Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. Идеи ересей.






Идеолог католицизма доминиканский* монах Фома Аквинский (1225 или26 – 1274).

*Целью доминиканского ордера была борьба с ересями. В духе средневековой схоластики Фома Аквинский рассматривает философию как служанку богословия. Он за активное вторжение церкви в философию и науку и против концепции двух истин. Ф. Аквинский широко использовал труды Аристотеля. У Аристотеля Ф. Аквинский взял учение об активной форме, дающей жизнь «пассивной матери». Согласно его учению мир основан на иерархии форм (от бога – чистого разума – к духовному и, наконец – к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По принципу подчинения низших форм высшим организовано общество; подданные подчиняются царям и другим святителям, рабы – господам.

Большое место в политико-правовой доктрине В. Аквинского занимает учение о законах, их видах и соподчиненности.

Взяв у Аристотеля деление законов на естественные и положительные (писанные), Ф.Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяющие порядок общественной жизни) и божественные. Из сочетания этих двух классификаций выводит четыре вида законов:

1)Вечный (божественный, естественный) - этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Божественный разум управляющий миром.

2) Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом (стремление к самосохранению, продолжению рода).

3) Человеческий – действовавшее правило, рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление его принуждением и санкцией.

4) Божественный – относил Библию.

Большое внимание Ф.Аквинский уделял обоснованию сословного неравенства. Согласно божественному и естественному законам низшее сословия должны повиноваться высшим. Главным средством борьбы против ересей Ф.Аквинский называл физическое уничтожение еретиков. Еретическому учению о двух богах, один из которых создавал мир зла, богатства и порабощения Ф.Аквинский противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе. Именно козни дьявола по учению церкви являются источником ересей, смут и несогласий.

Учение Ф.Аквинского о государственной власти давало тонкое обоснование теократическим теориям. В духе средневековой схоластики Ф. Аквинский различает 3 элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование.

Сущность власти, т.е. порядок управления (господства и подчинения), установлен Богом.

Воспроизведя аристократическую классификацию форм государства (монархия, аристократия, полития, тирания, олигархия, демократия) Ф.Аквинский придает значение некоторым из этих форм. Основным признаком государственной власти является право издания законов. Ф. Аквинского интересуют общие отличия республик от монархий.

Монархия – типичная форма феодального правления. Он против разнообразия, он за единство: в мире царствует один бог, в теле одно сердце; в душе – разум, у пчел – царица.

Монархия – наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Наилучшим образом управляется то множество, которое управляется одним. Республику Ф. Аквинский считает государством, раздираемым беспорядком, борьбой партий и группировок, пролагающих путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, против вырождения царя в тиран могут быть приняты меры - религиозно –нравственное воздействие церкви на монарха (Обещание ему наивысшей награды от бога). Либо существовала возможность сместить тирана «по всеобщему решению», когда подданные освобождались от обязанности повиноваться.

Этику и политику Аристотеля Ф.Аквинский истолковал в духе каталитического богословия и схоластики. Традиционные для этики Др.Греции добродетели мудрость, мужество, умеренность, справедливость Ф.Аквинский дополнял богословскими добродетелями «веры, надежды, любви».

Ф.Аквинский был провозглашен «святым». Специальной энцикликой папы римского в 1879г. учение В. Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) " чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть " чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал