Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История криминологии






В развитии криминологии можно выделить три периода: классический (со второй половины 18 века до последней трети 19 века), позитивистский (с последней трети 19 века до 20 годов 20 века), современный или плюралистический (с 20 годов до настоящего времени).

Классический период берёт начало в эпоху просвещения, эпоху перехода от феодализма к капитализму, ставшего возможным в результате буржуазно-демократических революций. В это время наука отходит от теологической трактовки преступления как «греховного поведения». Предпринимаются попытки чисто теоретического объяснения причин, по которым отдельные лица совершают преступления. Разрабатывается более гуманное отношение к преступникам, к мерам уголовного наказания и деятельности карательной системы. К этому периоду относится появление классической школы уголовного права.

К наиболее известным представителям классической школы относятся Ч. Беккариа, Д. Говард, И. Бентам, П. Фейербах.

Идеи предшественников гуманистов синтезировал Ч. Беккариа, опубликовавший в 1765 году трактат «О преступлениях и наказаниях». Этот труд в значительной степени был основан на положениях французских просветителей - энциклопедистов.

В трактате Беккариа систематизировал философско-криминологические идеи своих предшественников и изложил их в форму нескольких правовых принципов[1].

Сущность классической школы уголовного права заключается в том, что она развивала и криминологические идеи, которые органически увязывались с уголовным правом. Основные идеи классической школы сводились к тому, что:

- Человек обладает свободной волей, и преступление есть результат его произвольного выбора;

- В силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор;

- Процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в случае, если считает его полезным для себя;

- Усиливая наказание, общество делает преступления менее привлекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения;

- Искусство законодателя и его гуманизм заключается в том, чтобы ужесточение наказания проводилось не по принципу " чем больше, тем лучше", а по принципу " ужесточать лишь настолько, чтобы сделать преступление непривлекательным";

- В борьбе с преступностью приоритетным должно быть предупреждение преступности, которое необходимо осуществлять по нескольким направлениям: надлежащее воспитание и просвещение населения, сужение рамок действия уголовного закона.

При бесспорных достоинствах классическая школа имела и ряд недостатков. Представляя собой теорию “чистого разума”, классическая школа в малой степени опиралась на практику, на фактический материал о преступлениях и борьбе с ними. В то же время идеи этой школы не случайно получили название классических, поскольку они актуальны до сих пор и с незначительными изменениями являются основой системы воздействия на преступность во многих странах.

Позитивистский период в качестве своих предпосылок имел, с одной стороны, осязаемый европейским обществом во второй половине ХIХ столетия рост преступности, с другой - бурное развитие естественных и гуманитарных наук. Позитивистская криминология развивалась в двух основных направлениях (школах): биологическом и социологическом (антропологическая и социологическая школы).

Представителями биологической (антропологической) школы являются Шлапп, Смит, Ланге, Легра, Джекобс, Пинатель, Гарофало, Фрейд, Кречмер и др. Основоположником школы считается Ч. Ломброзо. Предыдущие попытки учёных о выявлении связи личностных качеств человека с его поведением удалось синтезировать и развить именно Ломрозо, пытавшемуся создать новую науку – уголовную антропологию. В центр исследований он поставил преступника, изучению которого его предшественники уделяли недостаточно внимания. Книга Ломброзо “Преступный человек” (1876 г.) вместила в себя наблюдения автора о том, что есть особый преступный тип, скорее больной, чем виновный, т.е. человека, преступность которого предопределяется его определённой низшей физической организацией атавизма или дегенерации. Такой тип преступника может быть распознан по определённым физическим признакам и изолирован, а при невозможности излечения уничтожен. У таких преступников Ломброзо отмечал аномалии черепа, который напоминал черепа низших доисторических человеческих рас. Мозг такого преступника также отличался от мозга нормального человека и приближался к строению мозга человеческого зародыша или животного.

Исследователь не ограничился выявлением общих черт преступного человека. Он создаёт типологию, по которой каждому виду преступника соответствует лишь для него характерные черты.

Таким образом, Ломброзо увязал вопрос о причинности преступного поведения с личностью преступника. В дальнейшей научной деятельности первичные взгляды Ломброзо о причинности преступного поведения серьёзно изменились.

Позднее биологическое направление пополнялось рядом других теорий, в числе которых выделяются теории различных биологических предрасположений: конституционального, эндокринного, генетического, психологического.

Концепции конституционной предрасположенности к преступлению активно развивались в начале XX века. Учёные выяснили, что от работ желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, паращитовидной, зобной, половых желез) в значительной степени зависит внешность, самоощущение человека, а соответственно его поведенческие реакции в определённой степени связаны с химическими процессами, происходящими внутри организма.

Эти исследования стимулировали поиск физических признаков опасного состояния, который привёл криминологов к гипотезе о связи строения тела, типа телесной конституции с предрасположенностью к преступному поведению.

Среди генетических концепций большое распространение получил близнецовый метод. Суть метода заключается в том, что сравнивалось поведение близнецов, развившихся из одной яйцеклетки (а, следовательно, имевших одинаковый набор генов), с поведением близнецов, которые развились из разных яйцеклеток и имели различные наследственные задатки.

Гипотеза заключалась в том, что, если зависимость поведения от генетических факторов реальна, то в отдельных поступках и в жизненной линии у однояйцовых близнецов должно быть больше общего, чем у разнояйцовых. В ходе исследования было установлено, что более чем в половине случаев у однояйцовых близнецов, если преступление совершал один, то и второй оказывался преступником. У разнояйцовых эта зависимость повторилась в значительно меньшем количестве случаев.

Данные результаты предполагали такие меры предупреждения преступного поведения как кастрация и стерилизация.

В 50-е годы XX века появилось хромосомное направление. Исследуя генетические аномалии, учёные установили, что у некоторых лиц половые хромосомы не парные, а тройные: комбинации типа " xxy" или " xyy". Криминологи выдвинули гипотезу о том, что хромосома типа “у”, определяющая мужской пол, может способствовать агрессивности в случае ее дублирования в генотипе.

Психологический подход восходит к Р. Гарофало. Теория опасного состояния даёт для практического использования теоретически обоснованную комплексную методику клинической работы по предупреждению преступлений. После второй мировой войны виднейшим последователем этой теории стал Ж. Пинатель. Достаточно широко распространена эта теория и в США, где именуется клинической криминологией.

Согласно теории опасного состояния преступление в ряде случаев возникает на основе предшествующего его совершению определённого психологического состояния, предрасполагающего к конфликту с социальными нормами. Опасное состояние обычно временно, оно соответствует внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис. Специалистами осуществляется диагностика опасного состояния. При этом важную роль играет сопоставление результатов обследования личности с данными, характеризующими социальную ситуацию, в которой она находится. Диагноз предопределяет строго индивидуальные профилактические меры.

Большое значение при этом придаётся распознаванию очень сложных и не всегда осознаваемых обследуемым стрессовых реакций, зачастую являющихся источником опасного состояния. Сегодняшнее представление о внутридушевных конфликтах впитали в себя многое из психоаналитического учения З. Фрейда о комплексах, отражающих противоборство сознания с подсознанием.

Работа специалистов по преодолению опасного состояния заключается в том, чтобы своими консультациями помочь человеку, переживающему стресс, ввести поведение в социально приемлемые рамки, помочь ему понять свои проблемы, почувствовать безопасность оказать поддержку, проявляя уважение, понимание одобрение и терпимость. Большое значение придаётся устранению излишних эмоций.

Психологические теории используются для обоснования тактики осуществляемых на практике мер поэтапной коррекции поведения осуждённых.

Значительный вклад в зарождение и развитие социологической школы внести статистики. В частности Кетле, исследуя статистические закономерности преступности, выявил определённые зависимости между совершением преступления и возрастом, полом человека, его профессией, степенью образования, временем суток, года, ценами на хлеб и т.д.

Фундаментальный вывод, сделанный Кетле, заключался в том, что все совершаемые в обществе преступления есть одно явление, развивающееся по определённым законам. Попытка избавиться от преступности, строго карая нарушителей, обречена на провал. Необходимо выявлять законы развития преступности, силы, которые влияют на её рост или уменьшение. И именно в соответствии с этими закономерностями необходимо воздействовать на данное явление с тем, чтобы добиться благоприятных для общества перемен. Так появилась теория факторов.

Таким образом, была подготовлена серьёзная база для пересмотра основных постулатов классической школы уголовного права в рамках социологической школы.

К наиболее известным представителям социологической школы относятся Э. Ферри, А. Принс, Ф. Лист, Г. Тард, Р. Мертон, Э. Сатерленд, Т. Селин, Э. Шур и др.

Основоположником социологической школы считается Э. Дюркгейм, обосновавший теорию социальной дезорганизации. Дюркгейм дает объяснение преступности на социальном уровне, ставит в зависимость психологию преступника от процессов функционирования общества в целом. Он утверждал, что индивид испытывает влияние " социальных факторов", к которым относятся внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований. Мораль общества диктует конкретным людям правила поведения, детерминирует это поведение, сдерживая рост индивидуальных потребностей и заставляя людей сопоставлять их с легальными возможностями удовлетворения. Однако в момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить вследствие болезненного кризиса или, наоборот, вследствие благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. В этих условиях, пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддаётся учёту, и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной. Никто не знает в точности, что можно, а чего нельзя, на что можно обоснованно претендовать, а какие претензии являются чрезмерными. При этом общее состояние дезорганизации или аномии усугубляется тем, что человеческие страсти менее всего подчиняются дисциплине именно тогда, когда это всего нужнее[2].

Функциональный подход к объяснению преступности в современном обществе наиболее ярко воплотился в криминологических концепциях других представителей данной школы.

В частности, Мертон прямо обращается к анализу культурной основы американского общества. Если для Дюркгейма аномия означает неспособность общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по мнению Мертона, многие желания индивидов необязательно оказываются " естественными", а чаще бывают обусловлены цивилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определённых общественных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определённые личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистки (когда общественно одобряемые цели совпадают с возможностями их удовлетворения), а противоправно. Высшей целью западной цивилизации является достижение материального благосостояния, благополучия. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. При этом людей заставляют думать, что каждый член общества имеет одинаковые шансы этого добиваться, хотя это не так.

Вместе с тем, личность, использующая дозволенные методы, получает меньшее признание в обществе, если она не добивается, по крайней мере, уровня благополучия среднего слоя. Личность же добившаяся достаточно высокого уровня благополучия, обретает престиж, признание и высокий социальный статус даже в том случае, если она пользовалась не социально одобряемыми и даже преступными средствами.

Такое положение вызывает повышенное стремление людей к приобщению к ценностям среднего слоя, оказывает особое влияние на ценностные представления людей, не могущих добиться этого благополучия разрешёнными (легальными) путями.

Заметные результаты развития криминологии после второй мировой войны представляют собой концептуальные схемы: конфликт культур; интеракционизм; стигматизация; концепция уменьшающих преступность человеческих ценностей.

Достижения зарубежной криминологии и активное участие отечественных ученых в развитии научной мысли оказали влияние на отечественную криминологическую науку. В ее истории можно выделить четыре периода: дореволюционный, постреволюционный, советский, современный.

Систематическое изучение преступности начинается в начале 70-х годов XIX века вместе с возникновением социологической школы уголовного права. Центр разногласий старой классической школы уголовного права и новой, получившей название социологической, лежал, прежде всего, в различном понимании преступления. Первая рассматривала его как " абстрактную юридическую сущность", вторая в качестве явления внешнего мира, обусловленного преимущественно социальными причинами[3].

Приоритет в отстаивании нового взгляда на задачи науки уголовного права принадлежит М.В. Духовскому, который заявил о своей позиции в октябре 1872 года во вступительной лекции " Задача науки уголовного права" к курсу уголовного права.[4]. Охрану общества от преступлений Духовской связывал, прежде всего, с улучшением его политического и экономического строя.

После появления в печати работы Духовского увидели свет две статьи известного русского криминалиста и тюрьмоведа И.Я. Фойницкого «Уголовное право, его предмет, его задачи» и «Влияние времён года на распределение преступлений». Фойницкий рассматривал преступника в качестве продукта не только собственной личности, но и природных и общественных условий. Следовательно, наказание, как мера индивидуальная может служить противовесом только для индивидуальных условий преступления. Разрешение же проблем преступности в целом он видел в обеспечении возрастания народного благосостояния, без чего нельзя устранить её причины, имеющие глубокие корни в жизни народа[5]. Поэтому, с его точки зрения, на первый план выступает вопрос об устранении общих причин преступления, для чего необходимо их изучение[6].

Схожих позиций о природе преступности и воздействии на неё придерживался Н.Н.Полянский[7], Д.А. Дриль[8].

По существу не выходя за пределы исследования преступления, криминалисты - социологи более глубоко, чем классики, понимали задачи этого исследования. Социологическая школа старалась понять общие закономерности, причины преступлений, т.е. то, что для классической школы представлялось набором частных, индивидуальных причин, зависящих, в конечном счёте, лишь от воли отдельного человека.

Таким образом, наука о преступлении приходит к ориентации на изучение объективных законов, детерминирующих индивидуальную преступную деятельность. Теперь уже речь идёт не об абстрактных юридических требованиях, которые классическая школа возводила в ранг законов поведения гражданина, а о необходимости исследования действительных законов социального поведения.

Идеи Духовского и Фойницкого несмотря на сопротивление представителей классической школы, к началу XX века нашли широкий отклик у многих отечественных учёных. Среди них Н.С. Таганцев, П.И. Люблинский, Е.Н. Тарновский, М.Н. Гернет, М.М Исаев, А.Н. Трайнин Х.М. Чарыхов, С.В. Познышев, М.П. Чубинский и другие.

Для русской криминологии было характерно преобладание социологического подхода, преимущественно на основе теории факторов, которые подразделялись на физические (космические), общественные и личные. Отмечалось особое значение общественных факторов.

Представители дореволюционной науки разработали ряд важных положений для исследования места в обществе детерминации и связи преступности с другими явлениями, личности преступников и эффективности мер воздействия на преступность. Научные работы, написанные ими, во многом не утратили значения до настоящего времени.

Взгляд дореволюционных криминологов на преступность как социальное явление, сыграл важную роль в послереволюционном развитии России. Он лёг в основу разработки уголовной политики молодой Советской республики и был включён в основу теоретических положений формирующейся советской криминологии.

Многие представители дореволюционной науки (А.А. Жижиленко, М.Н. Гернет, М.М. Исаев, С.В. Позднышев, Н.Н. Полянский и др.) продолжали разрабатывать проблему преступности и борьбы с ней на основе теории факторов. Их работы более глубоко рассматривали отдельные виды преступлений и типы преступников – убийц, воров, растратчиков, несовершеннолетних, алиментщиков, корыстно-насильственных преступников. Они содержали обширный фактический и аналитический материал.

Сопоставление тенденций преступности с социальной обстановкой и мерами противодействия было осуществлено А.А. Герцензоном, Е.Г. Ширвиндтом, А.С. Шляпочниковым, А.Я. Эстриным и др. Эта проблематика освещалась в учебниках по уголовному праву 1924-1926г.г.

Развитию науки во многом помогло образование в 1918 г. ЦСУ РСФСР, а в 1923 г. – ЦСУ СССР, в структуру которых входили отделы моральной статистики. Они систематизировали данные о преступности, иных правонарушениях, судимости, личности осуждённых. Эти данные ежегодно публиковались. Публиковалась и статистика Комиссий по делам несовершеннолетних (КДН). Они рассматривали до середины 30-х годов большинство общественно опасных деяний подростков.

Активизации криминологических исследований во многом способствовала работа научно-прикладных учреждений по изучению преступности и преступников. Эти научные лаборатории вели анализ преступности, консультировали следователей, судей, работников ИТУ, изучали состояние и причины преступлений отдельных видов, личность преступника.

Кроме того, в 20-х годах было проведено внедрение специальных анкет и программ для получения картины социальных, образовательных, в том числе эмоциональных, ценностно-ориентационных и других особенностей преступников, проходящих через Народный комиссариат юстиции (НКЮ), государственное управление мест заключения (ГУМЗ).

При этом нельзя сказать, что изучение социальных причин преступности было полностью прекращено. Так, в 1922 году вышли работы А.А Жижиленко «Преступность и её факторы» и М.Н. Гернета «Моральная статистика». Однако в криминологической литературе 20-х годов проблематика, связанная с анализом социальных аспектов преступности, была представлена значительно меньше, чем исследование вопросов личности преступника или причин отдельных видов преступлений.

Для объединения криминологических исследований в стране, преодоления обнаружившихся недостатков методологии Постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 года был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Задачи института носили комплексный характер и предусматривали:

· изучение причин и условий, вызывающих и способствующих развитию преступности и отдельных её видов;

· анализ успешности методов борьбы с преступностью;

· разработку вопросов уголовной политики.

Институт издавал сборник «Проблемы преступности», участвовал в криминологической экспертизе проекта УК 1926 года и практике его применения, в подготовке материалов для Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928года «О карательной политике и состоянии мест заключения».

Активное участие в криминологических исследованиях принимали юридические учебные заведения. Вопросы изучения преступности и её причин включались в систему высшего юридического образования, и студенты привлекались к изучению уголовных дел и личности заключённых, проходили практику в криминологических учреждениях.

Развитию криминологических исследований в стране способствовали совещания и дискуссии по вопросам изучения преступности. Например, в 1929 году состоялся диспут, на котором участники сосредоточили внимание на критике биологизаторства и вульгарного социологизма.

Вместе с тем на рубеже 20-30-х годов в стране складывается жёсткая система администрирования во всех областях жизни общества. Наука всё более попадает под воздействие догматических формул, принадлежавших руководителям страны. Идея классовой борьбы прочно занимает ведущее место в большинстве теоретических работ, легко разбивая любые иные концепции и взгляды. С её помощью объясняются и причины преступности, и трудности строительства социализма, и проникновение буржуазной идеологии в советскую науку.

Наряду с идеологическими мерами были предприняты и организационные. Постепенно прекращали свою деятельность кабинеты по изучению личности преступника и преступности, закрывались юридические журналы «Право и жизнь», «Ежедневник советской юстиции» и др. В 1931 году Государственный институт по изучению преступности реорганизуется в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики и передаётся в ведение Наркомюста РСФСР. Проведение в нём криминологических исследований фактически сворачивается. Институт стал издавать сборник «Проблемы уголовной политики».

В этот период государству, идущему к режиму жёсткой диктаторской власти, подлинная наука была не только не нужна, но и опасна как потенциальный источник независимого и честного слова. Многие из известных криминологов были репрессированы (Л.И. Ратнер, А.С. Шляпочников, Е.Г. Ширвинд, Е.Б.Пашуканис) и погибли в лагерях.

Возрождение науки криминологии относится к началу 60-х годов. В 1962 году вышла книга " Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений", явившаяся по существу учебно-методическим пособием, раскрывающим содержание и методы профилактической деятельности правоохранительных органов. В 1966 году вышел первый учебник по криминологии, в структуре которого проблема предупреждения преступлений была выделена в самостоятельный раздел.

В возрождении криминологии приняли участие: А.А. Герцензон, И.И. Карпец, А.Б. Сахаров, В.Н. Кудрявцев, М.Д. Шаргородский, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, С.В. Вицин, С.В. Бородин, Г.А. Аванесов и многие другие.

Активно проводившиеся в начале 60 годов криминологические исследования касались практически всех основных элементов криминологии. Они велись во взаимосвязи двух направлений: теоретического и прикладного. Разрабатывались общие методики изучения преступности и специальные, касающиеся отдельных её видов. При этом теоретические разработки помогали грамотному становлению программ конкретных исследований, осмыслению их результатов, теоретической интерпретации последних, выявлению закономерностей преступности.

Одновременно криминологи всегда стремились к тому, чтобы выявленные ими закономерности преступности, её детерминант учитывались в деятельности государственных и негосударственных органов, общественных объединений, чтобы анализ преступности, её причин, предупредительная и правоохранительная деятельности осуществлялись на научной основе, с учётом специфики изучаемого феномена, его изменений и подверженности разным мерам воздействия. Это объясняет большое количество выпущенных криминологами методических практических пособий, активное участие криминологов в законотворческой деятельности, в процессе повышения квалификации различных специалистов. Особое место занимала работа по составлению программ борьбы с преступностью в стране и отдельных регионах.

Отечественная криминология в этот период развивалась по нескольким направлениям:

- Социологическое – Л.И. Спиридонов, В.В. Орехов, Я.И. Гилинский, Э.Ф. Побегайло, Г.М. Миньковский, В.С. Устинов;

- Психологическое – А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев, Ю.М. Антонян;

- Биологическое – И.С. Ной;

- Социо - биологическое - В.П. Емельянов, Д.Н. Беляев, Б.Л. Астауров.

Вместе с тем, научная разработка проблем преступности на протяжении советского периода сковывалась не только партийными и идеологическими установками, но и фактически осуществляемой государственной, в том числе и уголовной политикой. С начала 30 до середины 80 годов в стране не публиковались абсолютные данные о количестве преступлений и преступников. С момента возрождения криминологии специалисты получили возможность изучать широкий круг вопросов и проблем, связанных с преступностью. Однако это была относительная самостоятельность в проведении криминологических исследований, поскольку идеология правящей партии, как и уголовная политика, ограничивали рамки исследований только микросредой, не допуская никакой критики явлений и процессов, проходящих на уровне государства и общества в целом.

Вместе с тем, учёным удалось убедить руководство страны в том, что задача уничтожения преступности может решаться достаточно длительное время и наиболее эффективным направлением в этой борьбе является предупреждение преступности, система которого была построена к 80-м годам прошлого века.

Современный период благоприятен для развития достигнутых криминологией результатов, а также освобождения от многих недостатков. Среди наиболее известных учёных криминологов этого периода можно назвать С.В. Бородина, В.Н. Бурлакова, Г.Н. Горшенкова, А.И. Долгову, В.В. Лунеева, Б.В. Волженкина, В.А. Номоконова, В.В. Орехова, В.В.Панкратова, С.Л. Сибирякова, Д.А. Шестакова и др.

В конце 1980-х начале 90-х годов приоритетными становятся:

- Исследование взаимосвязи преступности и социальных преобразований, а также наиболее опасных проявлений преступности: организованной, профессиональной, связанной с коррупцией, вооружённостью и т.д.;

- Создание надёжной базы для анализа преступности с учётом латентности;

- Разработка проблемы влияния на преступность процессов перехода к рыночной экономике, негативных процессов в сфере общественной психологии, межнациональных отношений, экстремальных ситуаций и т.д.;

- Интенсивное изучение новых видов преступности, тенденций их развития и выработка комплексных рекомендаций для повышения эффективности профилактических и уголовно-правовых мер;

- Разработка методологии и методики прогнозирования и программирования борьбы с преступностью;

- Территориальное распределение преступности и причин различий в нем (" география преступности").

В этот период опубликованы работы, получившие положительную оценку не только со стороны учёных, но и со стороны практиков.

Из общетеоретической науки криминологии выделились новые отрасли научных знаний: виктимология, семейная криминология (криминофамилистика), пенитенциарная криминология (криминопенология), экономическая криминология, политическая криминология и др.

Для современного периода развития криминологии характерно сочетание теоретических и прикладных исследований, ориентация на развитие научной базы уголовной (в том числе профилактической) политики, законодательства и практики борьбы с преступностью. Криминологи участвуют в научном обеспечении законодательного регулирования борьбы с преступностью в качестве членов рабочих групп, экспертов, консультантов.

Большой вклад в развитие науки, укрепления законности и правопорядка, а также предупреждения преступности вносят такие учреждения, как: Институт государства и права российской академии наук, Институт проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Научно-исследовательский институт МВД России, Российская криминологическая ассоциации, Санкт-Петербургский криминологический клуб, Центры по изучению коррупции и организованной преступности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал