Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии в Древнем Риме. Цицерон.
Древний мир. Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы " мостиком" между ними и правовой мыслью Западной Европы. Цицерон известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен: триумверат включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона), отсекли голову и правую руку. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах " О государстве" и " О законах" (54 -51 гг до н.э.), " Об обязанностях" и " О старости" (44 г до н.э.). В этом прослеживается аналогия с произведениями Платона " Государство", " Закон". Происхождение государства. Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество. Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности. Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как: * сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; * поддержание должного порядка; * управление присоединенными к государству территориями; * обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей; Правовая теория. Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное. Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: " кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя". Он не писан, и имеет врожденный характер. Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т.к. оно существовало до государства. Под естественным правом он понимал: * не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью; * не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.
|