Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младшего дошкольного возраста. Эффективность применения дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении






Эффективность применения дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа велась на базе ГБОУ СОШ №1285 подразделение детский сад г. Москвы с детьми младшего дошкольного возраста с разным уровнем сенсорных способностей и возможностей. Экспериментальное исследование проводилось с 12 детьми и в ходе этой работы были выявлены их уровень развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета. Возраст детей колеблется от 2 лет одного месяца до 3 лет двух месяцев.

Эксперимент проходил по трем этапам:

- этап констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей,

- этап формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.

- этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.

Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В работу вошли дидактические игры на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет.

Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.

Констатирующий эксперимент

Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало эксперимента.

Дата проведения: октябрь 2012 г.

Задачи:
- провести диагностический опрос младших дошкольников на восприятие

цвета, формы, величины;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), двух

разных величин (большой, маленький).

Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Таблица 1

Задание 1. Определение величины предметов

Ф.И. ребенка Результат
1. Антон А. -
2. Мария Б. -
3. Теймур Г. +
4. Арсений Д. -
5. Светлана Ж. +
6. Матвей И. +
7. Степан И. +
8. Стефания К. -
9. Елизавета К. -
10. Максим К. -
11. Кирилл С. -
12. Ксения Ч. +
  Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа)  
  Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием).  

Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Семь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.

Таблица 2

Задание 2. Определение цвета предметов

Ф.И. ребенка Результат
1. Антон А. -
2. Мария Б. +
3. Теймур Г. -
4. Арсений Д. -
5. Светлана Ж. -
6. Матвей И. +
7. Степан И. +
8. Стефания К. -
9. Елизавета К. -
10. Максим К. -
11. Кирилл С. -
12. Ксения Ч. +
  Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа)  
  Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием).  

Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы №2 видно, что восемь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 4 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета), 4 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов.

Таблица 3

Задание 3. Определение формы предметов

Ф.И. ребенка Результат
1. Антон А. -
2. Мария Б. +
3. Теймур Г. -
4. Арсений Д. -
5. Светлана Ж. -
6. Матвей И. -
7. Степан И. +
8. Стефания К. -
9. Елизавета К. -
10. Максим К. -
11. Кирилл С. -
12. Ксения Ч. -
  Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа)  
  Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием).  

 

У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.

На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, мы определили, что у многих детей сенсорные способности развиты не достаточно. Можно предположить, что при активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал