Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Матрица АВС-XYZ и ее использование при принятии решений приуправлении запасами ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Объединение результатов АВС и XYZ-классификация в матрице АВС-XYZ – популярный и очень информативный инструмент управления запасами. На рис. 3 приведена иллюстрация общепризнанного варианта составления такой матрицы. Рис. 3. Иллюстрация составления матрицы АВС-XYZ. В каждую клетку матрицы АВС-XYZ попадают те позиции номенклатуры, которые были отнесены к каждой из двух указанных в клетке групп номенклатуры. Например, в клетку АХ должны быть записаны позиции, отнесенные к группе А при классификации по методу АВС и к группе Х при классификации по методу XYZ. В случае если результатом классификации АВС было разделение более чем на три группы (см. раздел «Современный подход к АВС-классификации» настоящей статьи), состав матрицы должен быть расширен. Очевидно, что не все клетки матрицы АВС-XYZ будут заполнены. Если в АВС- классификации присутствие групп А, В и С обязательно, то при классификации XYZ вполне возможно отсутствие одной или даже двух групп. Как отмечалось выше, классификация XYZ отвечает некоторому «здравому смыслу» при организации бизнеса.Если бизнес имеет традиционный характер, в идеальном случае будет преобладать группа Х, группа Y может быть представлена незначительно, а группа Z может отсутствовать. Если бизнес ориентирован на новую продукцию или выход на новые рынки сбыта, группа X может отсутствовать, а преобладать группа Y или (и) группа Z. Сам характер заполнения матрицы АВС-XYZ может многое сказать руководству о состоянии работы в организации. Отсутствие групп АХ и АY может вызвать серьезные вопросы в традиционном бизнесе – это свидетельствует об отсутствии стабильного и эффективного характера работы. Наличие группы ZC по номенклатуре готовой продукции должно быть обсуждено с руководителями службы маркетинга, рекламы, отдела продаж и технического отдела. Общие рекомендации по работе с запасами групп АВС-классификации (см. соответствующий раздел настоящей статьи) и выбор подходов к управлению запасами X, Y и Z групп (см. соответствующий раздел) могут быть объединены для выбора конкретных решений в работе с запасами номенклатуры матрицы АВС-XYZ, учитывая новую информацию. Например, общая рекомендация ориентации группы Х на работу «точно в срок» по подгруппе АХ может привести как к блестящим результатам (в силу значимости группы А) в случае успешной реализации технологии «точно в срок», так и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А. Максимизация работы по группе Z в случае подгруппы АZ может привести к крайне высокому уровню замороженного капитала. С другой стороны, при отрицательной позиции к группе Z и минимизации запасов подгруппы AZ возможны серьезные потери. Позиции СХ в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянногохарактера потребления не могут быть исключены из сферы внимания, что типично для отношения к группе С в целом. Именно эта группа может стать полигоном отработки навыков поставки «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе не будут фатальными для организации. Матрица АВС-XYZ дает хорошую информацию для стратегического смещения позиций номенклатуры. Например, появление позиций группы СZ может быть вызвано пренебрежением отделом маркетинга к продвижению продукции группы С, что является, в целом, целесообразным. Возможно, изучения рынка реализации подгруппы СZ и проведение маркетинговых мероприятий позволит сместить эти позиции в группу CY, имеющую выраженные тенденции спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY.Так же при анализе матрицы АВС-XYZ важен учет этапа жизненного цикла товара. На начальных этапах жизненного цикла товар может объективно попадать в группу Z или Y. Этап насыщения рынка (или зрелости товара), как правило, связан с группой X. Факторы жизненного цикла товара могут быть не связаны с критериями АВС- классификации, и их необходимо учитывать отдельно при анализе матрицы АВС-XYZ руководством. Группа В может рассматриваться как переходная от А к С или от С к А, поэтому, зачастую требует особого анализа. Номенклатурные позиции разреза B матрицы АВС- XYZ поэтому также могут требовать индивидуального подхода для принятия решения, к какому классу А или С они могут быть отнесены, что часто целесообразно делать для сокращения количества используемых на предприятии методов, моделей и подходов. Таким образом, матрица АВС-XYZ может быть использована не только как инструмент управления запасами, но и как объект стратегического анализа, результаты которого могут во многом помочь в принятии решений по стратегическому развитию бизнеса. В целом инструмент АВС и XYZ-классификации еще раз подчеркивает первостепенное значение качества управления запасами для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом
|