Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
эффективности проведенной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности. Формирующий этап длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей. С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением. К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести: усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны? Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых с енсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану. Время проведения: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г. Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением. Дидактические игры на развитие восприятия цвета: 1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый). 1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания. 3.Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура). 1. Башня. Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. 2. Что там? Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки. 3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Комплексная дидактическая игра: 1. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о 3 геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю в течение 1, 5 месяца, продолжительностью 10-15 минут. Дидактическая игра используется не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Вова, и Таня, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Катя». Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по клеточкам?» и т.п. В игре «Спрячь мышку» для создания положительных эмоций, использовалась игрушка кошки, дети достаточно живо на нее реагировали и быстро выполняли действия соответствующие содержанию игры. Дети были активно включены в игры: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т.д.; отмечалось более уверенное владение детьми эталонами, малое количество ошибок даже в сложных заданиях. Результаты этого этапа эксперимента показали, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей. Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что дети с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента. Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети: - успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; - большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей; - соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре; - узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка; - активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.); - отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); - начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет). Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей. Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно обращали внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: " Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Максим, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня". В утренние часы проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это " Занимательная коробка", " Цветные вкладыши", " Найди чья будка", " Кто большой, кто маленький" и т. д. Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх обращали внимание на величину, цвет и форму предметов " А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой? ", " Какого цвета подать тебе кастрюлю? " и т.д. Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Воспитатель спрашивала у детей какой величины кукла Даша, а какой Маша. " Стефа, какую чашку мы дадим Даше? " – спрашивала воспитатель, - " А какую, Света, мы поставим Маше? ", " Антон, а какого цвета чашка у Маши и Даши? ", " А теперь Матвей, поставим куклам тарелки". - Арсений, какую тарелку ты дашь Даше? - Большую. - А почему? - Потому что она большая. - Кто большая? - Кукла. - Молодец, Арсений, кукла Даша большая и ты ей поставил большую тарелку. А какую ты дал Маше? - Маленькую. - Молодец. -, скажи, а какого цвета тарелки. У Даши какая? - Синяя. - Молодец, правильно, эта тарелочка синяя. - Кирилл, а эта какого цвета? - Жёлтая. - Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цвета тарелка! - Красная. - Молодцы. - А теперь Лиза скажет, что ещё у нас здесь красного цвета? - Чайник и кастрюля. - Молодец, Лиза, правильно. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада. Помимо различных дидактических игр и пособий, таких, как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр, который пополнили специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. В рамках эксперимента с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития детей была разработана анкета (Приложение 2), которая позволила сделать следующие выводы: - большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка; - все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу. В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. По результатам анкетирования было выявлено, что только 30 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой " Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей. В уголке для родителей постоянно помещались консультации: " Что такое сенсорика? ", " Сенсорное развитие ребенка", " Игры и игрушки в раннем возрасте", " Знакомим малыша с признаками разных предметов", " Особенности сенсорного развития детей" (Приложение 3). На стенде размещались информационные листы «Изготовим игрушку своими руками» «Учись, играя». Была организована тематическая фотовыставка «Поиграй со мной», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах. Так же во время проведения эксперимента с целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное развитие и воспитание младших дошкольников» педагогам ДОУ было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 4), составленной совместно с педагогом-психологом. Данная анкета помогает выявить уровень знания и владения методикой сенсорного воспитания, трудности, возникающие у педагогов в реализации данной темы и пути их решения. В опросе приняли участие 17 педагогов. Из них 5 – молодые специалисты, с опытом работы менее двух лет, 8 – с опытом работы от5 до 20 лет, 4 - с опытом работы более 30 лет. На основе анализа анкет можно сделать следующие выводы: - сенсорное воспитание детей в группах младшего возраста реализуется на 70%; в старших - 50% - у педагогов (особенно у молодых специалистов) по вопросу сенсорного воспитания прослеживается недостаток некоторых знаний; - трудности возникают с подбором методической литературы, планированием данного раздела работы. В связи с этим была организована консультация педагогов по этому вопросу на педагогическом совете. - В целях улучшения планирования работы педагогов предлагается тематический план занятий по сенсорному развитию (Приложение 5). - С целью повышения эффективности работы педагогов по данному разделу предлагается разработанная схема по анализу и самоанализу своей деятельности (Приложение 6). Контрольный эксперимент После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр, был проведён контрольный эксперимент по определению эффективности проделанной нами работы. Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов. При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т.к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе. На таблицах 4-6 показаны результаты проведения теста после формирующего эксперимента. Время проведения: февраль – март 2013 г. Таблица 4 Задание 1. Определение величины предметов
Таблица 5 Задание 2. Определение цвета предметов
Таблица 6 Задание 3. Определение формы предметов
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 11 детей достаточный уровень сенсорного развития; у одного ребенка средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается. В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим. Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни. Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: - в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у большинства детей не достаточно сформировано сенсорное восприятие цвета, формы, величины, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств, формирующих представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
- в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей; создание развивающей среды в группе детского сада. - в ходе использования дидактических игр нами установлено, что на каждом этапе развития сенсорных способностей изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм. - после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня сенсорного развития детей. Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий. Заключение В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы: - определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д. - проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.). - рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы: 1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр. 2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно. 3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
|