![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подростковый возраст (от 10,11 до 14,15 лет)
Период жизни от детства до юности (10, 11 – 14, 15 лет). В этот период подросток проходит великий путь в развитии: через внутренний конфликт с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности. В подростковом возрасте у школьника возникает представление о том, что он «уже не ребенок». Это связано с началом полового созревания и изменением внешнего облика. Подростковый кризис (внутренне связан с кризисом 3-х лет) проявляется в том, что подросток хочет «быть и считаться взрослым», но в силу разных причин пока не может. Основное противоречие кризиса между стремлением подростка к взрослости (самостоятельности, независимости) и сохранением прежнего социального положения – ученика, школьника, зависящего и материально, и морально от окружающих взрослых (родителей, учителей). Это противоречие разрешается за счет активного включения школьников в жизнь общества, расширения сферы общения и деятельности. Важной для данного возраста становится общественно-полезная деятельность (учебная, трудовая, организационная, спортивная и др.), где формируются ЗУН и система ценностей, отражающие процесс взросления. Учебная деятельность приводит к позитивным изменениям в интеллектуальной сфере подростка. Возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненных перспектив, места в будущем, профессиональных намерений. Мышление. Подросток начинает приобретать теоретическое мышление. Может действовать в логике рассуждений, начинает ориентироваться на потенциально возможное, может планировать и контролировать. Главным новообразованием является переход к абстрактному мышлению. Однако, в действительности многие остаются на уровне конкретного мышления, занимают пассивную позицию. Внимание. Подросток может хорошо сконцентрировать внимание в значимой для него деятельности. На уроках необходима поддержка со стороны учителя на удержание произвольного внимания. Помните! В подростковом возрасте кривая утомляемости резко возрастает в 13-14 лет (и в 16 лет). Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием. С 13 до 15-16 лет наблюдается быстрый рост памяти. Происходит перестройка от механического запоминания к смысловому. Воображение. Мир воображения подростка – особый мир. Оно оказывает влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и личность. Также с помощью воображения подросток может стремиться закрыться от внешнего мира. В результате может возникнуть так называемый подростковый аутизм, психологической основой которого является погружение в мир фантазий, уход от реальности, от контакта с действительностью, отчуждение от людей в пользу воображаемого мира. Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками. Общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личную свободу (как право на взрослость). Общение с себе подобными дает возможность смотреть на себя по-новому. Подросток учится рефлексии на себя и сверстников, стремится идентифицироваться с себе подобными. Группа создает чувство «МЫ» – это поддерживает подростка и укрепляет его внутреннюю позицию. (Для усиления чувства «МЫ» подростки используют автономную речь, невербальные знаки, единый стиль одежды, слег). В результате такого общения происходит совместное отчуждение от взрослых, которое проявляется в грубости, агресии, демонстративности, игнорировании. В это период подростки начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, они характеризуются недифференцированностью и повышенной возбудимостью – гиперсексуальностью. Главное психическое новообразование подросткового периода в личностной сфере – «чувство взрослости», в котором можно выделить два взаимосвязанных аспекта. а) стремление подростка быть взрослым, т.е. приобрести ЗУН, привычки, качества, присущие взрослому человеку. Этот аспект реализуется в появлении элементов самообразования, подражании взрослым в деятельности и общении (как в позитивном, так и в негативном плане), активизации процесса самовоспитания физических, нравственных, волевых качеств, специфических черт «мужественности» и «женственности». б) стремление считаться взрослым, выражающееся в «борьбе» подростка за возведение его в статус взрослого человека. В реализации этого аспекта важное значение приобретает перестройка общения со взрослыми, переход подростка от «морали послушания» к «морали равенства». «Чувство взрослости» отражает два основных пути самоутверждения человека: за счет самосовершенствования, либо за счет окружающих людей, противопоставления себя действующим нормам и требованиям, особенно исходящим со стороны взрослых, что является источником конфликта «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ».
|