у источника, кадастровый, декларация.

«У источника» означает взимание налога у налогоплательщика до получения им своего денежного дохода. Например, в качестве источника может выступать заработная плата: бухгалтерия высчитывает из заработной платы работника надлежащие налоги и прочие платежи до ее выплаты.

Кадастровый способ связан с оценкой имущества, недвижимости, земельных участков, подлежащих налогообложению. Приведем примеры исчисления налога на имущество с физических лиц, согласно кодексу Республики Казахстан 2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Пример 1.

Оценочная стоимость квартиры или имущества, не используемого в предпринимательской деятельности, составляет 1 200 ООО тенге, сумма налога на имущество составляет 1300 тенге (1000+300), где:

1 000 000 х 0, 1% = 1000 тенге;

200 000 х 0, 15% = 300 тенге.

Пример 2.

Оценочная стоимость имущества, используемого в предпринимательской деятельности, составляет 1500 000 тенге, сумма налога на имущество составляет 15000 тенге, где 1 500 000 х 1, 0% = 15000 тенге.

Пример 3.

Площадь земельного участка, занятого жилищным фондом, составляет 454 м2, базовая ставка земельного налога на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, - 0, 51 тенге за 1 м2. Таким образом, сумма земельного налога составляет 231, 5 тенге.

454 м2х 0, 51 = 231, 5 тенге

Налоговая декларация представляет официальное заявление налогоплательщика (в основном по статусу государственного служащего) о его доходах за истекший год, а также о наличии собственного имущества, денежной наличности и счетов в банках. Такой способ позволяет не только контролировать исполнение налоговых обязательств, но и обнаружить неучтенные налоги и другие обязательные платежи, а также незаконные действия налогоплательщика2х 0, 51 = 231, 5 тенге.

 


 

2. Налоги и их виды

Существуют разные подходы к классификации видов налогов. Их разделяют по характеру субъекта (юридические, физические лица), характеру объекта (доходы, собственность, имущество, потребление, с оборота), а также по характеру принуждения: прямые и косвенные.

Примером вида налога с физических лиц является подоходный налог, с юридических лиц - корпоративный налог, налог на прибыль. Примерами вида налога по характеру объекта являются налоги на землю, недвижимость, акциз, налог на добавленную стоимость.

Более подробно остановимся на сравнении прямого и косвенного налогов.

По способу изъятия налоги подразделяются на:

Прямой налог берется с того, на кого он направлен. Например, подоходный налог с наемного работника, налог на прибыль с предпринимателя, транспортный налог с владельца транспорта.

1. Прямые - взимаются с объектов налогообложения:

а) подоходный налог;

б) налог на прибыль;

в) налог на наследство и дарение;

г) налог на имущество (гл. 57, 58 НК РК), земельный налог (гл.53-56 НК РК)

Косвенный налог адресован одному, но платит другой. Примером служит акцизный налог. Обычно такой налог высчитывается с продажной цены потребительских товаров, имеющих стабильный или редкий спрос. Часто к ним относятся табачные изделия, спиртные напитки, изделия из натуральной кожи, автомобили, предметы роскоши. Потребители, покупая подакцизные товары, сами того не замечая, платят акцизный налог, апредприятия-производители подобных товаров, имея налоговые поступления, рассчитываются с налоговыми органами. Косвенным налогом также является налог на добавленную стоимость, который собирается с каждого этапа производства конечной продукции. При этом такой налог адресован предприятию-производителю, а платят предприятия-покупатели продукции каждого этапа конечного производства

2. Косвенные - уплачиваются конечным потребителем облагаемым налогом товара:

а) НДС;

б) Налог с продажи;

в) Акцизы (налог на роскошь - вредные привычки).

По характеру начисления налоги делятся на:

· Прогрессивные;

· Регрессивные;

· Пропорциональный.

 

 

3.Переложение налогового бремени.

Виды налогов подлежащих перемещению:

· Личный подоходный налог - уплачивают те лица, которые должны платить по закону;

Как правило, этот налог уплачивают имен­но те лица, которые должны его платить по закону.Но есть и исключения. Например, врачи, адвокаты, частнопрактикующие преподаватели и т. п. могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами: ведь, например, спрос на многие виды врачебной помощи отличается низкой эластичностью (вы не сможете отка­заться от услуг зубного врача, если вас одолела невыносимая боль).

· Налог на прибыль корпорации;

Налог на прибыль корпораций. В некоторой своей части налог может быть переложен на потребителей через более высокие цены. Но здесь есть определенные ограничения в переложении налогового бремени: если фирмы (особенно фирмы-монополисты) будут злоупотреблять своей властью на рынке, то не исключены и санкции со стороны антимонопольных органов

· Косвенные налоги;

Косвенные налоги: налог с продаж и акцизный налог. Не вся, но основная масса налогов с продаж и акцизы перекладывается на потребителей через повышение цен. Можно сказать, что вообще налоги на потребление аналогичны налогам на доход, но взимаются они другим способом. Налог с продаж охватывает довольно широкий спектр товаров. У потребителей нет больших возможностей переориентировать свой спрос на товары с более низкими ценами. А вот некоторые акцизы переложить на потребителей трудно. Например, если в цену входного билета в цирк входит акциз, то владелец цирка не всегда может поднять цены на билеты. Ведь в таком случае публика может переориентировать свой спрос на другие виды зрелищ и вообще другие развлечения. Но вот акцизы на бензин, табачные изделия, алкоголь с легкостью перекладываются на их потребителей. В данном случае трудно найти товар-субститут. Курильщик не перейдет на засушенный вишневый лист, также как и владелец автомобиля не станет вместо бензина заливать в бак керосин. Любитель водки не перейдет на лимонад. Вот почему акцизы легче переложить на потребителя.

· Поимущественный налог.

Как правило, его уплачивают те, на кого и ложится формальное бремя налога: налог на землю, на наследство, на соб­ственный дом или квартиру н^на кого переложить. Но если вы сдаете квар­тиру в аренду, то в таком случае часть налогового бремени может быть пе­реложена на арендатора путем повышения ставки арендной платы.Таким образом, проблема переложения налогового бремени еще раз под­тверждает известное положение о том, что налоги изменяют стимулы и, следовательно, человеческое поведение.

 

Приложение раздаточный


Виды налогов и платежей

1. Корпоративный подоходный налог.

КПН = (Совокупный годовой доход-Вычеты-Корректировка-Перенос убытков)* Ставка налога где,

СГД- доходы полученные в РК и за ее пределами в течение налогового периода (года); Вычеты- расходы, связанные с получением дохода;

Корректировка позволяет уменьшить налогооблагаемый доход в пределах 3 % при понесенных расходах на содержание объектов социальной сферы, в виде безвозмездно переданного имущества некоммерческим организациям и адресной социальной помощи физическим лицам, а также при использовании труда инвалидов и получении по финансовому лизингу основных средств;

Ставка налога. Налогооблагаемый доход подлежит обложению налогом:

- по ставке 20 %

- по ставке 10 %, в случае если земля является основным средством производства

- по ставке 15 % для доходов, облагаемых у источника выплаты.

2. Индивидуальный подоходный налог.

Доходы, облагаемые у источника выплаты:

1. доходы работников по ставке 10% ОД - облагаемый доход

ОД = Начисленная з/п - 1 МЗП - Обязательные - Добровольные - Страховые премии,

пенсионные вносимые в свою пользу отчисления отчисленияфиз.лиц по договорам накоп.

страхования

2. доход от разовых выплат -10%

3. доход в виде вознаграждений, выигрышей -10%

4. пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов- 10%

5. стипендии - 10%

6. доход по договорам накопительного страхования - 10%

7. доход в виде дивидендов - 5 %

Доходы, не облагаемые у источника выплаты:

1. имущественный доходт - 10%

2. доход ИП, по ст. 169 (специальный - 3% / общеустановленный- 30 % налоговый режим)

3. доход адвокатов и частных нотариусов - 10%

4. прочие доходы - 10 %

 

3. Социальный налог.

Социальным налогом облагаются расходы работодателя, выплачиваемые работникам (резидентам и нерезидентам) в виде дохода.

Плательщиков налога можно определить как:

• Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы, юридические лица

резиденты и нерезиденты РК, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, уплачиваемых социальный налог по ставке 11%

индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, уплачиваемых

социальный налог в размере 2 МРП за себя и 1 МРП за каждого работника.

• Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-

двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 135 настоящего Кодекса, уплачивают социальный налог по ставке 4, 5 процента

4. Земельный налог.

ЗН = Площадь земельного участка * Базовая ставка ЗН

Базовая ставка зависит от целевого назначения, принадлежности к категории и балла бонитета почвы.

1. Налогообложению не подлежат следующие категории земель:

1) земли особо охраняемых природных территорий;

2) земли лесного фонда;

3) земли водного фонда;

4) земли запаса.

 

5. Налог на имущество.

НИ = Среднегодовая стоимость объектов обложения * 1, 5 % (для юридических лиц)

НИ = Среднегодовая стоимость объектов обложения * 0, 5 % (для индивидуальных предпринимателей)

1. Объектом налогообложения для юридических „ лиц и индивидуальных предпринимателей являются здания, сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей, находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость. Не облагается налогом:

- земли, являющейся объектом обложения земельным налогом;

- транспортных средств, облагающихся налогом на транспортные средства;

- основных средств, находящихся на консервации; госавтодорог общего пользования и дорожных сооружений на них;

- основных средств, вводимых в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта, по которому предоставлено право применения налоговых преференций.

6. Налог на транспортные средства. НТС = Ставка налога

Ставка налога зависят от вида транспортных средств и их характеристик.

7. Налог на добавленную стоимость.

НДС к уплате = Начисленный НДС - НДС в зачет

Ставка НДС на 2009 г. установлена в размере 12 %. НДС обязаны платить не все хозяйствующие субъекты, т.к. предусмотрена добровольная постановка на учет, в том случае если оборот по реализации и оборот по приобретению от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС, не превысил 30 000-кратную величину МРП по итогам календарного года.

8. Акцизы.

Акцизы устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. Подакцизными товарами являются:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3) пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0, 5 процента;

4) табачные изделия;

5) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

6) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов); сырая нефть, газовый конденсат

9. Плата за загрязнение окружающей среды.

Плательщики платы являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в порядке специального природопользования.

Ставки устанавливаются ежегодно местными представительными органами (маслихатом).

 

10. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.

Плательщиками платы являются физические и юридические лица, осуществляющие пользование водными ресурсами поверхностных источников с применением сооружений, устройств.

Ставки платы устанавливаются Правительством РК.


Выбор правовой формы для бизнеса

Сокращения: ИП - индивидуальный предприниматель, ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью, АО - акционерное общество, МРП - месячный расчетный показатель (в 2010 году составляет 1413 тенге), СМП - субъект малого предпринимательства.

Подоходный налог 2% от заявленног о дохода равными долями 3 % от выручки в зависимости от ее величины равными долями 10% в зависимости от дохода за вычетом расходов 3 % от выручки в зависимости от ее величины равными долями 20% от дохода за вычетом расходов 20% от дохода за вычетом расходов 20% от дохода за вычетом расходов
Социальный налог 2 МРП за себя 1 МРП за каждого наемн. работника 11% от фонда зарплаты 11% от фонда зарплаты 11% от фонда зарплаты
НДС нет 12% от облагаемого оборота при условии, что оборот превысил 30 ООО МРП
Необходимость ведения и сдачи статистической отчетности нет нет нет да да да да
Возможность открытия филиалов и представительств нет нет нет нет да да да
Ограничения для некоторых видов деятельности есть есть есть есть есть нет нет
Налогообла­гаемый доход облагается заявленны облагается выручка облагается доход, за вычетом расходов Облагается выручка облагается доход, за вычетом расходов облагается доход, за облагается доход, за вычетом расходов

 

  ИП ТОО (СМП) ТОО (не СМП) АО
патент упрощенная декларация Общеустановлен­ный порядок (СМП) упрощенная декларация Общеустановлен­ный порядок
               

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документы | Дневник работы обучающегося
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал