Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Изучение нового материала. I. Проверка домашнего задания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Тест в тетради: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию, в тетради написать № вопроса и ответ «да» или «нет»: 1) Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье. 2) В 13 лет поступил в университет. 3) Закончил за 6, 5 лет два факультета. 4) Знал 3 языка: английский, французский, немецкий. 5) Грибоедов — замечательный композитор. 6) Грибоедов — известный дипломат. 7) Участвовал в войне 1812 г. 8) В Персию сослан за участие в восстании декабристов. 9) «Горе от ума» — трагедия, была написана в 1826 г. 10) Был щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией. 11) Гибель его была случайной. 12) Погиб в Тифлисе. 13) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.
II. Изучение нового материала. 1. о композиции комедии. — Проследим, какие из законов классицизма сохранены в пьесе, а какие — нарушены. 1) Правило «трех единств»: — единство времени (1 день); — единство места (дом Фамусова); — единство действия (нет, в пьесе уже не один конфликт). Автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, о свободе и независимости человеческой личности, о признании человека, о долге, о задачах и путях просвещения и воспитания и т. д. 2) В комедии соблюдается композиционный принцип: 4 действия, в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка. 3) Наличие любовного треугольника. 4) Присутствие резонера (Чацкий и Лиза). 5) «Говорящие» фамилии (читаем афишу: Молчалин, Фамусов, Репетилов, Тугоуховские, Хлестова, Скалозуб, Хрюмины).
2. Работа над текстом комедии. Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг. Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную. 1) Чтение 1-го и 2-го явлений I действия.
2) Устный ответ по содержанию прочитанного. — Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях персонажей? Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим? — Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина? — С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, когда появляется Чацкий.) 3) 7-е явление. 4) Устный ответ на вопросы по содержанию 7-го явления. Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты его характера сразу же бросаются в глаза? — Как встречает его Софья? — Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной? — Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему? — Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком? Вывод. Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, и социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного сюжета, он шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
|