Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организованная преступность.
Организованная преступность (ОП) - подвид умышленной преступности, присущ не всем государствам. Поэтому наличие в государстве незначительного числа организованных преступлений ещё не означает существования организованной преступности как общественного явления. В Российском уголовном законодательстве нет понятия " организованная преступность". В нем в рамках института соучастия используются дефиниции " организованная преступная группа" и " преступное сообщество (организация)". В криминологической литературе выделяют не две, а три организованные формы: организованная группа, преступная организация и преступное сообщество. Общественная опасность ОП резко отличается от неорганизованной преступности, поскольку она: 1. Оказывает влияние на все политические и другие социальные процессы в стране. Поэтому ОП - это не только уголовно-правовое, но и политическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности. Она основной фактор криминализации власти в Российской Федерации в целом[135]. 2. Насаждает криминальную идеологию, заключающуюся в том, что все средства хороши для обогащения, что всё можно купить, что побеждает сильнейший, а не закон. 3. Втягивает в преступную деятельность людей, которые могут даже не подозревать о масштабе этой деятельности, в те или иные формы пособничества или извлечения выгод из результатов организованной преступной деятельности (ОПД). 4. Вышла за рамки одного государства, и этот процесс отражается в расширении рынков сбыта наркотических средств, оружия, краденых вещей и других незаконных услуг, которые поставляются и обрабатываются через сеть преступных коммерческих организаций. Организованная преступность относительно новый для отечественной криминологии объект исследования. Её комплексный анализ был начат лишь в конце 80-х годов. По вопросу о времени возникновения ОП В России (в СССР) среди отечественных криминологов нет единого мнения.[136]. В нашем государстве впервые проблема ОП рассматривалась на международном семинаре ООН по вопросам борьбы с ОП (Суздаль 1991г.), где среди прочих проблем и решений было дано несколько определений. В частности, определение ОП как относительно массовой совокупности устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения. В юридической литературе выделение признаков ОП неоднозначно. Например, одни из специалистов называют в числе таковых[137]: устойчивость, системность, масштабность, цели, способы, обеспечение безопасности. Признак у стойчивости реализуется в таких характеристиках, как сквозная (постоянная) задача и длящийся характер преступной деятельности; ее планирование и подготовка; строгая иерархия участников и наличие руководящего ядра; безусловная дисциплина. Признак системности реализуется в таких характеристиках ОП, как прямая или опосредованная связь и специализация ее структур в масштабе региона, отрасли экономики, вида криминального бизнеса (взаимодействие, иерархическая связь, согласованное распределение сфер деятельности, связь конкуренции и противостояния и т.д.). При этом наблюдается многоуровневость системы по схеме: организованная преступная группа (ОПГ) - преступное сообщество (ПС). Системность проявляется и в тенденции укрупнения самих преступных структур (образовании сообществ из групп, " ассоциаций" из сообществ и т.д.); в их взаимодействии с обычной криминальной и предкриминальной средой, в целенаправленной обработке общественного мнения и подготовке резервов. Масштабность - один из обязательных признаков ОП, означающий, что речь идет о деятельности в рамках региона (крупный город, область или несколько районов и т.д.), межрегиональной, в рамках страны в целом или нескольких стран. Деятельность устойчивых преступных групп в может осуществляться в меньших территориальных рамках (на предприятии, в учреждении, микрорайоне), но при этом она влечет последствия, сравнимые с последствиями организованной преступной деятельности в более широких территориальных масштабах. Цели организованных преступных структур всегда сосредоточены на извлечении преступным путем максимальных доходов, на обогащении в крупных и особо крупных размерах. Цель извлечения максимального преступного дохода определяет и направленность интенсивности организованной преступной деятельности, как незамедлительную реакцию на изменения экономической, социальной и политической конъюнктуры. Например, денежные расчёты при помощи ЭВМ; формирование и эксплуатация различных банков информации, содержащих семейную, коммерческую, служебную, государственную тайну и т.д. Цель извлечения максимальной прибыли пронизывает и последующие операции с денежными средствами, добытыми в результате организованной преступной деятельности, а именно: их размещение таким образом, чтобы они давали наибольший доход. Второй основной целью, во многом достигаемой через материальные средства, является политическая (проникновение во властные структуры). Способы совершения преступлений участниками организованных преступных структур характеризуются профессионализмом. Это означает тщательную " техническую" подготовку совершения преступлений (собирание информации, обеспечение техническими средствами и оружием); планирование и распределение ролей, целевое создание благоприятных условий; организацию сотрудничества лиц и групп, реализующих различные, но взаимосвязанные функции; решительность и жестокость действий; легальное использование средств, приобретенных преступным путем. Обеспечение безопасности участников от привлечения к ответственности. Это выражается в том, что наряду с особым вниманием к конспирации распространение получило выделение в этих структурах участников с контрразведывательными и охранными функциями; разработка сценариев поведения рядовых участников, берущих на себя ответственность за хранение и ношение оружия, его применение и т.п. с тем, чтобы обезопасить руководителей преступных групп (сообществ); разработка сценариев поведения этих руководителей (активных участников) на случай задержания или вызова в правоохранительные органы. Широко применяются и такие способы обеспечения безопасности, как получение информации от коррумпированных лиц из органов власти, в том числе правоохраны, а также получение прикрытия от этих лиц, использующих свое официальное положение; договоренность на постоянной основе о получении квалифицированной юридической помощи; использование фальсифицированных документов о заболеваниях. Как правило, ОПГ (сообщества) имеют фонды, составляемые из отчислений от средств, получаемых преступным путем. Из них осуществляется в значительных размерах помощь арестованным и осужденным участникам ОПД и их семьям; подкуп свидетелей, потерпевших, должностных лиц, оплата юридических услуг. По характеру совершаемых преступлений в ОП выделяют: политическую, экономическую (беловоротничковую) и общеуголовную составляющие[138]. Политическая выступает в виде организованных преступлений, совершаемых с целью захвата или удержания политической власти. Криминологическое понятие политической преступности только начало складываться. Оно не идентично государственным преступлениям, предусмотренным 10-м разделом нового УК РФ. В криминологии некоторые ученые даже отрицают необходимость выделения этого вида преступности. Её сторонники по-разному определяют границы политической преступности[139]. Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании позиций во властных структурах, проникновение в управленческие звенья министерств, ведомств, их органы на местах. При этом используются различные приемы[140]. Решению этой стратегически важной задачи способствует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета на действие закона, защита от правоохранительных органов. Экономическая (беловоротничковая) представляет собой организованные формы совершения преступлений в сфере предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. В 90-е годы внедрение ОП в экономику происходило через: - государственные программы, финансируемые из бюджета; - приватизацию и инвестиции; - кредитно-финансовую сферу; - внешнеэкономическую деятельность; - сырьевую и перерабатывающую промышленность; - сферу обращения драгоценных камней и металлов; - шоу-бизнес и спорт. В эти годы ОП активно внедрилась в рыбный промысел. В последние годы ОП активно включилась в передел собственности путем захвата чужого бизнеса (рейдерство). Процесс захвата чужого бизнеса в России, как полагают эксперты, будет активизироваться. Большая их часть связана со злоупотреблениями в российских судах и подкупом государственных чиновников, с помощью которых компании-захватчики получают акции и активы у законных владельцев против их воли и за малую часть их реальной стоимости[141]. Общеуголовная ОП представляет собой, во-первых, формирования " воров в законе"; во-вторых, банды; в-третьих, организованные группы. Характеризуя эту часть начала XXI века, специалисты отмечают, что по данным статистики, в 2001-2004 годах увеличилось общее число зарегистрированных фактов участия в наиболее опасных и многочисленных организованных преступных формированиях (без ОПГ), руководства ими и их организации: 2001г. – 749, 2002г. – 663, 2003г. – 863, 2004г. – 977. В частности, после некоторого снижения возросло число зарегистрированных фактов участия в бандах, незаконных вооружённых формированиях, преступных организациях (преступных сообществах)[142]. Среди наиболее характерных для организованной преступности общеуголовных преступлений следует назвать: убийство по найму, захват заложника, терроризм, похищение человека, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств и т.д. В криминологической литературе все чаще говорится, что ОП вышла на международный уровень и интеграции в международную преступность. По данным МВД РФ, количество ОПГ, имеющих международные связи, в период с 1991 по 2002 годы увеличилось в 3 раза. В начале XXI века свыше 200 российских ОПГ поддерживали преступные связи более чем в 40 странах мира. Более половины этих связей приходится на страны СНГ и Балтии[143]. Российские ОПФ взаимодействуют не только с аналогичными структурами за рубежом, но также устанавливают контакты с легально действующими иностранными компаниями. В деятельности российских ОПФ, занимающихся совершением транснациональных преступлений, наблюдаются определенные приоритетные направления, обусловленные во многом спецификой региона и криминальными традициями. Особенно неблагоприятны в этом отношении границы со странами СНГ и Балтии, КНР и Японией. Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми российскими ОПФ, являются: незаконный оборот оружия и боеприпасов; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; контрабанда краденых автомашин и антиквариата; организация каналов нелегальной миграции и торговля людьми; легализация преступных доходов[144]. Одним из самых прибыльных является незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. По некоторым данным в этом виде преступной деятельности на территории России задействовано свыше 950 ПГ, из которых более 330 сформированы на этнической основе, имеют обширные межрегиональные и транснациональные связи: таджикские, чеченские, азербайджанские и цыганские. Ими организованы устойчивые и хорошо защищенные каналы поставок крупных партий наркотиков из стран-производителей в Россию и транзитом в другие государства. Высокая доходность (7-9 млрд. долларов ежегодно) обусловлена повышенным спросом на наркотики в России, сравнительно невысокими затратами. Растет поступление синтетических наркотиков и амфетаминсодержащих препаратов из Германии, Голландии, Польши, стран Балтии и КНР. В последние годы наркобизнес все отчетливее приобретает транснациональный характер, о чем свидетельствует объединение всех его участников (производителей, перевозчиков и сбытчиков) в единую, глобальную сеть. На протяжении многих лет российские ОПГ активно сотрудничают с транснациональными наркосиндикатами, которые стремятся сделать РФ крупным рынком сбыта, а также использовать ее выгодное геополитическое положение, развитую транспортную инфраструктуру и прозрачные границы для организации каналов поставок наркотиков в Европу и США. По мнению руководства МВД РФ, [145] криминальный капитал сегодня стремится отмыть средства, полученные преступным путем. Вкладывая в легальный сектор экономики, криминал проникает в наиболее доходные виды коммерческой деятельности: топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс, добычу и реализацию биоресурсов, металлургическую промышленность, автомобилестроение. По прогнозам экспертов в третьем тысячелетии транснациональная ОП может быть одной из четырех главных опасностей для человечества наряду с распространением высокотехнологических видов оружия, международным терроризмом и наркобизнесом. Угрозу человечеству несут попытки транснациональных преступных групп завладеть ядерным оружием, торговлей клонированными человеческими органами[146]. Организованные преступные формирования можно классифицировать по разным критериям: - По степени организованности: слабоорганизованные (примитивные), среднеорганизованные (структуированные) и высокоорганизованные (В.С Устинов); или низший, средний и высший типы (В.С. Разинкин)[147]; - По масштабу охватываемой территории: локальные (в пределах одного или нескольких общественных мест, например, вокзал, рынок), региональные, межрегиональные и международные; - По специализации в определенных видах преступного бизнеса: наркобизнес, рэкет, контрабанда, хищения, мошенничества, торговля людьми, незаконная продажа оружия т.д.; - По численности участников: малочисленные, средние и многочисленные; - По длительности существования: созданные на ограниченный и неограниченный срок[148]. В криминологической литературе есть и иная классификация организованных преступных формирований[149]. Организованная преступная группа (группировка) (ч.3 ст.35 УК РФ) имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников - исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам формирований. Вместе с тем не исключается участие коррупционеров в консультациях и других подобных действиях, способствующих совершению конкретных преступлений. Организованность и сплоченность членов преступной группировки придают устойчивость криминальному формированию, а вооруженность холодным или огнестрельным оружием приводит, как правило, к превращению его в банду. Общественная опасность банды в современных условиях заключается, прежде всего, в постоянной ее готовности к совершению тяжких преступлений с применением оружия. Налицо заранее обдуманный прямой умысел. Изучение деятельности таких формирований показывает, что их численность варьирует от 5 - 10 до 20 - 30 человек, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России, большом городе. К наиболее характерным преступным действиям формирований следует отнести: рэкет, разбойные нападения, заказные убийства, групповые злостные и особо злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организацию доставки и распространения наркотиков и некоторые другие. На этом этапе развития жизнедеятельности группировки появляются элементы коммерции, направленные на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, - уклонение от уплаты налогов. Необходимо отметить, что деятельность той или иной преступной группировки, характер совершения преступлений зависит от личности главаря, его интеллекта криминального опыта и ряда других личностных характеристик, а также от того, действует ли формирование самостоятельно либо в составе преступной организации. Преступная организация (ч.4 ст.35 УК РФ) представляет собой объединение преступных группировок, иных организованных преступных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через помощников, возглавляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям, как преступной деятельности, так и коммерческо-финансовой, экономической, производственной и иной. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на ее руководящие и охранно-боевые звенья. Лица, входящие в коммерческо-финансовые, коммерческо-хозяйственные структуры, за исключением руководителей, могут и не знать, на кого они работают, так как эти организации, учреждения и предприятия в основном легитимны и служат официальным прикрытием преступного объединения. Руководитель преступной организации, как правило, представляется преуспевающим предпринимателем или коммерсантом. Основная функция этих структур - легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность коммерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам определенный авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, взыскании долгов и т.д. Данный вид коммерческой деятельности способствует приобретению не только средств, нажитых преступным путем, но и огнестрельного оружия, на хранение и ношение которого " детективы" получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, например, портативная кинофотоаппаратура, аппаратура прослушивания. Типичные направления криминальной деятельности преступных организаций: - криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законодательства и т. п.); - рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это наблюдается в преступных группировках, осуществляющих самостоятельно преступную деятельность. Например, получение так называемого процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и других видов традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции; - похищение людей с последующим получением крупного выкупа, отдельные случаи разбойных и бандитских нападений, заказные убийства; - международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые мошенничества. Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его подручных, а также внешних условий[150]. Среди преступных сообществ (ч.4 ст. 35 УК РФ) встречаютсяпостоянно действующие и временные. Постоянные - объединение нескольких криминальных организаций может произойти на добровольной основе, путем заключения договора, тогда сообщество будет иметь черты картеля. При этом преступные организации, входящие в картель, сохраняют свою самостоятельность, но в криминальной деятельности им очерчиваются рамки, определяются мероприятия, когда необходимо действовать сообща, а когда самостоятельно. Примером преступного сообщества по типу картеля может служить объединение нескольких межрегиональных преступных организаций, целью которого будет проведение единой криминальной политики на территории нескольких краев и областей. При острой криминально-конкурентной борьбе сильная преступная организация поглотит более слабую или несколько ей подобных. Полученное образование по своей иерархии будет иметь черты синдиката. Преступные организации, входящие в синдикат, относительно самостоятельны, но при осуществлении процесса криминального производства они обязаны жестко соблюдать установленные правила и подчиняться центральному звену. Преступное сообщество типа синдиката - это преступные организации, осуществляющие совместно межрегиональную и международную преступную деятельность. К постоянным сообществам специалисты относят криминальные этнические объединения армян, азербайджанцев, грузин, чеченцев, китайские триады и другие подобные структуры, действующие как на территории России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Временные преступные сообщества - это образуемые главарями преступных формирований координирующие центры для выработки и решения конкретных задач противоправных целей. Одной из разновидностей таких сообществ являются региональные и межрегиональные встречи главарей и активных участников преступных организаций и сообществ по типу " воровских сходок", где определяются криминальная политика и совместные действия при решении региональных и межрегиональных проблем. Основными вопросами, решаемыми на криминальных сходках, являются: - Выработка криминальной политики, которая будет проводиться в уголовном мире, криминальном бизнесе и коммерции, а также в отдельных отраслях социально-политической, социально-экономической жизни России, СНГ (например, при определении цен на криминальные услуги, проценты отчисления доходов участникам сообщества, организация мероприятий по возвращению неплатежей); - Определение мер против конкурентов; - Организация противодействия правоохранительным органам, в том числе путем подкупа должностных лиц и использования их в противоправных целях и т. д. Для " воровских сходок" также характерно: обсуждение положения об организации сбора, хранения и использования “общаковых” средств для сообщников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, помощи их семьям, а также применения в бизнесе, коммерции; наделение кандидатов криминальным титулом " вора в законе"; определение санкций к отдельным " ворам в законе" и другим лидерам преступной среды, а также к коммерсантам, бизнесменам, сотрудникам правоохранительных органов и т.д. Итак, можно сказать, что, временное преступное сообщество - это криминальное объединение главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемое для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, близлежащих государств и государств дальнего зарубежья. Специфическую структуру имеют преступные формирования в местах лишения свободы. В состав данных преступных формирований входят: " вор в законе", " положенец", " смотрящий", " мужики", активные осужденные отрицательной направленности[151]. Для участников организованных преступных формирований в большинстве случаев характерны черты и свойства личности профессиональных преступников. Это обусловлено постоянным и системным характером и специализацией соответствующей деятельности. При этом овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками для совершения преступлений предполагает усвоение не только " технологии" этой деятельности в соответствии с исполняемыми функциями, но и ее идеологии и психологии, включающей нормы иерархизированного поведения, общения; норм дисциплины в сообществе; ценностных ориентаций; систем распознания " свой" - " чужой" и другие элементы преступной субкультуры. При этом единой характеристики личности участника ОП составить не возможно. Дифференциация этой характеристики может быть связана со многими специфическими чертами, например, мотивацией вхождения в организованное преступное сообщество. Некоторые специалисты выделяют следующие личностные типы участников ОП: 1. Лидеры ОПФ, в среде которых, в свою очередь, можно выделить в зависимости от содержания и направленности преступной деятельности и необходимости иметь " конспирацию" для легального межличностного общения: - руководителей ОПГ (сообществ) в сфере экономики, больше половины которых относится к числу должностных лиц предприятий, учреждений, организаций или элитному слою предпринимателей; - руководителей общеуголовных структур из числа " воров в законе", других " авторитетов"; - коррумпированных руководителей из числа сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, возглавляющих организованные преступные структуры. Для всех лидеров характерны авторитарность, жестокость, готовность идти на все ради достижения цели, организационные способности, умение подчинить себе других, уверенность в собственном превосходстве, мотивация господства и корысти – обогащения, отсутствие способности к сопереживанию, отношение к людям как к орудиям для достижения цели. По данным некоторых исследований, главарю преступной организации, как правило, 35 - 40 лет. Он имеет в основном среднее образование, но, возможно, и незаконченное высшее, и высшее. Вместе с тем преступный опыт нельзя связывать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основы. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже и талант, помноженные на общение с опытными преступниками, в том числе в местах лишения свободы, могут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим. По данным других исследований, главарь имеет, как правило, криминальный опыт, нередко судим, является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссный противник, изобретателен, честолюбив, иногда религиозен. Под маской порядочности часто скрывается несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. При необходимости он общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способен подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур. 2. " Воры в законе", иные " авторитеты", осуществляющие информационную взаимосвязь, иную координационную деятельность в отношении организационных структур, действующих на определенной территории или в сфере преступного бизнеса; организационную и правовую помощь этим структурам по их просьбе; хранение общих денежных средств; разрешение возникающих споров и конфликтов и т.д., т.е. пособничество особого рода, связанное с организованной деятельностью в целом, а не с конкретными преступлениями; 3. Специалисты в различных областях профессиональных знаний - изготовления и ремонта оружия, взрывчатых устройств, техники связи, транспортных средств, компьютерных технологий, биохимии и фармакологии и т.п. 4. Рядовые участники преступных групп и сообществ - боевики, охрана лидеров; лица, осуществляющие разведывательные и контрразведывательные функции; исполнение конкретных преступлений и сокрытие их следов и т.д. Особенностью рядовых участников ОПФ является ярко выраженная престижно - потребительская ориентация личности; доведенная до автоматизма послушность указаниям руководителя. Для рядовых участников характерны решительность, быстрота реакции, профессиональное использование оружия и приемов боевой борьбы. Им свойственны агрессивность, готовность к разрешению конфликтов путем насилия или запугивания, готовность без колебаний применить жестокие методы воздействия на жертву. Причем при систематическом участии в насильственных действиях операционные агрессия и жестокость могут превратиться в потребностные. Для участников ОПФ общеуголовной и смешанной направленности характерно значительное количество рецидивистов. По данным 90-х годов каждый третий из них был неоднократно судим[152]. В этой категории преступников значительна доля бывших спортсменов, характерно употребление наркотиков и психотропных веществ. В связи с целенаправленной вербовкой новых участников ОПФ из среды подростково - молодежных территориальных группировок, безработных молодых людей произошло значительное омоложение данного контингента. Не менее активно идет формирование новых участников по признакам землячества или принадлежности к определенной национальности, этносу. 5. Коррумпированные должностные лица, создающие " прикрытие" для ОПФ, обеспечивая их безопасность, например, адвокаты, судьи, сотрудники правоохранительных органов, другие государственные служащие. 6. Иные участники: поставщики оружия, другой техники; изготовители подложных документов, сотрудники медицинских учреждений, нотариальных контор и т.п. выполняющие поручения лидеров ОПФ; лица, предоставляющие конспиративные квартиры, систематически укрывающие участников этих формирований, находящихся на нелегальном положении, а также помогающие в сбыте имущества, полученного преступным путем, и укрытию преступно нажитых средств. Обобщающей всех участников ОПФ чертой является жадность, ориентация на максимальные преступные доходы, уверенность в безопасности занятия преступной деятельностью, в безнаказанности этой деятельности, неограниченных возможностях лидеров и руководителей ОПФ по защите своих подчиненных. У новичков из молодежной среды отмечается особая старательность в усвоении иерархических норм поведения в преступной среде, уверенность в неотвратимости санкций за их нарушение, беспрекословная готовность к выполнению своих функций и безжалостностью при их выполнении. В значительной степени эта психологическая позиция обусловлена представлениями об одобряемом и дозволенном поведении в преступной и маргинальной среде, выходцами из которой является большинство из них. Немаловажную роль в формировании такой позиции играет уверенность в бесперспективности попыток нормальной жизнедеятельности, отчужденность и озлобленность в отношении окружающих, месть за потерю социального статуса, которая наиболее характерна для участников ОПФ из безработных[153]. В криминологической литературе разработаны и иные дифференциации участников ОПФ. Так, авторы книги " Личность преступника" выделяют такие категории, как лидеры, специалисты, технический персонал, низшее звено[154]. Среди характерных черт участников ОПФ авторы книги выделяют неуемную страсть к " большим" деньгам. По мнению авторов книги «Личность преступника»[155] основой современной ОП в России стала теневая экономика и ее представители, т.е. дельцы скрытой, незаконной экономической деятельности, существовавшей еще с 20-х годов XX века, а затем быстро развивающейся после окончания войны и смерти Сталина. Постепенно в ходе развития этот вид незаконного " предпринимательства" превратился в организованную преступность. По некоторым оценкам, объем теневой экономики в народном хозяйстве СССР в начале 60-х годов был равен 5 млрд. руб. в год, из которых 2, 5 млрд. приходилось на сферу материального производства. К концу 80-х годов объем теневой экономики стал доходить до 90 млрд. руб. в год, а на сферу материального производства приходилось более 80%[156]. Раздел сфер влияния в 90-е годы привел к спорам и конфликтам и в самой криминальной среде. По данным М.И. Слинько, в структуре " заказных" убийств одну третью часть составляли убийства преступных авторитетов, и только 10% государственных и общественных деятелей. Цель такого поведения состоит в том, чтобы сначала разобраться в своей криминальной среде, а это уже решает, кто будет контролировать политические институты общества[157]. К концу 90-х годов организованная преступность в России - сложившийся социальный институт. При этом государственная власть утрачивает механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся бизнес, экономика, политика. Организованная преступность перестает быть конфедерацией бандитов, вымогателей - это союз бандитов с государственными чиновниками и криминализованными бизнесменами. Криминализация политики в этих условиях неизбежна. Политическая элита является надежным средством " прикрытия" и лоббирования определенных интересов. Правоохранительные органы становятся инструментом в руках борющихся сторон. Вышеизложенное не означает, что организованные преступные сообщества 90-х и начала нового тысячелетия полностью из общеуголовной преступности. Существует огромное количество боевых бригад, основным занятием которых является наркобизнес; торговля оружием; фальсификация алкогольных напитков; угоны автомобилей; организация ограблений, краж; грабеж на дорогах; организация проституции и т.д. Сложившаяся в 90-е годы обстановка благоприятствовала расширению масштабов ОП, она вышла на новый виток. Если раньше она опиралась на государственные и общественные институты путем подкупа, устрашения, дискредитации, устранения неугодных государственных и политических деятелей, то в конце 90-х годов руководители организованной преступной среды стали стремиться проникнуть на соответствующие посты и должности. Структуры ОП все чаще стали внедряться в официальное общество, произошло тесное взаимопроникновение криминального и легального капиталов. Факторы, позволяющие ОП не только существовать в России, но и расширять свои масштабы, видоизменяться разнообразны. С точки зрения специалистов речь идет о следующих явлениях и процессах. До последнего времени в стране отсутствовала последовательная стратегия борьбы с ОП и коррупцией. Между тем, по мнению специалистов[158], коррупция в России приобрела системный характер. Это означает, что она представляет достаточно устойчивую систему общественных отношений. Более того, специалисты говорят " о коррупционных сетях", опутавших государственные органы и отдельных граждан, как по горизонтали, так и по вертикали. По данным Следственного комитета РФ (СК РФ) в 2009 году примерно треть дел, находящихся в производстве следователей центрального аппарата, - дела о коррупции. Наибольшее их число совершено в сфере правоохранительной и контрольно-ревизионной деятельности, а также в органах местного самоуправления. Среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, - сотрудники органов внутренних дел и таможни, прокурорские работники, должностные лица муниципалитетов и высокопоставленные чиновники государственного аппарата[159]. Правоохранительные органы отмечают новую форму преступных проявлений в виде организованной коррупции, т.е. когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств. Все больше людей стали придерживаться корпоративной коррупционной морали. При этом борьба с коррупцией в России, несмотря на постоянное декларирование, реально осуществляется достаточно слабо. На разных уровнях власти фактически наблюдается имитация этой борьбы. Что касается гражданского общества, участие которого необходимо в этой деятельности, то оно еще не сложилось. В настоящее время его элементы только формируются. Ориентирование руководством страны правоохранительных органов на так называемую " избирательность" уголовной политики в практике часто превращается в " выборочное", т. е. произвольное применение норм уголовного права. По мнению специалистов[160], реальная политика власти становится протекционистской. Борьба с ОП и коррупцией нередко попадает под влияние интересов владельцев крупных капиталов, дельцов теневой экономики. Это касается в частности принятия ФЗ от 8 декабря 2003 года " О внесении изменений и дополнений в УК РФ", исключившим конфискацию имущества из видов наказания и легализовавшим практику назначения длительных сроков лишения свободы условно[161]. Борьба с ОП ведется без учета ее принципиально иного характера по сравнению с преступностью " обычной". Наблюдается не всегда обоснованная либерализация в сфере уголовного преследования и исполнения наказания, не соответствующая структуре и динамике реальной преступности. Нередко можно слышать, что в России слишком велико число лиц, в отношении которых применяются меры наказания, связанные с лишением свободы. Вместе с тем, по мнению специалистов[162], например, в США, где уровень убийств почти в четыре раза ниже, чем в России, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в два раза больше чем в России. Специфические детерминанты ОП связаны с резким имущественным расслоением населения. Начавшееся улучшение материального обеспечения российского населения вновь прервалось экономическим кризисом. Длительный переходный период к новым социально – экономическим отношениям в России привел к тому, что незначительная часть населения имеет высокий уровень дохода и неограниченные возможности для удовлетворения самых различных потребностей. Такое положение, с одной стороны, порождает враждебное отношение со стороны большинства населения. С другой стороны, стремление хотя бы немного приблизиться, а лучше войти в этот " элитный" слой. При этом желание так велико, что все средства приемлемы, вплоть до общественно опасных (убийство по найму, захват заложника, наркобизнес, взяточничество и т.д.). Безработица и утрата гарантий трудоустройства выпускников образовательных учреждений. В период экономического спада, роста безработицы ОП выступает крупным работодателем. По оценкам зарубежных экспертов, увеличению контингента нетрудоустроенных на 1% соответствует рост количества преступников на 5%. Причем этот показатель для ОП выше примерно в 1, 5 раза, так как из " резерва" преступников ОП осуществляет уже целенаправленную вербовку нужных ей специалистов, а также лиц, с нужными интеллектуальными и волевыми качествами (предприимчивых, контактных или озлобленных, мстительных и т.д.). Включаясь в организованную преступную деятельность, такие люди получают материальный доход в разы больше того, что они имели в легальной сфере занятости. Определенные возможности для вербовки новых участников лидеры ОПФ имеют среди участников боевых действий, которые в силу психологической и социальной дезадаптации не смогли войти в мирную жизнь или не смогли реализовать свои способности в легальной сфере трудовой занятости. Экономический кризис, в который вступил весь мир и Россия в том числе, уже показывает свои негативные последствия. Это огромный резерв для нового притока участников ОПФ. Деформация нравственной позиции населения и отношения общественного мнения к этой преступности. Широкое распространение злоупотреблений в экономической и бытовой сфере деятельности населения, привыкание к ним как допустимым для себя и простительным для других создают ситуацию, маскирующую организованную преступную деятельность, если не знать ее масштабов, под совокупность не связанных между собой малозначительных деяний. Одновременно через СМИ на общество обрушиваются потоки публикаций о всесилии и безнаказанности ОПФ, о бессилии государственных органов в борьбе с преступностью. В результате, по данным Общественного центра содействия в реформе уголовного правосудия, каждый второй потерпевший от тяжких преступлений сомневается в эффективности обращения в правоохранительные органы. До низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам полиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий участников ОПФ, очевидно[163]. Неэффективность охраны государственной границы. Одним из наиболее доходных видом криминального промысла ОП является наркобизнес. Расширению его масштабов в России способствуют многие обстоятельства. Однако из них связано с громадными масштабами производства героина и опия в Афганистане, незащищенностью границ в Центрально-Азиатском регионе, высоким уровнем коррупции и крайне низким уровнем жизни среднеазиатских стран. Все это привело к значительной активизации поставок афганского героина и опия в РФ через Таджикистан, Киргизию и Казахстан. Основные маршруты наркотрафика правоохранительным органам известны. Однако оперативно-розыскные мероприятия на объектах транспорта проводятся органами ФСБ, ФСКН, МВД, ФТС России разобщено и бессистемно. Эскалация специфической самодетерминации той части населения, которая не получая должной поддержки от государственных органов в защите их прав и законных интересов, решает свои проблемы с нарушением закона, в том числе уголовного. Криминологические исследования последних лет показывают, что значительная часть фактически потерпевших предпочитает защищать свои нарушенные интересы путем расправы с обидчиком вне закона: либо лично, либо с привлечением третьих лиц, в том числе и на основе найма. По данным одного из исследований в течение года лично допустили физическую расправу с преступником от 9 до 34% опрошенных в четырех городах России[164]. Чаще всего действия, связанные с " самозащитой", не остаются безнаказанными. Лица, их совершившие, далеко не самые злостные правонарушители, попадают в места лишения свободы. Там они, так или иначе, взаимодействуют с криминальной средой. Таким продолжает развиваться криминальная подструктура общества - криминальное общество со своей экономической, социальной, духовной базами и политическими амбициями. Высокая латентность и безнаказанность участников организованных преступных формирований привлекает в их состав многих молодых людей. О высокой латентности ОП свидетельствуют и теоретические и практические данные. Так, например, в 2003 году было выявлено участников ОПГ, ПС (ПО) 12527, привлечено к уголовной ответственности из числа всех выявленных участников - 11788. Из них участников ОПГ - 9841, осуждено участников ОПГ – 1789 (не факт, что к лишению свободы). По оценке некоторых американских экспертов риск для активного участника крупных преступных структур быть привлеченным к ответственности по обвинению в преступной деятельности этих структур не превышает 10%, а риск быть осужденным по этому обвинению - еще в 10 раз меньше[165]. Самовоспроизводство преступности проявляется в таких факторах, как: - Целенаправленная пропаганда антисоциальных ценностных ориентаций, включая стремление к обогащению любой ценой, культ насилия, жестокость, стереотипы " сильного" человека, свободного от обязательств перед обществом; - Непосредственное распространение преступных обычаев; - Поддержание автономного существования и функционирования преступной среды, которая " социализирует" в себе маргиналов; - Неизбежность включения лиц, втягиваемых на любую роль в ОПФ, в коллективную преступную деятельность и т.д.)[166]. При анализе факторов ОП следует иметь в виду, что многие ранее рассмотренные причины, например, экономической, насильственной, рецидивной и профессиональной преступности играют свою роль в воспроизводстве организованной преступной деятельности. Предупреждение организованной преступности в настоящее время в России носит противоречивый характер. Во-первых, в законодательстве продолжают сохраняться многие положения, относящиеся к ОП, а также показатели в уголовно-правовой статистике. Во-вторых, проведена очередная компания по реформированию МВД и специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью. В-третьих, вновь наблюдается отвлечение внимания общества на безусловно актуальную проблему, каковой является коррупция. Но при этом она лишь часть более сложного явления, противодействие которому требует большего внимания и концентрации сил. При этом быстрого результата ожидать не приходиться, поскольку " болезнь" слишком запущена. Между тем специалистами предлагается несколько направлений в противодействии организованной преступности. Активное участие общества в борьбе с ОП считается обязательным условием успеха. Но такое участие возможно при наличии гражданского общества, которого в России пока нет. Отдельным его элементом можно считать созданную в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ " Об Общественной палате Российской Федерации" систему общественных палат. В соответствии со статьей 1 названного закона Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем в действительности социальных препятствий развитию организованной преступности недостаточно. В силу этого возрастает роль предупреждения как деятельности, специально направленной на выявление и устранение причин и способствующих ей условий, на предохранение от преступных посягательств и обеспечение неотвратимости уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления. В этой связи велика роль уголовно - правового предупреждения, включающего не только меры уголовно правового характера, но и оперативно-розыскные, уголовно - процессуальные, специально - организационные и уголовно - исполнительные меры. Уголовно - правовой элемент системы противодействия организованной преступности постоянно совершенствуется, но до сих пор недостаточно эффективен. В связи с этим, актуален вопрос о необходимости специального закона по борьбе с организованной преступностью. В отсутствие Закона, который, учитывая видение проблемы органами власти, вряд ли будет принят, необходимо разработать хотя бы специальные программы по противодействию организованной преступности. За основу можно взять специальные разделы нескольких ранее принятых федеральных программ. В них содержались организационные меры, меры уголовно - правовой и криминологической профилактики. Большое значение в предупреждении преступности, в том числе и организованной, имеет наличие достоверной информации о деятельности субъектов, особенно такого специфического, как Федеральная служба исполнения наказания РФ (ФСИН РФ). В этой связи особое значение приобретает приказ №128 от 29 февраля 2008 года ФСИН РФ, разработанный в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2124 - 1 " О средствах массовой информации" [167]. Присутствие журналистов особенно в местах лишения свободы, с нашей точки зрения, будет обеспечивать социальный контроль за законностью деятельности данных учреждений. Это в свою очередь может повысить эффективность их работы по исправлению осужденных. Возможно, присутствие представителей СМИ снизит уровень коррупции среди сотрудников ФСИН и повлияет на установление должного порядка отбывания наказания. Кроме того, освещение в СМИ условий и реальной обстановки в местах лишения свободы, возможно, снимет некий ореол романтизма, о котором часто говорят молодежи преступники. Одним из важнейших направлений в противодействии ОП специалисты считают ослабление ее экономической базы. Значительную роль в этой деятельности выполняет криминологическая экспертиза законодательства. По мнению Министра МВД РФ[168] необходимо более последовательно и решительно создавать условия для подрыва экономических основ теневого и криминального бизнеса. Решение этой задачи носит комплексный характер. Одной оперативной работы недостаточно, важны и законодательные меры. Требуется адекватная система мер наказания - возмещение ущерба. Преступление необходимо сделать экономически невыгодным. Путь к этому - обеспечение соразмерности экономической ответственности преступивших закон и ущерба, причиненного обществу и государству. Речь идет о штрафах и санкциях, возмещающих ущерб и упущенную выгоду государства, об отзывах лицензий на соответствующие виды деятельности вплоть до конфискации доходов, полученных преступным путем. По его словам с апреля 2008 года в соответствии с поручением Президента и в рамках плана по противодействию коррупции на 2008-2010 годы в министерстве формируется " Реестр дисквалифицированных лиц". Он содержит данные о чиновниках и предпринимателях, которым по приговору суда запрещено занимать руководящие должности, и включает сведения о более чем 5 тысячах лиц, осужденных за коррупционные преступления. По мнению бывшего руководителя Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД РФ Сергея Мещерякова[169], необходим концептуальный подход, которыйпредполагает определение наиболее эффективных мер противодействия организованной преступности. Первые среди них должны быть направлены на подрыв экономической основы организованной преступности. Действительно необходимо принять такие меры, чтобы заниматься преступной деятельностью стало экономически невыгодно. Многие из этих мер уже апробированы в мировой практике. Во-первых, это меры по контролю за подозрительными финансовыми операциями. Во-вторых, конфискация противоправно приобретенного имущества в порядке гражданского судопроизводства. В-третьих, декларирование крупных приобретений. В-четвертых, ответственность за легализацию (отмывание) незаконно нажитых материальных благ. В-пятых, реализация программы расширения возможностей молодежи иметь легальные источники существования. В-шестых, меры по легализации нелегального (теневого) сектора экономики. В-седьмых, аннулирование в судебном порядке криминальных и иных незаконных актов приватизации. В-восьмых, борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование системы определения налогооблагаемой базы. Борьба с организованной преступностью, коррупцией и другими преступными посягательствами, представляющими угрозу экономической безопасности страны, по мнению специалистов, должна строиться на научной основе, включая: - Изучение опасного явления; - Разработку адекватного реальным условиям законодательства; - Определение оптимальной системы правоохранительных органов, которые активно используют оперативно - розыскную, криминальную разведку; - Действия в рамках закона; - Использование в суде в качестве доказательств сведений, полученных в результате проведения оперативно - розыскных мероприятий; - Обеспечение высокого уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов. Это неразрывно связано с уровнем доверия населения к власти, качеством обеспечения безопасности и правопорядка[170]. Для успешного противодействия ОП необходим комплексный анализ и постоянный мониторинг состояния этой преступности и коррупции для выработки на этой основе адекватных мер. В этой деятельности необходимо тесное сотрудничество ученых и практиков. Значительный вклад в решение этих проблем вносят созданные в разных регионах России центры: Санкт-Петербургский Центр по изучению организованной преступности и коррупции, Владивостокский Центр по изучению организованной преступности и коррупции при Юридическом институте Дальневосточного государственного университета, Саратовский Центр исследования организованной преступности, Иркутский Центр по изучению организованной преступности и коррупции др. Специализированными органами, ответственными за результаты борьбы с организованной преступностью, являются: Генеральная прокуратура; МВД РФ, в составе которого с февраля 1991 года функционировали специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а с сентября 2008 года подразделения по противодействию экстремизму; Федеральная служба безопасности - согласно положению осуществляет борьбу с терроризмом, с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями; Федеральная таможенная служба. Кроме вышеуказанных субъектов, создавались новые структуры для противодействия отдельным преступным направлениям деятельности. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 созданный до этого Государственный комитет по незаконному обороту наркотических средств преобразован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН). Позже на основании Указа Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976 она переименована в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. На ФСКН возлагаются основные функции по противодействию наркобизнесу. Однако успешность этой деятельности во многом зависит от международного сотрудничества. В настоящее время успешно развивается сотрудничество с Управлением ООН по наркотикам, расширяется взаимодействие с компетентными органами Афганистана, Азербайджана, Индии, Ирана, КНР, Пакистана, Турции, а также стран входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ФСКН России во взаимодействии с Секретариатом Совета коллективной безопасности ОДКБ и совместно с заинтересованными силовыми ведомствами РФ ежегодно проводит международные оперативно-профилактические операции " Канал", " Топаз", " Пурпур", " Призма". Значительную пользу в противодействии наркобизнесу может принести расширение международно - правой базы сотрудничества, оперативно - розыскной обмен и взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств. Важную роль в противодействии ОП играют органы, расследующие преступления, совершенные организованными преступными формированиями. Специфика расследования этих преступлений заключается в особенностях производства следственных действий, обширном использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимости применения научно-технических средств[171]. Это требует высокого профессионализма следователей, а нередко мужества и смелости. В связи с этим следует отметить важный шаг в реформировании системы органов предварительного следствия. Речь идет о новом статусе Следственного комитета РФ как независимого органа в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010г. №403 - ФЗ " О Следственном комитете РФ". В заключение следует сказать, что, как и при анализе причин ОП, так и при разработке противодействия ей необходимо учитывать предупредительную деятельность в отношении экономической, насильственной, рецидивной и профессиональной преступности, преступности несовершеннолетних.
|