Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура времен Полоцкого княжества.
Распространение христианской веры на белорусских землях началась в X веке. Ещё в 907 году воины Полоцка были союзниками киевского князя Одега в походе настолицу Византии город Царьград, где могли познакомиться с христианством. В 988 году великий киевский князь Владимир Святославич принял христианство. В связи с этим он отказался от многожёнства и выслала одну из своих жён, Рогнеду, вместе с сыном Изяславом в постороенный для них город Изяславль. В 992 году князь Изяслав основал в Полоцке епархию – церковный округ. Рогнеда и её сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство на восточнославянских землях распространялось на протяжении нескольких столетий, противоборствуя с язычестовом. Его ещё называли многобожием, или поганством в сравнении с “чистой” христианской верой. Две религии сосуществовали долгое время (с X поXIII века), поскольку язычество имело глубокие древние корни. По этой причине новая вера вводилась сначала насильно, а языческие идеолы – каменные или деревянные скульптурные изображения божков – разрушались.Потребность в знаниях и письменности на белорусских землях возникла в связи с образованием сильного Полоцкого княжества, укреплением княжецкой власти, развитием хозяйства. Начиная с XI века, в Полоцкой земле стала стала распространяться кирилличная азбука, сотавленная в 863 году братьями Кириллом и Мефодием. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты – берёзовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены архиолагами в Витебске и Мстиславе. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане. В первой половине XI века началось летописание – запись событий по годам в хронологической последовательности. В начале XII века монахом Нестором была создана “Повесть временных лет” – летопись, содержащая, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на немиге и других событиях из истории восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI веке “Туровское ивангилие”, украшенное заставками – разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент – специально изготовленная кожа телят. Обложкой были две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки. Распространению письменности содействовали религиозные просветители. Сознательно жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о том, что отец хочет её обручить с князем, она тайно сбежала в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала в Полоцке женский и мужской монастыри и организовалапереписывание церковных книг. Ефросинья стала первой известной нам женщиной – книгописцем.Для молодых женщин в монастыре она она открыла школу. Уже на склоне жизни Ефросинья совершила религиозный подвиг – отправилась в дальнее и тяжёлое путешествие на Святую землю –Иерусалим, где и умерла. Ефроминья Полоцкая – около 1167 года - первая из восточнославянских женщин, которую православная церковь провозгласила святой. Выдающимися религиозным просвитителем был уровсих епископ Кирилл. Он замуровался в небольшой монастырский башне и жил отшельником – столпником. Кирилл Туровский не только читал здесь книги, но и писал “слова” – обращения к верующим, а также молитвы – исповеди, повести – притчи, имевшие характер наставления. За красноречие Кирилла Туровского ещё при жизни прозвали “Златоустом, которой паче всех засиял на Руси”. Выдающимся памятником наменного зодчества (зданием, возведённым из камней и кирпича, скреплённых раствором) на территории Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Он был построен в середине XIвеке при князе Всеславе Чародее и является примером полоцкой архитектурной школы. Это был третий храм нового типа на землях восточный славян после Киевской и Новгородской Софии. Полоцкая София имела пять куполов. При строительстве собора был использован плоский кирпич - плинфа. Внутрення поверхность храма украшена фресками. На протяжении XII века в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных церковных строений. Одним из таких стала Спасская церковь, построенная по заказу Ефросиньи Полоцкой.Она имела ярусный башнеподобный вид. Сегодня в этой церкви храняться мощи святой Ефросиньи Полоцкой. Примером гродненской архитектурной школы является Коложская церковь, построенная в XII веке в Гродно. Особенностью церкви являются столбы и большое количество голосников – глиняных горшков вмураваных в стены для того, чтобы хорошо были слышны молитва и голос священника. Памятником оборонитеьного зодчества является Каменецкая башня на Брестчине. Она была построена в XIII веке. Имела высоту 30 метров, в диаметре – 13 метров, толщину стен – 2, 5 метра. Очень часто Каменецкую вежу называют “Белой вежей”, что не совсем соотвествует действительности, поскольку она была возведеа из жёлтого и коричневого кирпича. Возможно, что сначала она была построена из брёвен, позже побелённых. Шедевром древнего исскуства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшем по заказу Ефрасиньи Полоцкой. Его поверхность обложена золотыми, а строны – серебряными пластинами с выбитыми кириллицей надписями. В кресте находились святые для каждого верующиего христианские реликвии: кусочек дерева из креста, на котором был распят Иисус Христос, частички мощей святых. Крест Ефросиньи Полоцкой считается культурно – исторической ценностью. К предметам искусства того времени относились также женские украшения, костяные и и деревянные шахматные фигурки, образки, которые носили верующие на груди.
|