Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приоритеты современной дипломатии 1999-2004, деятельность Иванова
Внешнеполитическая концепция Российской Федерации, разработанная Игорем Ивановым и принятая в 2001 году, предусматривала следующие задачи: – сохранить территориальную целостность и независимость, обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество; – добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ; – расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами, внешнеэкономические связи; это рассматривалось как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране. Выступая перед студентами МГИМО в 2001 году, Игорь Иванов заявил, что " период формирования нашей внешнеполитической стратегии в основном завершен". По мнению министра, такой вывод базируется на двух фактах: во-первых, внешняя политика России перестала быть предметом внутриполитической борьбы, а наоборот, выступает как область общественного согласия; и во-вторых, деятельность России на международной арене базируется на внешнеполитической доктрине, принятой еще год назад. По словам Иванова, внешнеполитическая концепция впервые четко формулирует понимание российских национальных интересов, ставит внешнюю политику на " твердую почву исторической преемственности", позволяет рассматривать национальные интересы " в широком контексте формирования нового мироустройства". Иванов определил и приоритеты внешней политики России: защита прав российских граждан и соотечественников за рубежом, отстаивание экономических интересов страны и российского бизнеса, создание благоприятных условий для интеграции в мировое хозяйство.
Россия строила в период работы министра Иванова свои международные связи по трем основным направлениям: 1) отношения с дальним зарубежьем; 2) отношения с бывшими союзными республиками – ближним зарубежьем; 3) отношения со странами – бывшими участницами ОВД – СЭВ. По оценкам СМИ, на посту министра Иванов ориентировал Россию на сотрудничество с западными, прежде всего европейскими странами. При этом он противостоял группе высокопоставленных дипломатов и военных, выступавших за проведение жесткой линии в отношениях с Западом, а также настаивавших на необходимости политической и экономической закрытости России. Лидерами этой группы были начальник управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковник Леонид Ивашов и заместитель Иванова Александр Авдеев, претендовавший на место министра. Однако в итоге в аппаратной борьбе главе МИДа удалось одержать победу над «изоляционистами»: Ивашов в июле 2001 года был отправлен в отставку, а замминистра в январе 2002 года был снят с поста и назначен послом во Францию. Главным направлением " большой" внешней политики по-прежнему остаются российско-американские отношения: Т.к. США остались единственной сверхдержавой, стремящейся диктовать свою волю и играть решающую роль в мировой политике, что мешало установить по-настоящему близкие взаимоотношения. Но не были до конца изжиты стереотипы " холодной войны". Военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года стала тяжелым испытанием для МИДа Игоря Иванова. Когда ему не удалось решить конфликт дипломатическими методами и конфликт принял вид бесчеловечной и незаконной (были нарушены нормы международного права) бомбардировки суверенного государства. Иванов жестко критиковал военную операцию НАТО и США против Югославии в марте-июне 1999 года. Министр через СМИ заявлял, что истинной целью ракетно-бомбового удара по Югославии является не борьба с режимом президента Слободана Милошевича, а попытка «навязать миру политический, военный и экономический диктат США». При этом глава российского МИДа подчеркивал, что США «стремятся утвердить в XXI веке такой однополярный миропорядок, при котором судьба народов вершилась бы из Вашингтона». Наблюдатели отмечали, что позиция Иванова полностью совпадала с позицией премьера Примакова, заявлявшего, что военные действия против Югославии создали реальную угрозу миропорядку, сложившемуся после окончания Второй мировой и «холодной» войны. – 3–5 июня 2000 г. по приглашению Президента Российской Федерации В.В. Путина в Москве с рабочим визитом находился президент США Б. Клинтон. В ходе переговоров был подписан ряд совместных документов, в том числе: о принципах стратегической стабильности, о создании в Москве совместного центра обмена данными о пусках ракет и космических носителях, об утилизации оружейного плутония, о сотрудничестве в области борьбы с глобальным потеплением. – в феврале 2001 г. отношения США и России осложнились: к уже существовавшим разногласиям (Чечня, свобода в России, договор по ПРО и др.) добавились арест П. Бородина, госсекретаря Союзного государства Россия – Беларусь, и задержание агента ФБР Р. Хансена. – переломным моментом в отношениях между нашими странами явились трагические события 11 сентября 2001 г., когда в результате террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне погибло свыше 6 тыс. человек. Россия не только первой выразила соболезнования американскому народу и правительству, но и подтвердила готовность быть партнерами в борьбе против международного терроризма. 12 сентября 2001 года, на следующий день после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, Иванов от имени россиян выразил соболезнование американскому народу. При этом глава российского МИДа заявил, что международный терроризм является «наиболее ужасной» среди новых угроз, вставших перед мировым сообществом. В тот же день Иванов встретился с американским послом в РФ Александром Вершбоу и предложил рассмотреть вопросы совместной борьбы с терроризмом в ходе встречи лидеров стран «Большой восьмерки»; - в октябре 2001 года США и Великобритания начали военную кампанию в Афганистане против радикального исламского движения «Талибан», руководство которого, по мнению американски властей, было причастно к терактам 11 сентября и укрывало на территории своей страны главу террористической организации «Аль-Каеда» Осаму бин Ладена, взявшего на себя ответственность за эти теракты. В связи с началом кампании Иванов сообщил СМИ, что Россия в военных действих участвовать не будет, но согласна активно содействовать гуманитарным миссиям. – 24–26 мая 2002 г. в Москве состоялись официальные переговоры Д. Буша и В. Путина. По их завершении был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, предусматривающий снижение к 2012 г. Количества ядерных боеголовок у каждой из сторон с 5–6 тыс. до 1700–2200 единиц; подписана Декларация о новых стратегических взаимоотношениях между Россией и США; принято Совместное заявление об антитеррористическом сотрудничестве двух стран и создана Рабочая группа по борьбе с терроризмом; решено начать диалог о расширении экспорта российской нефти в США и участии американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России. - В декабре 2002 года Иванов выступил с критикой британских властей, отказавшихся арестовать по запросу из России одного из лидеров чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, с начала 2002 года проживавшего в Лондоне в качестве представителя президента Республики Ичкерия Аслана Масхадова на Западе. При этом Иванов сравнил Закаева с главой «Аль-Каеды» бин Ладеном. Заявление министра последовало после того, как Лондонский магистратский суд избрал мерой пресечения в отношении подозреваемого денежный залог вместо ареста. В ноябре 2003 года тот же суд постановил отказать России в экстрадиции Закаева. СМИ отмечали, что до этого (в ноябре 2002 года) в выдаче лидера сепаратистов России отказал датский суд. – в марте 2003 г. за последние десять с небольшим лет США провели третью крупномасштабную военную операцию. Россия в этом конфликте заняла принципиальную позицию – не дала втянуть себя в иракский кризис, оставаясь заинтересованной в сохранении сотрудничества с США. Иванов осудил вторжение международной коалиции во главе с США в Ирак в марте 2003 года. При этом он особо подчеркивал, что вторжение произошло в обход решения Совета безопасности ООН. По мнению СМИ, Иванов, будучи сторонником проевропейской внешней политики, стал одним из инициаторов создания антиамериканской коалиции по Ираку, в которую, помимо России, вошли Германия и Франция. Наблюдатели отмечали, что сближение между этими странами и их позиция по поводу кампании на Ближнем Востоке вызвало некторое охлаждение в отношениях между Россией и США; – в 2003–2005 гг. США стали спонсором " оранжевых революций" в странах СНГ, где все отчетливее проявлялись контуры новых центров силы, которые с точки зрения США и их союзников являются своего рода противовесами России. В 2003 г. не без помощи Запада произошла смена руководства Грузии, а в 2004 г. – в Украине. В результате революционных по своей сути способов захвата власти к руководству в этих странах пришли силы, ориентированные на вступление в западные структуры и создание альтернативных СНГ и России объединений. Благодаря поддержке Запада Украина превращается во второй центр влияния после России на пространстве СНГ. Зоной влияния Киева, возможно, в обозримой перспективе станет ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) — организация, которая была создана по инициативе Вашингтона и изначально по своей сути носила антироссийский характер. В октябре 2003 года во время «революции роз» в Грузии (бескровного государственного переворота, поддержанного большинством населения) Иванов выполнял функции посредника между президентом Эдуардом Шеварднадзе и грузинской оппозицией. 23 октября в два часа ночи Иванов прибыл в Тбилиси и провел ряд встреч с Шеварднадзе и представителями оппозиции — Михаилом Саакашвили, Зурабом Жванией и Нино Бурджанадзе. После этого он, по наблюдениям СМИ, буквально за руку привел Саакашвили и Жванию на переговоры с президентом. По итогам переговоров Шеварднадзе заявил о своей отставке. После этого Иванов покинул Тбилиси, заявив, что «выполнил свою посредническую функцию и теперь судьбу Грузии должны решать политические лидеры страны». Впоследствии Иванов отмечал, что главной целью его визита было не допустить кровопролития. При этом он подчеркивал, что не знает, было ли решение Шеварднадзе об отставке лучшим выходом из сложившейся ситуации. 24 октября глава Аджарской автономной республики в составе Грузии Аслан Абашидзе, оценивая визит Иванова, сообщил СМИ, что поездка министра иностранных дел РФ в Тбилиси, по его мнению, спасла жизнь грузинскому экс-президенту. Что касается взаимоотношений с ЕС, то позитивные результаты во внешнеполитической деятельности были достигнуты в 2002 г.: – 28 мая главы 20 государств подписали Римскую декларацию о создании Совета " Россия — НАТО". Двусторонний совет – орган, позволяющий России сотрудничать с НАТО на равноправной основе. Создание такого совета преследует цель решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в число которых входят международный терроризм и другие угрозы со стороны экстремистских организаций, региональные конфликты. Двусторонний совет призван осуществлять взаимодействие между Россией и НАТО по вопросам оружия массового поражения, нестратегической воздушной обороны, поисково-спасательных операций на море, оперативного взаимодействия и военной подготовки в определенных отраслях. Игорь Иванов считал, что Совет Россия-НАТО это первый шаг, по установлению действительно партнерских отношений, основанных на взаимном доверии и уважении». Но, несмотря на это, Россия была по-прежнему против расширения НАТО. Весной 2004 г. Россия довольно жестко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран Балтии – Эстонии, Латвии и Литвы. В результате этих действий оказались серьезно затронуты жизненные интересы нашей страны, ее безопасность. Воздушное пространство Прибалтийских государств начали патрулировать истребители НАТО, оказавшись от Санкт-Петербурга на удалении пяти минут подлетного времени. Россия и сегодня подчеркивает, что не изменила своего отношения к " механическому расширению блока, ибо это не соответствует нынешней эпохе". Слабым утешением служит заявление руководства Альянса, сделанное в сентябре 2004 г., о том, что " никаких планов поразмещению баз дальше на Восток не существует ни у НАТО, ни у США". Глава МИД России Игорь Иванов заявил, что негативная позиция России в отношении расширения НАТО " не менялась и не меняется". Необходимо сказать о взаимоотношения с отдельными странами " дальнего зарубежья" в период работы Игоря Иванова главой МИД России. И так: – были сведены до минимума торговые взаимоотношения со странами бывшего СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, там бывшие соцстраны Европы), основным торговым партнером России становится объединенная Германия. – в 2003 г. Россия (совместно с Германией и Францией) возражала против силового свержения правящего режима в Ираке, обвиненном США в производстве оружия массового поражения. Игорь Иванов настаивал на усилении роли ООН в решении иракской проблемы. – благодаря работе МИДа произошло расширение контактов со странами Азии (Южной Кореей, Японией), выстраивается активное торговое сотрудничество и удается " заморозить" проблему 4 островов Курильской гряды с Японией. – на новый этап вышли отношения с Индией и Китаем. В декабре 2002 г. состоялись визиты В.В. Путина в эти страны. Вступил в силу российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. – в мае 2003 г. на саммите в Москве было завершено организационное и правовое оформление Шанхайской организации сотрудничества как полноправной международной организации. В целом Министерство иностранных дел во главе с Игорем Ивановым довольно успешно решало проблемы внешнеполитической деятельности РФ, что самым непосредственным образом сказывалось на повышении ее международного влияния.
|