Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спят курганы темные






 

Подарив детям чужую культуру, абсолютно не имеющую к нам никакого отношения, через десятилетия мы и сами не сможем доказать им, что эта культура действительно не наша. Изначально несогласованное отношение с генофондом подарит нам «Чёрный квадрат» Малевича, где свое творение шедевром видит только автор и небольшая стая шизофреников.

Возьмем, к примеру, из семейства злаков - рис и пшеницу. Благоприятные условия для риса абсолютно непригодны для пшеницы, и наоборот. А при обоюдно генносогласованных условиях можно получить и увидеть чудеса, с ещё неизвестным будущим. Прежде чем начать прогулку по тропам истории тюрков, на время вернёмся к их предкам - Скифам..

К. М. Моисеева, как очевидица, описывает экспедицию профессора Руденко: «Археологическая экспедиция Академии наук СССР и Государственного Эрмитажа на протяжении многих лет ведёт раскопки древних курганов Алтая, которые сохранили много ценных памятников культуры далёкого прошлого. Эти курганы расположены в долине Пазырык, вблизи реки Большой Улаган….

…Кто они, эти люди далекого прошлого? Может быть, это те самые племена аримаспов, которые по рассказам древних греков, жили где-то на Севере, среди гор, изобилующих золотом? В легендах говорится, что могучее скифское племя аримаспов селилось в горах рядом со стерегущими золото грифами, и отважные охотники убивали грифов и отбирали у хищных птиц золото. Трудно сказать, так ли это было. Вряд ли древние люди добывали золото, отбирая его у хищных птиц. Но археологи давно уже убедились в том, что в далекой древности здесь добывали золото. В те давние времена селения кочевников-скифов были раскинуты на громадных пространствах – от Карпат на Западе до Памира и Алтая на Востоке. Там, где были корма для многочисленных стад, и появлялись их жилища. Но пришло время, когда богатые скотоводы, владевшие громадными стадами, стали строить себе дома и становились оседлыми. А пастухи, по-прежнему, кочевали в поисках хороших пастбищ. О чём же расскажут эти безмолвные свидетели прошлого – курганы Пазырыкской долины? Кто построил эти усыпальницы? Были ли эти люди кочевниками? Или они стали оседлыми и строили себе дома из этих высоких красивых лиственниц?.

У археолога всегда много хороших планов. Но когда руководитель Горно-Алтайской археологической экспедиции профессор Сергей Иванович Руденко должен был решить, какой же курган раскапывать на этот раз, он был в затруднении. Профессор Руденко уже более 20 лет ведёт раскопки алтайских курганов. Он знает, что многие усыпальницы ограблены ещё в далекой древности. Какой же курган сохранил свои сокровища? Может, вот этот большой курган?.

Начали снимать громадные валуны. Их нелегко унести отсюда, каждый весит до полутонны. Стук молотков и ломов оживил безмолвную долину. Рядом с древней усыпальницей появились лёгкие палатки археологов, задымились костры. На помощь археологам пришли алтайцы, жители близлежащего села, расположенного на берегу реки Большой Улаган. Прошло много дней, прежде чем удалось снять камни, убрать брёвна, покрывающие могилу, и тогда глазам археологов представилась усыпальница. Это довольно большой деревянный сруб, вкопанный в землю. Он сделан точно так, как и в наше время строят деревянные дома. Огромные, хорошо отёсанные бревна, тщательно подогнаны друг к другу. Они не истлели и выглядят совсем новенькими. Но спуститься в этом дом нельзя. Всё здесь сковано толстым слоем льда. Хорошо это или плохо? Оказывается, очень хорошо! Это просто счастье для учёных. Ведь сохранившиеся вещи воздвигнуты в осеннюю пору, когда влага и мороз среди льда не дали им истлеть. Значит, они предстанут перед нами в том виде, в каком были положены сюда двадцать пять веков назад. Как ни трудно будет извлекать из ледяных оков содержимое кургана, учёный не может не радоваться такой удаче. Он с нетерпением ждёт первых находок..

Как образовалась в кургане вечная мерзлота? Этот вопрос давно уже интересует учёных. Дело в том, что по климатическим условиям Горного Алтая здесь не бывает вечной мерзлоты. А вот под каменными курганами её не раз находили.

После тщательных исследований учёные пришли к выводу, что у вечной мерзлоты – искусственное происхождение. Они объясняют это тем, что курганы были воздвигнуты в осеннюю пору. Влага и мороз проникли в могилу и сковали льдом всё находившееся в ней. А летом, когда солнце согрело землю, тепло его не проникло сквозь каменные глыбы и не растопило образовавшийся лёд. Так он и остался там, на долгие века, пока его не тронули археологи. По опыту прежних лет, профессор Руденко знает, что единственный способ сохранить в целости содержимое усыпальницы - медленно растопить лёд. Рубить его нельзя, дабы не повредить ценные находки. Лёд заливают кипятком. Днём немного помогает горячее алтайское солнце. Впервые за две с половиной тысячи лет оно посылает свои живительные лучи в курган. Археологи работают по колено в ледяной воде, копаются в мёрзлой грязи, руки их синеют и распухают. Зато глаза сияют радостью. Все, кому посчастливилось работать на раскопках кургана, переживали счастливые дни..

Сколько разнообразных находок! Здесь и кожаная посуда с украшениями из цветного сафьяна, и нарядная женская одежда из шелка и меха, и головной убор древнего воина. Художница экспедиции Вера Михайловна Сунцова с восхищением рассматривает беличий нагрудник, отделанный выдрой и горностаем. Но горностай необычный – древняя франтиха покрасила его в голубой цвет..

История археологии не знает случая, когда бы тысячелетиями хранились предметы из кожи, меха, тканей и войлока. Много прекрасных вещей было найдено в гробницах египетских фараонов, но тончайшие египетские ткани, изделия из кожи и дерева превращались в прах, как только к ним прикасались руки человека. Каждый предмет приходилось быстро заливать парафином, чтобы не дать ему рассыпаться. Здесь же, в алтайском кургане, всё так хорошо сохранилось, словно уложено несколько дней назад. На столике лежит кусок сыра. Он так свеж и аппетитен, что собака, не считаясь с его тысячелетней древностью, с удовольствием проглатывает кусочек. Это был самый выдержанный в мире сыр.

Вот большой войлочный ковер, расшитый пёстрыми аппликациями. На нём изображена богиня плодородия с древом жизни в руках, а перед ней всадник..

Тут необходимо подчеркнуть, что автор текста К. М. Моисеева оказалась и писательницей, в чём мы и подозревали её в начале текста. Её выдали сомнительные вопросы вначале и слишком самоуверенные ответы на свои же вопросы. Мы хотели особо подчеркнуть то, как она с легкостью отводит курган к культуре многобожников: «На нём изображена богиня плодородия». Она говорит это с такой уверенностью и без особого удивления, как будто увидела своё отражение в зеркале. Кусок сыра, который был брошен - это для собаки, а богиня плодородия – это для нас, для читателей. Что с этой богиней делать, куда её дальше адресовать? Вот какая сила - авторский домысел - она способна свести весь смысл до математики. Ребус, точнее задача, должна иметь только один правильный ответ.

Продолжим описания рассказчика: «Он одет в короткую синюю куртку, перетянутую в талии поясом, за плечами пёстрый плащ. Штаны узкие, в обтяжку. Ковёр обрамлён бордюром из цветов, переплетённых геометрическим орнаментом. Искусные вышивальщицы с любовью украшали свой дом, и по обычаю предков, всё лучшее, что было в доме, они отдавали умершему. Красные, синие, лиловые краски ярки и сочны. Ковёр удивительно хорошо сохранился и впоследствии был выставлен в Государственном Эрмитаже на выставке памятников культуры древних алтайцев..

Профессор Сергей Иванович Руденко переживает самые счастливые минуты своей жизни. В кургане найдены неоценимые сокровища. Но учёный ждет большего. А вдруг сохранились тела захороненных?.

С волнением раскрывал ученый деревянный саркофаг. Он сделан из вековой лиственницы и так тяжёл, что его невозможно поднять и вытащить наружу. Пришлось снять плотно пригнанную крышку. И тут взору собравшихся предстали погребённые в кургане древние жители Алтая.

В саркофаге поместились двое: сакский воин и женщина. Они выглядят так, словно их уложили сюда несколько дней назад. Воин смуглый, чуть скуластый, женщина белолицая, с маленькими изящными руками. Археологи рассматривают тела захороненных. Они бальзамированы, видимо, тем же способом, о котором сообщает древний историк Геродот. Мужчина скальпирован. По всей вероятности, пострадал в битве. Но всё же прическа сделана из чёрных волос, вероятно, отданных ему его верным слугой. На груди воина – татуировка, сложный рисунок, подсказанный фантазией древнего художника. Тут и крылатый хищник, напоминающий кошку, и олень с орлиным клювом и длинным кошачьим хвостом..

- Знатный был человек, - говорит профессор.

Такая татуировка, несомненно, подчёркивала мужество и знатность воина. Он, безусловно, верил в то, что изображения фантастических животных помогают ему защищаться от враждебных сил. Тело женщины также бальзамировано. Видимо, она добровольно приняла смерть и потому облачена в нарядную одежду с украшениями. Совсем не так была похоронена женщина, останки которой обнаружены в другом кургане. Её скелет был найден на крышке саркофага. Ни одежды, ни украшений рядом. Можно предположить, что она не хотела добровольно принимать смерть и была брошена в могилу без почестей..

Но вернёмся к саркофагу неведомого нам вождя племени. А может быть это был глава большого рода? Судя по богатству погребения, это был знатный человек, и ему были оказаны все почести, какие обычно воздавались людям богатым и влиятельным. Всё самое лучшее и самое ценное было положено в усыпальницу умершего. И для спутницы его, добровольно принявшей смерть, было дано всё необходимое. Здесь не только еда и одежда, На маленьком низком столике лежит кожаный мешочек, вышитый аппликациями, а в нём гребень и серебряное зеркальце. Видимо, женщина эта была музыкантшей, потому что рядом с саркофагом покоится маленькая арфа. И вот перед учёными воскресает образ древней красавицы в нарядном платье, в изящных башмачках, расшитых замысловатым узором. Она сидит на мягком войлочном ковре с арфой в руках. Ноги её сложены калачиком. Не потому ли на башмачках расшита бисером подмётка? Учёный внимательно рассматривает нарядные башмачки сакской красавицы и отдаёт их художнице, которая тут же начинает рисовать, тщательно подбирая яркие краски, соответствующие пестрой аппликации..

Трудная и необычайно увлекательная работа захватила всех участников экспедиции. Каждый день приносит что-то новое, удивительное, неожиданное. И, может быть, потому, что с таким трудом извлекали изо льда каждый предмет, всё найденное здесь поражало воображение учёных..

- Всего можно было ожидать, - говорил профессор Руденко, раскладывая на столе довольно большой бархатный ковер, - но это просто необъяснимо! Ведь давно уже считают, что бархатные ковры впервые появились в 14 веке, всего пятьсот лет назад. Что же это значит?.

Профессор с восторгом рассматривал рисунок только что найденного ковра. Конные всадники, грифоны и чубарые олени….

- Позвольте, - вспоминает профессор, - эти всадники на алтайском бархатном ковре весьма схожи с такими же изображениями на барельефах и печатях, найденных среди развалин древнего Персеполя. Развалины относятся к 6 – 5 векам до нашей эры, они насчитывают две с половиной тысячи лет. Следовательно, можно предположить, что это самый древний бархатный ковёр во всем мире..

Так находки сами рассказывали о далеком времени и помогли ученым воскресить давно забытые страницы истории».

Вашими бы устами и пером выложить, милейшая Моисеева, дальнейшую судьбу и историю этих находок, они - то рассказывали, и во весь голос, но их услышать и говорить о них вслух было бы равносильно тому, что публично признаться, что твоя матушка Россия стала падшей женщиной. Романовы играючи развратили её, а великий вождь революции Ленин быстро устроил всех её многочисленных детей по квартирам, как отчим, которому небезразлична дальнейшая судьба детей, хоть и не родных, щедро обещая им в дальнейшем опекунство.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал