Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовительный период







1 день: Экскурсия в лес (парк).
Цель экскурсии: понаблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных; воспитывать бережное отношение к природе.
Место для экскурсии подбирается заранее. Желательно выбрать участок смешанного леса с прилегающими к нему полянами. Накануне экскурсии учителю необходимо побывать на месте её проведения, наметить объекты для изучения, места остановок, внимательно проследить весь путь детей во время предстоящей экскурсии.
Ход экскурсии
I Краткая вступительная беседа.
1) Какая сегодня погода? (Солнечная, пасмурная).
2) Какое небо? (Безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрытое облаками или тучами).
3) Как греет солнце?
4) Как изменился внешний вид леса (парка) по сравнению с летом?
5) Повторение правил поведения в природе:


а) нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;
б) нельзя разбрасывать мусор;
в) нельзя ловить и убивать насекомых, разорять муравейники, гнёзда пчёл, шмелей, ос;
г) нельзя гонять и убивать птиц;
д) нельзя шуметь, кричать;
е) нельзя разводить костры;
ж) нельзя рвать травянистые растения и составлять из них букеты;
з) нельзя ловить и брать домой животных и их детёнышей и др.
Итог беседы: Как же изменилась природа в нашей местности по сравнению с летом?
Далее учитель говорит, что осенняя погода повлияла на жизнь растений и животных. Посмотрите ещё раз издали на осенний лес (парк) и отметьте, как он изменился по сравнению с летом.
II Непосредственные наблюдения в лесу
№ 1 за деревьями
- Что вам сразу бросилось в глаза?
- Какая окраска у лиственных деревьев?
- Какой цвет преобладает?
- Какого цвета листья у берёзы, у осины, у клёна, у боярышника?
- Почему осень называют золотой?
Обобщение: Лес ранней осенью очень красив. Листья разнообразно окрашены. Это время осени называют золотой осенью.
- Какие предложения используют авторы в своих произведениях для описания леса в это время года? (Дети вспоминают произведения писателей).
Составление предложений под руководством учителя: Лес весь разукрашен в жёлтые, красные, золотые краски осени. Трепетная осина стоит вся золотистая. Расстелила осень на полянах жёлтые шелка. Осень золотой краской тронула листья.
Из этих предложений самое последнее дети записали к себе в записные книжки. Здесь же дети понаблюдали, как плавно и медленно падают на землю листья берёзы. Некоторые отметили, что они опускаются на землю «как будто парашютики». Это сравнение им очень понравилось, и они опять записали для себя это предложение.


№2 за травой
Обратили внимание на то, что трава уже пожелтела, повысохла, стала не такой яркой, как летом. Учительница объяснила, что про такую траву обычно говорят, что она поблёкла. Эти наблюдения дети обобщили в предложении:
Трава пожелтела, увяла, поблёкла.


№3 за небом
- Какого цвета небо?
- Каким оно всем кажется?
- Тёплые или холодные краски голубого цвета?
- Что вы можете сказать о небе? (Небо голубое, чистое, как будто прозрачное)
- Голубой цвет – холодный цвет, поэтому иногда говорят, что осенью холодный цвет неба.
Запись в записные книжки: Холодный цвет неба.


№4 за звуками леса
- Какие звуки вы слышите в лесу?
Когда установилась полная тишина, дети услышали стук. Они определили, что это стук дятла – санитара леса. Дятел может стучать долго, пока из-под коры не достанет себе корм.
- Замените выражение «стучит долго» другим.
- Стучит долго значит настойчиво стучит. Составьте с этим выражением предложение. (Слышен настойчивый стук дятла. Настойчиво стучит дятел). Опять запись в книжечки понравившегося предложения.
- А можно ли сказать, что без дятла в лесу тихо?
(В лесу слышится лёгкое потрескивание сучьев, шорох листьев, голоса птиц).


Записали в книжечках: настойчивый стук дятла, треск сучков, шорох листьев.
№5 запахи леса
Вдохните в себя воздух. Какие запахи вы чувствуете? (В лесу свежий воздух.)
- Есть ли в лесу цветы? Какие цветы вы видите? Имеют ли они запах?
Вывод: Некоторые травянистые растения продолжают цвести. До поздней осени цветут клевер белый и красный, лютик едкий, редька дикая, ястребинка волосистая и др.
- А есть ли в лесу грибы? Есть ли у них запах? Найдите гриб и понюхайте его. Где растут грибы? В чём особенности запахов грибов?
Составьте предложения о запахе леса. (В лесу чувствуется запах осенних цветов. Грибы пахнут сыростью)- запись в книжечки.

 


Конкурс на лучший букет из сухих листьев.


№6 за животными (насекомые, птицы и др.)
- Осенью многие птицы улетают от нас. Давайте вспомним, какие? Перед отлётом они собираются в стаи и кормятся на полях. Нельзя гонять птиц в это время. Весь урожай уже убран с полей, а от того, сытыми или голодными отправятся в путь птицы, зависит, как они выдержат долгий и трудный перелёт. Птиц можно увидеть и отдыхающими на проводах или деревьях. Но они обязательно в стае.


Наблюдение (по возможности) за улетающими стаями птиц, прислушаться к их голосам. Составление предложений, запись в книжечку: Птицы собираются в стаи, набираются сил в далёкий путь, прощальные голоса.
Объектом наблюдений могут быть и насекомые: бабочки, мухи, комары, пчёлы. Отметить, что насекомых уже меньше, чем летом. Осенью некоторые насекомые прячутся в разные укромные места. Поиск насекомых в опавшей листве, в свёрнутых в трубочки листьях на деревьях, в трещинах коры. Составление предложений: Муравьи уходят под землю и редко показываются наружу, прячутся в листья, в мох жуки. Запись в записные книжки.
III Итог экскурсии
С помощью записей в записных книжечках учащиеся подводят итоги наблюдений.
2 день: Словарная работа
1.Беседа по наблюдениям экскурсии в лес (с опорой на записи в тетрадях-записных книжках).
Вывод: Стоят чудесные осенние дни. В тёплом воздухе вьётся тонкая паутина. Земля покрыта ярким ковром. Деревья стоят задумчивые, как человек перед отъездом в дальний путь. Деревья ловят последние свет и тепло, которые дарит им солнце. Они чувствуют, что скоро здесь начнут хозяйничать стужа и морозы.
2.Запись слов: золотой, трава, резкое, поблекла, запах, настойчивый, насекомые, листья.
3. Задание по вариантам: Подобрать к слову листья слова на тему «Осень», обозначающие
1 вариант: признак предмета- листья (какие?) жёлтые, осенние, золотые, золотистые, красные, бурые, оранжевые, розовые, лимонные, розовые, сухие, прозрачные, коричневые...
2 вариант: действие предмета-листья (что делают?)
шелестят, шуршат, шепчут, летят, опускаются, как парашютики, вянут, сохнут, меняют цвет...
3 день: Письмо под диктовку
Прискакала осень на золотом коне. Воздух чистый, прозрачный. В лесу пахнет грибами и опавшей травой.
Задания.
1) 1 предложение разобрать по членам предложения.
2) Слово грибами – фонетический разбор (или разбор по составу).

Письмо по памяти
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу…
А.Н.Майков.
Домашнее задание: посмотреть произведения об осени на тему «Лето и осень». Выбрать 3-4 предложения об осени, записать их в свои записные книжечки.
4 день. Орфографическая пятиминутка.
1.Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными: осень, отцветает, лежат, поляна, зернистый.
Составление с ними предложений так, чтобы в одном слово было с безударной гласной, а в другом это же слово выступало как проверочное.
Например: Наступила осень. Осенний день стал короче. Отцвели последние цветы. Толстым ковром лежат на поляне разноцветные листья. Изменился их цвет. Они стали золотыми и багряными. За ночь на деревья лёг зернистый иней.
2.Деление сплошного текста на предложения
Быстро летит время пожелтели берёзки покраснели осинки вода в реке потемнела насекомых становится всё меньше и меньше каждый день на юг несутся перелётные птицы.
3.Подбор эпитетов
Солнце – яркое, тусклое, грустное, задумчивое.
День – скучный, тоскливый, печальный, непогожий, ясный, пасмурный.
Травы – поблекшие, засыхающие.
Грибы – стройные, нарядные, коренастые.
5 день: Контрольное списывание
а) Нарядилась в красный сарафан…. Почистила свою белую юбочку…. Надел красавец… жёлтую…. Стройная … расправила складочки на зелёном нарядном платье.
Слова для справок: ёлочка, осинка, берёзка, тополь, рубашку.
б) Всё лето листья… свои спинки. К осени листья пож…лтели, стали…, как…. Полетели они птицами по ветру. Зашумел в л…су золотой ….
Слова для справок: золотыми, солнышко, подставляли солнцу, дождь.
Комментированное письмо
Ос…нью д…ревья д…рят з…лёной ёлочке подарки. Осина под…рила красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки.
Найти в этих предложениях образные слова и подчеркнуть.
Домашнее задание: просмотреть свои записи в записных книжках, словарные слова на темы «Лес» и «Осень».

Вышеописанные упражнения могут быть заменены другими видами работ:
1. Работа по картине «Лес осенью».
2. Творческая работа (составление 3-4-5 предложений из слов)
а) поздняя осень, ненастная погода, низкие тучи, сильные заморозки, резкий ветер, осенний дождь, засыпающие деревья.
б) золотая осень, русский лес, осенние листочки, осенний наряд, масса сухих листьев, особенно красив, последние дары осени.
в) ярко-жёлтый наряд, стройная берёзка, багряная осинка, нарядная рябинка, ковёр золотых и пёстрых листьев.
3. Письмо по памяти
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
И.Бунин
4. Дополнить предложения второстепенными членами.
Пришла осень.
Светит солнце.
Ветер.
Висят листья.
5. Распространение основы предложения (дополнить предложения левого столбика словами из правого)
Осень...........................с берёз листья
На лесных полянах.............. по дороге золотые листочки
Ветер гонит.................... краснеет рябина
Тихо падают.....................растут опята
На старых пнях..................ступает по земле
По небу бегут...................в тёплые края
Птицы улетают...................облака
Тихо.............................под ногами сухая листва
Только шумит.....................в осеннем лесу
6. Восстановление деформированного текста (из слов каждой строчки составьте предложение)
золотая, наступила, осень
по, плывут, небу, облака, лёгкие
в, осень, лес, забрела
на, молоденькие, накинула, берёзки, лёгкие, она, сарафаны
трепетные, на, накинула, ярко-красные, осинки, шаль
хорошо, в, осенью, лесу
7. Свободный диктант
1.Наступила осенняя пора. По небу плывут тучи. Птицы летят зимовать на юг. Звери готовятся к зиме.
2.Опустели лесные поляны. Только ветер шуршит сухими листьями и поёт. Поёт о том, что скоро землю укроет белый пушистый снег. Под эту песню заснут до весны лесные жители.
8. Разбор предложений по членам, выделение словосочетаний
Осенью у ежа мало корма. Спрятались в землю черви, не найти жуков и лягушек.
В осенние дни еж готовит себе жилище. Днём и ночью он тащит в нору душистые сухие листья и мох.
Скоро ёж ляжет спать. Больше не станет он бегать по лесу. Накроет его нору снежный сугроб. До весны проспит он в тёплой норе.
9. Сравни тексты сочинений. Отредактируй.
Парк осенью
1. Вчера мы были на прогулке в парке. Сначала мы собирали листья. Они все разные и очень красивые. Потом мы играли, бегали, прыгали. Мне очень понравилась прогулка.
2. Вчера мы ходили в парк. Там мы нашли ягоды шиповника. Осенью всё поспевает. Было прохладно, все кофты надели. Около озера я видел иву. Мы пришли домой довольные и весёлые.
3. Вчера мы всем классом ходили в парк. Мы смотрели, как он выглядит осенью. Там было красиво. Хорошо осенью в парке!
4. Осень так красива! На деревьях листья точно золотые. Осень так прекрасна в своём наряде!
-В чём недостатки этих сочинений?
Первый текст неудачен тем, что он не о том, о чём сообщает заголовок (он о прогулке, а не о парке осенью).
Во втором отсутствует главная мысль: здесь не текст, а набор предложений.
В третьем тексте и предмет речи един, и основная мысль есть, но эта мысль только высказана, нет её раскрытия, т.е. нет сведений о том, чем красив осенний парк.
Недостаток четвёртого текста тот же, что т третьего: слишком маленький шажок в развитии мысли делает ученик.
Этот вид работы учит детей построению текста, учит осознавать предмет речи и основную мысль, а также учит отбирать сведения, необходимые для раскрытия темы и для развития высказанной мысли.
6 день:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал