Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2.2. Учет производственных запасов в строительстве.






1. Роль и классификация производственных запасов в процессе строительного производства.

2. Оценка материалов в текущем учете.

3. Учет материалов на складах.

4. Учет строительных материалов в бухгалтерии

5. Учет переработки материалов, используемых в строительном производстве.

6. Учет материалов повторного использования.

 

1. Роль и классификация производственных запасов в процессе строительного производства.

К производственным запасам относят предметы труда, которые предназначены для обеспечения непрерывности процесса строительного производства, но еще не включены в производственный процесс. Они относятся к краткосрочным средствам строительной организации. Характерной их особенностью является то, что они потребляются в соответствии с установленными нормами расхода, полностью переносят свою стоимость на себестоимость СМР и готовую строительную продукцию, составляя ее материальную основу.

При этом одни из производственных запасов 1) полностью потребляются в строительном производстве (материалы, конструкции, детали); 2) другие изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски); 3) третьи входят в изделие без каких-либо внешних изменений (запасные части); 4) четвертые только способствуют изготовлению изделий и не включаются в их массу или химический состав (инвентарь и хозяйственные принадлежности).

Учет приобретения, хранения и использования материалов составляет один из наиболее важных участков бухгалтерской работы строительной организации. Для правильной организации учета материалов должны быть созданы необходимые условия, к числу которых относятся:

- наличие складских помещений,

- оснащенность весовыми и измерительными приборами, мерной тарой,

- закрепление хранения материалов за конкретными МОЛ и оформление их материальной ответственности,

- наличие норм расхода материалов.

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы в процессе строительного производства, их подразделяют на следующие группы:

- основные строительные материалы;

- конструкции, изделия и детали;

- вспомогательные материалы;

- инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Основными строительными материалами считаются те материалы, которые непосредственно используются в процессе производства СМР, а также для изготовления конструкций, деталей на строительных площадках. В их состав входят цемент, песок, щебень, лес, металл, металлоизделия (гвозди, болты, гайки); санитарно-технические материалы (краны, муфты, фланцы); кровельные материалы (рубероид, толь, кровельное железо).

К конструкциям, изделиям и деталям относятся законченные составные элементы, из которых монтируют здания и сооружения: колоны, стеновые панели, лестничные марши, площадки, дверные и оконные коробки, дверные полотна.

Вспомогательные материалы непосредственно не входят в состав строящихся объектов. Их используют для обслуживания производственных процессов строительства. К ним относят материалы, которые используются в процессе эксплуатации строительной техники и оборудования (смазочные, обтирочные) или обслуживают процесс производства работ (взрывчатые вещества). В связи с особенностью использования из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

В специальную группу выделяют инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Материалы классифицируют и по техническим свойствам. При этом выделяют следующие группы материалов:

- силикатные – цемент, песок, кирпич;

- электротехнические – кабель, лампы, патроны;

- строительный металл – уголки, прутки;

- металлоизделия - гвозди, гайки, болты.

Приведенные классификации производственных запасов на практике положены в основу построения синтетического и аналитического бухгалтерского учета, используются для составления статистической отчетности об остатках, поступлении и расходе материалов.

 

2. Оценка материалов в текущем учете.

В текущем учете материалы можно оценивать по фактической себестоимости их приобретения и заготовления. В этой оценке они показываются в бухгалтерском балансе и включаются в себестоимость СМР. К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:

- стоимость запасов по ценам приобретения;

- таможенные сборы и пошлины;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;

- затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

- затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;

- транспортно – заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

В состав транспортно – заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:

- затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;

- вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;

- затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах;

- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию.

Затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию, включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретаемых материалов, не связанные с производственным процессом. При выполнении таких работ сторонними организациями в затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию, включаются 1) стоимость выполненных работ и 2) затраты по перевозке к месту выполнения работ и обратно, 3) по погрузке и выгрузке.

 

Не включаются в фактическую себестоимость материалов, а относятся на расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены:

- проценты за пользование кредитами, займами, полученными для приобретения этих материалов, а также вознаграждения банкам за обслуживание этих кредитов;

- вознаграждения банкам по открытию и использованию аккредитивов по расчетам за приобретенные материалы;

- затраты на содержание отделов снабжения и других служб организации с аналогичными функциями, а также на хранение материалов в организации;

- курсовые разницы по обязательствам в иностранной валюте перед поставщиками за приобретенные материалы;

- затраты, связанные с приобретением иностранной валюты для расчетов с поставщиками или погашения кредитов за приобретенные материалы;

- расходы на реализацию.

 

Фактическая себестоимость запасов при их изготовлении в организации определяется в сумме фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).

Применение одного из перечисленных способов по группе (виду) запасов производится в течение отчетного года и определяется в учетной политике организации.

Запасы, используемые организацией в особом порядке, или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, должны оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало отчетного периода и поступивших запасов в течение этого отчетного периода.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что запасы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения (поступления). Запасы, первыми поступающие в производство (реализацию), должны быть оценены по себестоимости первых в последовательности приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало отчетного периода. При применении этого способа оценка запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретения, а в себестоимость реализованных продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

В аналитическом учете и местах хранения материалов могут применяться учетные цены. В качестве учетных цен на материалы применяются:

- цены приобретения. В этом случае другие затраты, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно – заготовительных затрат;

- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода. В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов отчетного периода и их учетной ценой учитываются в составе транспортно – заготовительных затрат;

- планово – расчетные цены. В этом случае отклонения цен приобретения от планово-расчетных учитываются в составе транспортно – заготовительных затрат;

- средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно – заготовительных затрат. Средняя цена группы устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах;

- средняя цена каждого наименования материалов. В этом случае величина отклонения (разница между фактическими затратами по приобретению материалов и его ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов по средним ценам.

Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗЗ по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетным ценам материалов. При этом исходят из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗЗ на начало отчетного периода и текущих отклонений или ТТЗ за отчетный период к сумме остатка материалов на начало отчетного периода по учетным ценам и поступивших материалов в течение отчетного периода по учетным ценам. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТТЗ на увеличение учетной цены израсходованных материалов.

3. Учет материалов на складах.

Для обеспечения сохранности материалов строительные организации имеют центральные склады; на строительных площадках приобъектные склады и кладовые.

Основные принципы оперативно – бухгалтерского (сальдового) метода учета материалов:

- оперативность и достоверность количественного учета на складах, который ведут завскладами (кладовщики) на карточках складского учета;

- постоянный контроль работников бухгалтерии непосредственно на складах за правильным ведением карточек складского учета;

- осуществление бухгалтерией учета материалов в денежном выражении по учетным ценам в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения, МОЛ, групп материалов;

- систематическая взаимосверка данных складского учета и бухгалтерии путем сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

При этом методе количественный учет материалов ведут МОЛ в карточках складского учета материалов, которые открываются в бухгалтерии и передают МОЛ склада и в течение года хранятся на складе. По окончании года все карточки складского учета материалов сдаются в бухгалтерию для хранения в архиве. В современных условиях традиционные карточки складского учета материалов могут не использоваться, складской учет материалов осуществляется с применением компьютерных программ.

Запись в карточке МОЛ делает на основании первичного документа (ТТН, ТН, приходного ордера, требования, накладной) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов.

Бухгалтер ежедневно или через определенное время непосредственно на складе проверяет правильность записей в карточках, точность выведенного остатка и в специальной графе расписывается и указывает дату проверки, принимает реестры с приложенными документами и передает для дальнейшей обработки в бухгалтерию.

Для взаимной увязки количественного складского учета с записями бухгалтерского учета по каждому складу в бухгалтерии ведется ведомость учета остатков материалов на складе, которая в течение месяца хранится в бухгалтерии и используется для справочных целей.

По окончании месяца МОЛ склада забирает ее в бухгалтерии и переносит из карточек количественные остатки материалов на конец месяца и передает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии количественные остатки таксируются и подсчитываются итоги по группам материалов и в целом по счету. Общая стоимость остатков материалов по сальдовой ведомости на первое число месяца должна быть равна сумме по ведомости движения материалов в стоимостном выражении по каждому складу.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ учет движения строительных материалов по наименованиям товарно-материальных ценностей ведется в материальном отчете, который составляется ежемесячно и ведется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении материальный отчет составляется зав. складом, мастером, прорабом, начальником участка. В стоимостном выражении материальный отчет ведется бухгалтерией.

При выполнении материально-ответственным лицом строительных работ на двух и более объектах строительства на основании договоров строительного подряда, заключенных с разными заказчиками, материальный отчет составляется по каждому объекту строительства в отдельности.

Материальный отчет содержит информацию о наименовании строительных материалах, по которым имело место движение, единице измерения, в которой производится списание материала согласно установленным нормам, об остатке материалов на начало отчетного месяца, о поступлении материалов в течение отчетного месяца с расшифровкой по источникам поступления, о выбытии материалов из подотчета МОЛ в течение месяца с расшифровкой по направлениям выбытия, остатке материалов, находящихся под отчетом МОЛ на конец отчетного месяца.

К материальному отчету прилагаются первичные учетные документы, на основании которых МОЛ сделаны записи. Материальный отчет подписывается МОЛ и бухгалтером, в обязанности которого входит ведение учета строительных материалов, с указанием даты сдачи и принятия документов. Материальный отчет утверждается главным инженером.

В материальном отчете записи о расходе материалов на выполнение принятых заказчиком работ производятся на основании ОТЧЕТА о расходе строительных материалов в сопоставлении с производственными нормами.

Этот отчет составляется подрядчиком в натуральном выражении по каждому объекту строительства на основании подписанных заказчиком (генподрядчиком) актов приемки выполненных работ, сметных и производственных норм расхода материалов. Отчет составляется и заполняется инженером производственно – технического отдела, за исключением графы «Расход фактический», которая заполняется МОЛ. Бухгалтер участия в составлении и заполнении отчета о расходе строительных материалов не принимает.

В числе основных показателей отчета формируется информация о расходе по нормам, расходе фактическом, экономии или перерасходе материалов. При этом инженером производственно-технического отдела указывается количество материалов, подлежащих списанию на себестоимость работ, выполненных в отчетном месяце. Данные о списании на себестоимость работ переносятся МОЛ в материальный отчет, как расход на производство работ.

 

4. Учет строительных материалов в бухгалтерии

Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета предусмотрено два счета для учета наличия и движения строительных материалов: 07 «Оборудование к установке и строительные материалы» и 10 «Материалы».

Строительные материалы могут приобретаться для разных целей: возведение объекта строительства, реконструкция, модернизация, проведение капитального или текущего ремонта, различными субъектами хозяйствования как подрядными строительными организациями, так и организациями – заказчиками.

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ У ЗАКАЗЧИКОВ.

Наличие и движение строительных материалов, находящихся у заказчиков, застройщиков и используемых ими в процессе выполнения строительных и иных специальных монтажных работ, учитывается на счете 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», субсчет 07-3 «Строительные материалы».

Счет 07 включен в состав раздела 1 «Долгосрочные активы» типового плана счетов бухгалтерского учета. Стоимость строительных материалов, учтенных на счете 07, отражается в бухгалтерском балансе по строке «Вложения в долгосрочные активы». Следовательно, на этом счете должны учитываться строительные материалы, которые при использовании будут увеличивать стоимость долгосрочных активов, а именно строительные материалы, предназначенные для выполнения работ по возведению, реконструкции, модернизации объектов (по строительству). Затраты по ремонту объектов недвижимости не относятся на увеличение стоимости, так как причисляются к расходам по текущей деятельности организации. Исходя из вышеизложенного, строительные материалы, предназначенные для текущего или капитального ремонта, на счете 07 не учитываются.

Строительные материалы, приобретенные заказчиками и используемые при капитальном или текущем ремонте объектов недвижимости, отражаются на счете 10 «Материалы», субсчет 10-1 «Сырье и материалы» или на дополнительно открываемом субсчете, например 10-13 «Строительные материалы, предназначенные для ремонта», поскольку организации имеют право в рабочем плане счетов без согласования с Министерством финансов уточнять содержание отдельных субсчетов или вводить дополнительные. При передаче подрядной организации для выполнения строительных работ эти материалы списываются в дебет субсчета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Использованные подрядчиком при ремонте материалы списываются у заказчика с кредита субсчета 10-7 в дебет счетов, на которых учитываются затраты по ремонту объектов недвижимости. Это 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др. Основанием для их списания являются первичные учетные документы, подтверждающие факт выполнения строительных работ, с указанием использованных материалов. Это акт сдачи – приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2.; Ведомость использованных строительных материалов произвольной формы.

На практике возникают ситуации, когда в организации одновременно осуществляется ремонт и строительство, а поступающие строительные материалы зачастую не имеют целевого назначения. В этом случае такие материалы учитываются на счете 10 «Материалы», а в последующем материалы, предназначенные для строительства, следует перенести на счет 07.

Материалы, отраженные заказчиком на счете 07, при передаче подрядчику для производства работ на объектах строительства с баланса не списываются и продолжают числиться на этом счете. Для отдельного учета таких материалов организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный субсчет к счету 07, например, субсчет 07-4 «Строительные материалы, переданные подрядчику».

Стоимость материалов заказчика, использованных подрядчиком при выполнении строительных работ, отражается в учете заказчика по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту 07 «Оборудование к установке и строительные материалы». Основанием для этого служат оформленные в установленном законодательством порядке первичные учетные документы, подтверждающие объем и стоимость работ, выполненных в отчетном месяце с использованием материалов заказчика. Это Акт С-2, Ведомость использованных строительных материалов.

В целях обеспечения сохранности и целевого использования подрядчиком материалов заказчика стороны договора строительного подряда обязаны не реже двух раз в год проводить сверку учетных данных об остатках материалов в натуральном и денежном выражении по переданным (полученным) для производства работ материалам с составлением акта сверки.

 

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ У ПОДРЯДЧИКОВ.

Строительные материалы, приобретенные подрядными организациями для выполнения строительных работ, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет 10-1 «Сырье и материалы». При использовании в процессе выполнения строительных работ они списываются в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты». Оценка, документальное оформление и бухгалтерский учет строительных материалов подрядными организациями производится в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета строительных материалов (С 2012 года заказчики, застройщики исключены из числа организаций, на которые распространяются положения Инструкции №4).

Материалы заказчика, полученные подрядчиком для проведения строительных работ и используемые как при строительстве, так и при ремонте, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» в оценке, указанной в договоре. Израсходованные подрядчиком при выполнении работ материалы списываются согласно Отчету о расходе строительных материалов в соответствии с производственными нормами (форма С-29) с кредита счета 003 «Материалы, принятые в переработку».

Материалы заказчика, полученные генеральным подрядчиком и переданные субподрядным организациям для производства строительных работ на объекте строительства, являются материалами заказчика. Такая передача материалов не является реализацией. При передаче материалов заказчика передающая сторона обязана письменно уведомить получающую организацию о том, что передаваемые материалы являются материалами заказчика. Это должно соблюдаться при передаче материалов как от заказчика генподрядчику, так и от генподрядчика субподрядчику. Полагаем, что материалы заказчика, переданные от генподрядчика субподрядчику, отражаются в учете генподрядчика на отдельном субсчете к счету 003, например, субсчет 003-1 «Материалы заказчика, переданные субподрядчику», поскольку они переданы заказчиком в распоряжение генподрядчика и по ним периодически должна проводиться сверка. Таким образом, материалы заказчика будут учитываться на забалансовом учете и у генподрядчика, и у субподрядчика.

При передаче субподрядчикам строительных материалов, приобретенных генподрядчиком самостоятельно, они списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности», т.е. отражается их реализация. В этом случае субподрядная организация учитывает такие строительные материалы на счете 10 «Материалы».

УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ строительных материалов в БУХГАЛТЕРИИ в настоящее время может осуществляться с использованием двух методик: с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»; с применением счета 10 «Материалы». Материалы от поставщика поступают вместе с сопроводительными документами, на основании которых производится их приемка и оприходование. К ним относятся спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, ТТН, ТН, железнодорожные квитанции и др. В организации оформляются приходные ордера. Если при приемке товара выявлены расхождения, комиссией составляется Акт о приемке материалов. Формы приходного ордера и Акта о приемке материалов организации могут устанавливать самостоятельно.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материалов, в т.ч. находящихся в пути, в стадии таможенного оформления, приемки по количеству и качеству. Фактическая себестоимость поступивших в организацию материалов отражается в бухгалтерском учете записью:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. счета.

Поступление в организацию материалов по учетным ценам отражается в бухгалтерском учете записью:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материалов»;

Отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам отражаются записью:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материалов»

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материалов»;

Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» может иметь дебетовое сальдо при наличии материалов в пути, в стадии таможенного оформления, приемки по количеству и качеству.

Если в учетной политике организации предусмотрена методика учета движения материалов с использованием только счета 10 «Материалы», то поступление строительных материалов от поставщиков отражается в бухгалтерском учете записями:

Дебет 10 «Материалы»

Дебет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Выявленная при приемке недостача материалов в пределах норм естественной убыли отражается в учете:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Суммы недостач и потерь от порчи поступивших от поставщика материалов сверх норм естественной убыли, предъявленные поставщикам или транспортным организациям, отражаются в учете:

Дебет 76-3 «Расчеты по претензиям»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Поступление (отпуск) строительных материалов от материально ответственных лиц одной и той же организации отражается – Дебет 10 «Материалы» в корреспонденции с Кредитом 10 «Материалы» по МОЛ.

Принятие на учет строительных материалов, полученных в результате разборки нетитульных временных зданий и сооружений, производится их собственником – по

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;

Принятие на учет излишков строительных материалов, выявленных в результате инвентаризации, отражается записью:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;

Принятие на учет строительных материалов, изготовленных во вспомогательном производстве:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 23 «Вспомогательные производства» - по фактической себестоимости изготовления.

Списание строительных материалов на производство строительных работ, на нужды вспомогательного производства, на затраты по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмом, на общехозяйственные цели отражается в учете:

Дебет 20 «Основное производство»

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты»

Дебет 26 «Общехозяйственные затраты»

Кредит 10 «Материалы».

В условиях применения методики учета с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» необходимо в учете отразить списание строительных материалов по учетным ценам и суммы отклонений фактической себестоимости от учетных цен или ТЗЗ записью:

Дебет 20 «Основное производство»

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты»

Дебет 26 «Общехозяйственные затраты»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Использование строительных материалов для возведения нетитульных временных зданий и сооружений отражается в учете:

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 10 «Материалы».

 

5. Учет переработки материалов, используемых в строительном производстве.

Строительные организации для производственных нужд в своих подсобных производствах могут производить распиловку леса для получения пиломатериалов, а затем из них изготавливать различные деревянные изделия: дверные и оконные блоки, паркет, наличники, плинтусы; осуществлять раскрой линолеума; изготовление из оцинкованной стали различных изделий: коробов, отливов, сливов.

Затраты, связанные с переработкой материалов, собираются на счете 23 «Вспомогательные производства». После завершения работ и определения фактической себестоимости с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» полученные строительные материалы и готовые изделия приходуются в дебет счета 10 «Материалы».

ПРИМЕР: В апреле 2008 года на пилораме распиловано 50 м3 круглого леса по цене 10 500 руб. за м3 на сумму 525000 руб.

После распиловки получено 45 м3 необрезной доски по учетной цене 15 000 руб за 1 м3 на сумму 675 000 руб. и деловых отходов 3 м3 по учетной цене 1200 руб. за 1 м3 на сумму 3600 руб.

На распиловку леса произведены следующие расходы:

-начислена заработная плата рабочим за распиловку леса в сумме 50 000 руб.;

-произведены начисления на заработную плату

---в ФСЗН 35% 17500 руб.

---страхование от несчастных случаев 0, 8% 400 руб.

-начислена амортизация по основным средствам пилорамы в сумме 3000 руб.;

-принят к оплате счет Энергосбыта за потребленную электроэнергию в сумме 12 000 руб.; в том числе НДС в сумме 2 000 руб.;

- принят к оплате счет Водоканалтреста за потребленную воду в сумме 9 600 руб., в том числе НДС в сумме 1 600 руб.;

- списана часть затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов в сумме 40 800 руб.;

-списана часть накладных расходов в сумме 35 600 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

1. списан по акту на распиловку лес круглый

Д 23 К 10 525 000

2. начислена заработная плата рабочим за распиловку леса

Д 23 К 70 50 000

3. произведены отчисления от заработной платы в ФСЗН

Д 23 К 69 17 500

4. обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Д 23 К 76 400

5. начислена амортизация по основным средствам пилорамы

Д 23 К 02 3 000

6. принят к оплате счет Энергосбыта за потребленную электроэнергию

Д 23 К 60 10 000

Д 18 К 60 2 000

7. принят к оплате счет Водоканалтреста за потребленную воду

Д 23 К 60 8 000

Д 18 К 60 1 600

8. списана часть затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов

Д 23 К 25 40 800

9. списана часть накладных расходов

Д 23 К 26 35 600

Затраты, связанные с распиловкой леса составляют 690 300 руб.

10. оприходованы по учетным ценам 15 000 за 1 м3 45 м3 необрезной доски на сумму 675 000 руб. и деловых отходов 3 м3 по учетной цене 1 200 руб. за 1 м3 на сумму 3 600 руб.

Д 10 К 23 678 600

11. списывается разница между фактической себестоимостью и стоимостью оприходованных материалов по учетным ценам

Д 16 К 23 11 700

Строительные предприятия могут передавать другим предприятиям материалы для переработки. В этом случае составляется договор на передачу и выписывается накладная на отпуск материалов. В бухгалтерском учете передача материалов другим предприятиям для переработки отражается по дебету счета 10 «Материалы» на двух субсчетах (с/сч 7 –материалы, переданные в переработку на сторону) и кредиту счета 10 «Материалы» с/сч 1 «Сырье и материалы».

Материалы из переработки принимаются по акту, в котором указывается количество материалов, отпущенных в переработку, израсходованных по нормам, отходы и количество полученных материалов.

Оприходование материальных ценностей, поступивших из переработки, в бухгалтерском учете отражается обратной записью;

Д 10 с/сч 1 К 10 с/сч 7

Расходы, связанные с переработкой материалов на стороне, относятся на удорожание стоимости материалов.

ПРИМЕР. Строительное управление №8 Стройтреста № 4 передало для переработки УПТК Стройтреста № 4 на основании договора и накладной 30 м3 круглого леса по цене 10 500 руб. за 1 м3 на сумму 315 000 руб. После переработки составлен Акт, в котором указано: после распиловки получено 28 м3 необрезных досок по цене 15 000 руб. за 1 м3 на сумму 420 000 руб. и 1, 5 м3 деловых отходов по цене 1 200 руб.за 1 м3 на сумму 1 800 руб.

 

УПТК Стройтреста № 4 предъявило к оплате платежное требование на распиловку леса на сумму 240 000 руб., в том числе НДС в сумме 40 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

1. при передаче круглого леса в переработку

Д 10/7 К 10/1 315 000

2. после переработки круглого леса (по АКТУ)

Д 10/1 621 000 (420000+1800+20000)

Д 18 40 000

К 10/7 315 000

К 91 106 800

6. Учет материалов повторного использования.

При производстве СМР используются материалы, которые подлежат возврату после окончания производственного процесса. К ним относятся:

- шпалы и рельсы подкрановых путей

- строительные леса и подмостки

- деревянная и металлическая опалубка.

Указанные материалы сохраняют свою форму в течение нескольких производственных процессов и переносят свою стоимость постепенно на строительную продукцию. Такие материалы называют оборачиваемыми или повторного использования. Погашение стоимости оборачиваемых материалов может производиться по-разному.

Приобретаемые для строительных работ леса строительные трубчатые следует учитывать в составе основных средств и начислять на них амортизацию в течение их срока полезного использования и относить затраты на себестоимость СМР в составе косвенных общепроизводственных затрат следующей записью:

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты»

Кредит 02 «Амортизация основных средств».

В остальных случаях погашение стоимости оборачиваемых материалов осуществляется в соответствии со СНиП, в которых указаны сроки оборачиваемости, т.е. количество оборотов. При их отпуске на производство СМР они закрепляются за МОЛ. Часть стоимости таких материалов включается в себестоимость СМР в нормативном размере по мере их отпуска на объекты строительства исходя из числа оборотов и возвратной суммы. Остальная часть стоимости израсходованных материалов считается расходами будущих периодов.

ПРИМЕР: строительные деревянные леса имеют стоимость 5 000 000 руб. Возвратные материалы – 500 000 руб. Оборачиваемость по СНиП – 5 раз.

Норма расхода = (5 000 000 – 500 000): 5 = 900 000 руб.

При первом использовании строительных лесов делают записи:

Дебет 20 «Основное производство» - 900 000

Дебет 97 «Расходы будущих периодов» - 4 100 000

Кредит 10 «Материалы» - 5 000 000

При повторном использовании оборачиваемых материалов их стоимость в нормативном размере списывается на себестоимость СМР записью:

Дебет 20 «Основное производство» - 900 000

Кредит 97 «Расходы будущих периодов»

По окончанию работ количество возвращаемых материалов определяется по Акту, а их стоимость по ценам возможного использования отражается в учете записью:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 97 «Расходы будущих периодов» - 500 000.

 

ТЕМА 2.3. Учет затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов.

 

1. Классификация строительных машин и механизмов в бухгалтерском учете.

2. Состав затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов и особенности их учета.

 

1.

В планировании, учете и финансировании строительные машины и механизмы классифицируются по следующим признакам:

- месту изготовления

- назначению

- эксплуатационным возможностям

- принадлежности.

По месту изготовления строительные машины и механизмы могут быть отечественными и импортными.

По назначению: машины для земляных работ,

- подъемно – транспортные

- буровые

- сваебойные

- для бетонных и железобетонных работ

- отделочные

- ручные

- дорожные.

По эксплуатационным возможностям строительные машины подразделяются на крупные и мелкие. К крупным машинам относятся:

- краны башенные и на гусеничном ходу

- экскаваторы, бульдозеры. По крупным машинам устанавливают нормы выработки или норм использования машин во времени.

К мелким машинам относятся растворонасосы, растворомешалки, компрессоры. На мелкие машины нормы выработки не устанавливаются. Ведется учет календарного времени нахождения их на объектах.

По принадлежности строительные машины делятся на собственные и арендованные.

2.

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов включают затраты, связанные с содержанием и использованием при выполнении строительных работ строительных машин и механизмов. К текущим затратам относятся:

- затраты, связанные с оплатой труда (основная, дополнительная заработная плата, включая надбавки всех видов, премия за производственные результаты) машинистов и других рабочих, занятых управлением, обслуживанием и ремонтом техники;

- стоимость горюче-смазочных материалов, использованных для обеспечения работы техники, ее ремонта и технического обслуживания;

- затраты на ремонт техники;

- арендная плата по арендованной технике;

- амортизационные отчисления по собственной технике.

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов в подрядных организациях, использующих как собственную технику, так и арендованную, следует выделять на счете 25 «Общепроизводственные затраты» два субсчета: 25-1 «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов» и 25-2 «Затраты по эксплуатации арендованных строительных машин и механизмов».

По первому субсчету к счету 25 «Общепроизводственные затраты» учитывают затраты, связанные с содержанием и использованием при выполнении строительных работ собственной строительной техники. В бухгалтерском учете эти затраты отражаются следующими записями:

- затраты, связанные с оплатой труда:

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

- стоимость топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов, использованных для обеспечения работы строительной техники:

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов»

Кредит 10 «Материалы»;

- затраты на ремонт строительной техники:

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 23 «Вспомогательные производства»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- амортизационные отчисления по собственной технике:

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов»

Кредит 02 «Амортизация основных средств».

На счете 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет 25-2 «Затраты по эксплуатации арендованных строительных машин и механизмов» рекомендуется учитывать затраты по арендованной технике. При предъявлении счетов за арендованную строительную технику в бухгалтерском учете подрядной строительной организации будут сделаны следующие записи:

Дебет 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет 25-2 «Затраты по эксплуатации арендованных строительных машин и механизмов»

Дебет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Ежемесячно эти затраты будут списываться на счет 20 «Основное производство» на те объекты, на которых, согласно первичным документам, использовались соответствующие машины и механизмы. При этом в бухгалтерском учете будут составлены записи:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет 25-1 «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов»

Кредит 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет 25-2 «Затраты по эксплуатации арендованных строительных машин и механизмов».

При использовании строительной техники как собственной, так и арендованной в других производствах списание затрат по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов будет осуществляться на счета соответствующих производств. В бухгалтерском учете будут составлены записи:

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет 25-1 «Затраты по содержанию и эксплуатации собственных строительных машин и механизмов»

Кредит 25 «Общепроизводственные затраты» субсчет 25-2 «Затраты по эксплуатации арендованных строительных машин и механизмов».

 

Объектом калькулирования себестоимости работы СММ является единица времени их работы: машино-смена и машино-час.

Сумма фактических затрат по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов, учтенная на счете 25 «Общепроизводственные затраты», ежемесячно списывается на затраты основного производства (объекты строительства) и другие счета потребителей услуг и распределяются по объектам строительства и счетам потребителей исходя из количества машино-смен (машино-часов) работы машин и механизмов на каждом объекте и фактической себестоимости одной машино-смены (машино-часа).

Основанием для распределения затрат по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов служат сменные рапорты. Для ежемесячного списания затрат по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов необходимо определить фактическую себестоимость одной машино-смены. Затем фактическую себестоимость одной машино-смены умножается на количество машино-смен, отработанных каждой машиной на строительном объекте.

ПРИМЕР: Экскаваторы отработали за месяц 150 м/смен, в том числе на объекте «Жилой дом» - 100 м/смен и на объекте «АЗС» - 50 м/смен. Фактические затраты на содержание экскаваторов за отчетный месяц составили 10 500 000 руб.

РАСЧЕТ: 1. Определяется фактическая себестоимость одной м/смены работы экскаваторов = 10 500 000: 150 = 70 000 руб.

2. Определяется сумма затрат, списываемых на каждый объект строительства. Фактическая себестоимость одной м/смены умножается на количество м/смен, отработанных экскаватором на объекте: «Жилой дом» = 70 000* 100 = 7 000 000 руб

«АЗС» - 70 000* 50 = 3 500 000 руб.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.051 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал