Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая и финансовая основа местного самоуправления






Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Реальность и эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.

Европейская Хартия местного самоуправления устанавливает:

- органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики обладать достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

- финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией или законом полномочиям;

- часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

- финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающим при осуществлении компетенции местных органов;

- защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти положения Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего:

- в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст.8);

- в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью;

- в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст.132).

Федеральное законодательство, правовые акты субъектов РФ, а также нормативные акты органов местного самоуправления (уставы, положения о местном самоуправлении) регулируют вопросы экономической и финансовой основы местного самоуправления.

В муниципальной собственности находятся:

1) имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета, местных внебюджетных и валютных фондов; ценные бумаги и другие финансовые активы;

2) муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения;

3) предприятия, имущественные комплексы, учреждения образования, культуры, здравоохранения, а также имущество, необходимое для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории;

4) земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и др.).

Конкретный перечень объектов муниципальной собственности данного самоуправляющегося территориального образования определяется особенностями социально-экономического развития территории, ее размерами и другими факторами.

Финансовые ресурсы местного самоуправления составляют бюджетные и внебюджетные средства, получаемые кредитные ресурсы, валютные средства, а также средства органов территориального общественного самоуправления.

Статья 132 Конституции РФ закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Местные бюджеты должны утверждаться в интересах населения соответствующих территорий. Самостоятельность местного бюджета как части бюджетной системы РФ обеспечивается:

- наличием собственных источников доходов;

- правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

- правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения. Данные средства изъятию не подлежат;

- правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Доходная часть местного бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций, заемных средств.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

а) полностью местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;

б) по установленным нормативам доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал