Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О пятой заповеди закона Божия
Чти отца твоего и матерь твою, Грехи против пятой заповеди ». Всегда надо помнить, что жизнь, дарованная нам, есть такое благо, за которое дети не могут отплатить родителям никакими благодеяниями. Прежде чем родится ребенок, сколько понадобиться матери забот и осторожности, чтобы сохранить его утробную жизнь! Сколько мук должна вытерпеть при рождении младенца! Худое, грубое, непочтительное обращение с родителями, укоры и злословие их. «Всем сердцем твоим почитай отца твоего» (Сир. 7, 29), говорит премудрость Божия. А некоторые даже не хотят обращаться к отцу или матери почтительно, так, как полагается благочестивым чадам. Грех отвечать родителям грубо, колко, с криком или насмешкой. Грех без всякой нужды противоречить им, угрюмо общаться или надменно молчать. Грех укорять их за недостатки, имея целью только уязвить их. Грех осуждать их или «перемывать кости», даже в семейном кругу. Грех упрекать их напрасно в скупости или в неумении собрать для детей достаточного наследства. Грех распространять о них худые вести. За это, по слову Священного Писания, «погаснет светильник среди глубокой тьмы» (Притч.20, 20), то есть дерзкий сын (дочь) будет жить как в непроходимой темноте, нигде не найдет себе счастья. Аборты - являются смертным грехом. По сути дела, это грех детоубийства. Никакие оправдания здесь не принимаются. Некоторые святые считали, что совершивший грех детоубийства Царства Небесного наследовать не может. Церковь накладывает строгую эпитимию за этот грех. «За изведение или убиение младенца во чреве» полагается, как минимум, десятилетнее отлучение от Церкви (Агкир. Прав. 21, 20). Эту эпитимию должен понести и родитель умерщвленного младенца, если он содействовал аборту советом или организацией детского убийства. В наше безбожное время, когда аборты стали «естественным» делом, многие совершили этот грех, не ведая Бога. Придя к вере, каждый должен исповедывать этот грех, получить соответствующую эпитимию и до конца жизни каяться в грехе детоубийства. Некоторые старцы, советовали за каждый аборт делать по три земных поклона в день с покаянной молитвой (Господи, прости меня грешную и неразумную), кроме воскресных и праздничных дней; если нет силы на земные поклоны, делать поясные, а если и они не по силам, то просто читать эту молитву с сердечным покаянием. Развитие у детей честолюбия, гордыни, желания блистательной светской карьеры. «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21). Вместо того, чтобы воспитывать малых детей в духе христианской любви, родители часто подстрекают их к проявлению злобы, воспитывают в духе гордыни, эгоизма и самолюбия. Так, например, некоторые забавляются, раздражая ребенка и побуждая его к бурчанью, ругани, драчливости. Или приучают его изливать свой гнев на материальные предметы или животных: если ребенок запнулся о порог, предлагают наказать его, ударом ноги, если «непослушная» кошка убежала, предлагают побить ее. Все делается, чтобы отвлечь внимание малыша от плача, и не учитывается, что в ребенке от такого воспитания может развиться чувство мстительности, злопамятности - страсть, которая будет мучить его потом всю жизнь. Некоторые с детства внушают ребенку мысли о его особой даровитости и превосходстве над другими, надеясь, что мотив честолюбия будет мощным стимулом хорошей учебы. Но все это пробуждает в ребенке низменные инстинкты и страсти, губит его душу и лишает вечной жизни. Пристрастное отношение и пристрастная любовь к одному из детей. В правилах церковных сказано: «Аще кто своя чада... едино ненавидит, другое же любит... яко чадоненавистник, не причастится Святых Таин, пока не исправится» (Требник священника). Если родители оказывают явное предпочтение какому-либо одному ребенку в ущерб другим, то они согрешают. Надо в равной степени любить всех своих чад, не предпочитая одно другому. Мать и отец должны объединять, скреплять любовь в своей семье. Замечаемую между детьми холодность друг к другу, исправлять словом вразумления и примером собственной любви к ним. А не возбуждать в детях зависть и ревность своим пристрастным отношением. Полное отсутствие необходимой строгости или, наоборот, частые и жестокие взыскания с детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25). Известно, что характер и основные психологические особенности человека формируются в раннем детстве, так, по некоторым научным данным, до 80% всей усваиваемой в жизни информации ребенок получает в возрасте до трех лет. Очень важно с первых месяцев жизни ребенка проявлять к нему разумную строгость и требовательность, и ни в коем случае в семье не должны царить отношения вседозволенности по отношению к малышу. Необходимо помнить, что первородный грех имеет место и в новорожденном. Он проявляется в чувстве самости, эгоизма, себялюбия, хитрости, жадности и прочем. И это с самого малого возраста. Задача родителей - пресекать подобные страстные проявления, формировать необходимые христианские добродетели и навыки. В малом возрасте часто бывает уместным и физическое наказание. Конечно, это не должно быть запугивание детей и битье их за малейшую провинность, но нашлепать ребенка, поставить его в угол иногда бывает просто необходимо. Ибо в малом возрасте ребенок может просто не понимать другого средства внушения. С возрастанием ребенка методы физического наказания все в большей и большей степени должны заменяться на словесное внушение и лишение каких-то им особо любимых наград и поощрений. После 12-13 лет лучше физически вообще не наказывать ребенка, чтобы не озлобить его и не отстранить от себя. Родителям следует следить за собой, чтобы жестоко не наказывать детей, особенно в моменты вспышек своего гнева. Всегда необходимо объяснить ребенку, в чем конкретно его вина и за что он несет наказание. Чрезмерное отдаление от себя детей или же, напротив, слишком вольное отношение с ними, которое лишает детей страха говорить и делать худое даже в присутствии родителей. Чрезмерное отдаление означает, что чувство господствования над детьми, преобладает над чувством любви к ним. Но в этом случае оскудевает любовь и доверие детей к родителям. Настоящую любовь детей к себе надо еще заслужить, здесь нельзя рассчитывать только на одну естественную привязанность их к себе. А для этого отец, например, не должен обходиться со своими чадами столь холодно и высокомерно, что они бегут от него, лишь только он появляется домой, что они не смеют подойти к нему с какой-либо просьбой, с каким-либо занимающим их вопросом и скорее доверяют свои тайны посторонним людям, чем слишком строгому отцу. В притче о блудном сыне мы читаем, что отец сам вышел навстречу своему сыну и обласкал его, сын же стремился к отцу с полной надеждой, что отец поймет его, как нежный и чадолюбивый родитель. С другой стороны, когда родители обращаются с детьми по-братски или как равные им, пошло шутят с ними или дозволяют подобным образом шутить с собой, играют в карты,, - в таком случае, уже ничто не может удержать чад от падения. При таком воспитании дети даже не осознают худого худым и часто становятся крайне легкомысленными и ветреными. Оставление долга моления о детях в независимости от их возраста. Ошибочно надеяться только на свои - чисто человеческие средства и силы в деле воспитания малолетних, также неразумно полагаться на них в общении со взрослыми людьми. Всегда нужно помнить, что только Господь -всесилен, и нашими молитвами может устроить счастье наших детей. Проклятие, произносимое на детей. «Клятва матери разрушает до основания» (Сир. 3, 9) дома детей. Так известны конкретные жизненные примеры, что проклинаемые матерью дети один за другим быстро умирали. Особенно безумно проклятие, произносимое на детей малолетних (равно ему и называние детей в гневе бесами, чертенками и тому подобным). Такое проклятие на невинных детей не получает своей силы (Притч. 26, 2), но это нисколько не умаляет вины родителей, проклинающих своих чад. Неуместно также проклятие, произносимое и на взрослых детей. Если иной раз взрослые чада своими дерзостями и худыми поступками выводят отца или мать из терпения, провоцируя последних на произнесение проклятия, то родители и в этом случае должны проявить хладнокровие и мудрость. Прежде всего, они должны внимательно всмотреться в самих себя, не скрываются ли их собственные пороки, в пороках их детей. Не сообщили ли они сами своим детям расположенность к данному греху при зачатии, или воспитании? Горькие уроки жизни и преклонный возраст могли исправить родителей, но в молодые годы не те ли же самые злые качества и привычки имели они, какие обнаруживают их дети? Итак лучше всего никогда никого не проклинать и, укорив себя пред Богом, смириться и вознести Ему молитву о своих заблудших чадах. Намеренное унижение на глазах детей матери отцом или отцом матери. В пятой заповеди Господней сказано: «чти отца твоего и матерь твою...» Таким образом, отец, который словами или поступками унижает перед детьми мать их (например, упрекая в нерассудительности или скудоумии), грешит против закона Божия, против своих детей, научая их пренебрежительному отношению к матери. Грешит он и против себя самого, ибо, перестав уважать мать, дети вскоре перестанут относиться с должным почтением и к отцу. Но еще более грешит мать, когда внушает детям не слушаться отца, подрывает его авторитет в глазах детей, пренебрежительно относится к нему. При равенстве прав над детьми, мать, однако же, сама обязана во всем повиноваться их отцу - своему мужу (Еф. 5, 24). С ее стороны будет гораздо благоразумнее внушать детям чувство особого уважения к отцу, как главе семьи, и самой показывать примеры этого уважения. Одним словом, отец и мать должны взаимно поддерживать свои права перед детьми, рука об руку вести дело их христианского воспитания. Попреки и напоминания об оказанных ранее благодеяниях. «Благотворите... взаймы давайте, не ожидая ничего...» (Лк. 6, 35). Если и данное взаймы, по слову Господа, не следует ценить слишком высоко, то тем более не в духе христианской любви попрекать других теми благодеяниями, которые были оказаны по человеколюбию и за которые воздаст Господь Бог. Благодетель, придающий слишком большое значение своему доброму делу или только любящий напоминать о нем, отталкивает других от обращения к нему за помощью, в том же человеке, которому оказал благодеяние, охлаждает чувство признательности и тем самым освобождает последнего от обязанности благодарить его, а самое главное, лишает себя воздаяния от Бога за сделанное добро. Перекладывание своих обязанностей на других. Сюда относится леность и нежелание исправно выполнять свои обязанности. Попытка любым путем переложить свою работу на других, а самому наслаждаться безделием. Работы бояться не нужно, работа - это нормальное состояние человека, спасительное и угодное Богу. Когда же человек пытается от нее избавиться и предаться развлечениям, например, сидению у телевизора, чтению пустой литературы и тому подобным - он грешит, думая, что отдыхает, а по сути дела развращает свою душу таковым безделием. Отсюда рождается крайне порочная черта - желание ничего не делать и получать деньги. Человек расслабляется и начинает оценивать любое свое усилие крайне высоко. Постепенно привыкает к этому и становится никчемным бездельником.
Легкомысленный выбор друга. «Если хочешь приобрести друга, приобретай его при испытании и не скоро вверяйся ему» (Сир. 6, 7). Родители и родные это друзья природные. Воспитатели, учителя и благодетели - это близкие, с которыми в свое время была связана жизнь и от которых не может не оставаться воспоминаний. Но кроме круга родственного и домашнего, может быть еще и особая близость к лицам посторонним. Это дружба, пример которой нам дал Сам Господь Иисус Христос, называя другом Своим Лазаря (Ин. 11, 11). Мы должны быть благожелательны ко всем людям, но дружба есть связь особенная. Она не означает только близкое знакомство, которое зачастую носит семейный характер, хотя и при выборе такового человеку необходимо быть крайне осторожным. Другу человек отдает само свое сердце. И поскольку дар сердца есть дар крайне важный, то нельзя его отдавать легкомысленно, первому встречному. Торопливый и легкомысленный выбор друга приводит впоследствии к горькому раскаянию, к глубоким душевным потрясениям, потере веры в человека. Так, например, одни выбирают себе друга только за приятное лицо и ловкое обращение, за веселую и живую речь. Многие входят в дружбу с людьми порочными, хотя таких следовало бы избегать по слову Господню (Пс. 1, 1), а с людьми богатыми и влиятельными дружат из низменных побуждений. Лучше вовсе обходиться без друга, чем торопиться с выбором или легкомысленно вверяться кому-либо. Дружба ради корысти - такова, например, дружба исключительно ради выгод. С людьми богатыми, у которых посему всегда «друзей много» (Сир. 6, 10), с сослуживцами или с членами какого-либо общества, имеющими влияние и могущими в нужный момент поддержать или прикрыть наши ошибки. Сюда относится и дружба по самолюбивому влечению, с теми кто привык нам уступать, держаться одних с нами мыслей, хотя бы и неправильных. А особенно «имеют сладкие уста» (Сир. 12, 8). Такова и дружба застольная (собутыльная). Все это виды дружбы недостойные имени христианина, как доискиваться таковых, так и поддерживать их совершенно не стоит. Дружба, возникшая на почве общей страсти. «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк. 23, 12). Так нередко самые непримиримые враги делаются друзьями, чтобы действовать заодно против невинного человека или наперекор доброму делу, которому они завидуют. Так друзьями между собою бывают игроки, выпивохи, наркоманы, развратники или занимающиеся вместе какими-то темными делами. Это уже полное извращение дружбы, скорее злодейский союз. В нем нет ни взаимной сердечной привязанности, ни взаимного уважения, а есть только взаимная терпимость и угодливость. Вражда таких лиц была бы менее греховна чем дружба, основанная на лукавстве. Молчание при клевете на друга и необличение клеветника. Если друг терпит напраслину, если подвергается худому отзыву, которого не заслужил, то священный долг дружбы защитить его. «Защищать друга я не постыжусь» (Сир. 22, 29). Долг защищать друга естественно вытекает из того, что никто не знает его столь близко и верно, как я, особенно когда дело идет об образе его мыслей и действий. В основе дружбы лежит взаимная любовь и уважение, поэтому все, что близко касается моего друга, касается и непосредственно моего сердца. Грех с моей стороны смалодушничать и смолчать, когда напрасно нападают на моего друга, хотя бы в молчании моем и не было намерения повредить ему. Ионафан неоднократно доказывал Саулу, что его друг Давид не виновен, хотя при этом и возникала непосредственная угроза его жизни (1 Цар. 20, 33). Предательство друга - обнаруживается различно и при различных обстоятельствах. Часто забывает своего друга человек, вознесенный богатством, общественным положением, славой. Между тем как ясно сказано: «Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоем» (Сир. 37, 6). Бросают друга в случае постигших его несчастий: тюрьмы, гонений со стороны властей, преследования бандитами или сильными мира сего. А из Священного Писания видно, что отношения в дружбе могут быть только такими: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим, то да будет на веки» (1 Цар. 20, 42). Во дни же несчастья полезно уверить друга в неизменности дружбы. Недаром народная мудрость гласит: «Друг познается в беде». «Но вы пребыли со Мною в напастех Моих» (Лк. 22, 28), говорил Иисус Христос Своим ученикам, которых называл Своими друзьями (Ин. 15, 14). Еще один вид предательства друга выведывать по дружбе сердечные тайны и потом раскрывать их другим. Хотя ясно сказано: «Открывающий тайны, потерял доверие и не найдет друга по душе своей» (Сир. 27, 16). Если после размолвки, даже и очень сильной, друзья еще могут примириться между собой, то в случае злонамеренного разглашения дружеской тайны, это становится невозможным. Не следует играть дружескими тайнами даже и после разрыва дружбы, это признак малодушия и ничтожности сердца. Не скучать о друге в случае разлуки с ним, так же - предательство. По возможности необходимо чаще обмениваться дружескими визитами. Апостол Павел, например, писал Тимофею, которого дружески любил: «Желаю видеть тебя...Постарайся придти ко мне скоро» (2 Тим. 1, 4; 4, 9). Плохо если не скорбят о друге, в случае его смерти, меж тем как «Иисус прослезился» (Ин. 11, 35) при гробе Лазаря, что иудеи, бывшие при этом, могли объяснить только задушевною, дружескою любовью Господа к Лазарю. Есть и такое отношение к дружбе, когда порывают с другом по одной лишь нетерпеливости, из-за малого неудовольствия, по недоразумению или по наговору со стороны. Действительно, глупо верить навету и бросить друга, не разобравшись во всем детально, не объяснившись напрямую со старым товарищем. Прозападничество и небрежное отношение к отечественным традициям. Примеры истинной патриотической любви мы находим в жизни Иисуса Христа. Так в словах к самарянке: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4, 22), Иисус Христос ясно отличает свое отечество от чужого. «Вы» подразумевает самарян, а «мы» - иудеев; так Он плакал об Иерусалиме, столице Своего отечества (Лк. 19, 41). Так-то и каждый христианин, любя весь род человеческий, который находится под управлением одного Царя Небесного, в то же время должен иметь особую любовь к своей Родине, потому что отечество не лично им выбрано, а Самим Богом предопределено, где ему родиться. Соотечественники связаны между собою одною верою, одним происхождением, языком, обычаями, законами, историей. Что же касается собственно русской земли, то она иначе и не называлась в отечественной истории как «святая Русь», как «святая земля». Это название дано ей из-за особых чудесных благодеяний Божиих в ней, а также по великому множеству людей, мученически проливших свою кровь за отечество и заповеди Христовы, и по обилию угодников Божиих, которые почивают здесь своими мощами. Посему не любить своей Родины и предпочитать ее другим государствам, как не любить сыну своего отца, а быть привязанным к посторонним лицам, которые не родили и не воспитывали его, значит иметь чувства низкие и сердце неблагодарное. Тем более, что западные государства всегда боялись Россию, завидовали ее природным богатствам и все делали для ее ослабления. Пристрастие к иноземному и небрежение отечественными традициями греховно, так как ими разрушается чувство патриотизма в душе человека, что приводит к измельчанию культурно-исторического типа русского православного человека. Участие в тайных обществах и масонских организациях. «Ибо знает это царь... ибо не в углу это происходило» (Деян. 26, 26). Масонские общества и все их ответвления имеют ярко выраженный антиправославный, антигосударственный, антинародный характер. Тайная суть их деятельности направлена на подготовку пришествия антихриста, создания для этого необходимых материальных и духовных условий. Сюда относятся: скрытая и явная борьба с православием, искоренение традиционных религий вообще и планомерная работа по установлению оккультно-мистического сознания в массах: нивелирование национальных культур и распространение массовой культуры потребления. Эти цели тщательно скрывают от непосвященных и новоначальных, которым предлагаются совсем иные идеалы типа «свобода, равенство, братство» и тому подобные. Поэтому всякий человек, работающий на эти тайные общества, становится врагом Бога и своего народа.
Попустительство грехам друга и умолчание о них. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (Притч. 27, 6). Цель истинной дружбы в том и заключается, чтобы друзья предостерегали друг друга от ошибок и пороков, а на путях добрых укрепляли и поддерживали друг друга. Например, ошибочно ли кто поступает в семье или по службе, кто подскажет кроме верного друга? Остальным дела нет, или равнодушны, или смеются со злорадством за спиной. И только тот верный друг, кто не побоится обличить своего искреннего, к его пользе, ради его спасения; пусть даже при этом может возникнуть и охлаждение дружбы. Но любовь и преданность заставляют настоящего друга поступать только подобным образом.
|