Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проанализируйте этот случай и сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии личности. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧА 3. Приведены высказывания известных ученых о психологических особенностях школьников различного возраста. А. «Учащиеся... возраста характеризуются стремлением выработать комплекс определенных качеств своей личности; в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного морально-психологического облика в целом» (В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин). Б. «...Знают, какое огромное значение имеет в жизни человека сильная воля, и озабочены тем, чтобы развить у себя высокие волевые качества. Среди... не перевелись еще случаи «испытания воли» огнем, раскаленным железом, рискованными поступками» (В.И. Селиванов). В. «Личность и педагогическое искусство учителя имеют исключительное значение для воспитания детей...возраста. При нормальных условиях учитель - очень большой авторитет для учащихся. Для многих детей он идеал, и в ответах на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - школьники чаще всего отвечают: «Учителем». Все чаще они называют учителя, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или самого хорошего» (П.П. Блонский). Г. Иногда «Эгоцентризм и эгоизм, чувство исключительности толкают... на самоутверждение в самом дурном смысле этого слова, этих случаях... стараются выдвинуться, командовать сверстниками, стремятся доказать свое превосходство, готовы действовать в ущерб товарищам» (Л.И. Божович). Определите о каком возрасте идет речь в каждом высказывании и вставьте соответствующее пропущенное слово. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧА 4. В исследовании одного американского психолога на вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» положительно ответили 61% мальчиков 11-13 лет. 90% подростков 15-18 лет и 76% мужчин 20-24 лет. У женщин соответственно 55, 93 и 72%. На вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваши родители понимают вас не так хорошо, как ваши друзья?» положительные ответы составили по тем же возрастным группам соответственно: у мужчин - 59, 88 и 77%, у женщин - 54, 89 и 74%.' Проанализируйте эти данные и сделайте вывод о том, как изменяется с возрастом взаимопонимание детей с родителями и с друзьями – сверстниками. С какими возрастными особенностями связаны эти изменения? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 5. В одном из исследований изучили отношения учащихся. В табл. 1 приведено число учащихся ответивших положительно на вопросы. . Зависимость отношения к учению от возраста учащихся, %
Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о том, как изменяется с возрастом отношение детей к учебной деятельности Чем объясняются эти изменения? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 6. Внутренняя позиция школьника по отношению к учению во многом определяется мотивами учения, которые с возрастом существенно меняются. Перечислены основные мотивы, встречающиеся у школьников. А. Желание получить отметку, одобрение учителя. Б.Стремление к успеху, самоутверждению. В. Желание быть настоящим школьником. Г. Практическое значение предмета, возможность овладеть полезными умениями и навыками. Д. Общественное значение предмета, его роль в жизни страны. Е. Интерес к самому учению, к знаниям («Учусь, потому, что интересно учиться»). Ж. Желание получить образование для будущей профессиональной деятельности. З. Стремление завоевать престиж у сверстников. Определите, какие из мотивов характерны для младших школьников, какие для подростков и какие для старших школьников? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАДАЧА 7. Проанализируйте предложенные педагогические ситуации с учетом психологических особенностей младших школьников, подростком и старших школьников.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ЗАЧЕТА
1. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: макрохарактеристики человека (индивид, субъект, личность, индивидуальность); основные линии (ряды) развития (онтогенез, жизненный путь). 2. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: факторы психического развития (наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность). 3. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: общие закономерности развития (неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность) 4. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в широком смысле слова (паспортный, биологический, интеллектуальный, социальный, психологический). 5. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в узком смысле слова (стадии, периоды, фазы жизни); сензитивные периоды. 6. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в узком смысле слова (возрастные кризисы от 0 до 18 лет) 7. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возраст в узком смысле слова (возрастные кризисы от 18 до кризиса старости) 8. Охарактеризовать категории основных понятий психологии развития: возрастные психологические особенности (социальная ситуация развития, основные противоречия возраста, психические новообразования, ведущая деятельность). 9. Возрастная периодизация: Ананьева Б.Г., Рыбалко Е.Ф. (С-Пб психологическая школа). 10. Возрастная периодизация: детского и юношеского возраста (Д.Б. Эльконин). 11. Возрастная периодизация: теория развития личности Э. Эриксона. 12. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – младенческий возраст 13. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – раннее детство 14. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – дошкольный возраст 15. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – младший школьный возраст 16. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – подростковый возраст 17. Дать характеристику психологических особенностей возрастного периода по плану: кризис возраста, ведущий тип деятельности, психические новообразования, особенности личности, физическое развитие – юношеский возраст
|