![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы социологии права
Методы социологии права – это конкретные подходы, приемы, способы и инстру- менты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функ- ционирования, изменения и взаимодействия общества и права. В социологии права наиболее часто используются следующие методы: 1) метод наблюдения. Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают: а) невключенное наблюдение – исследователь не принимает участия в событиях; б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контак- тирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследу- емую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях; 2) опрос – представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объ- екте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) соци- ально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследователь- ской целью вопросы. Разновидности опроса: а) анкетирование – письменная форма опроса, в которой используется готовый вопрос- ник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту); б) интервью – это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом; в) экспертный опрос – опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области; г) сплошной опрос – опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе; д) выборочный опрос – это опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов; 3) анализ документов – это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологи- ческой информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения опре- деленных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные доку- менты, кино-, видео– и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.). Предмет социологии права – нормативные правовые акты органов государства, дого- воры, заключенные между сторонами, и т. д. Основные типы анализа документов: а) традиционный (качественный) анализ – рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ; б) количественный (контент-анализ) анализ – выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов; 4) эксперимент. Социологический эксперимент – один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции соци- альных групп в определенных ситуациях. В. В. Романов, Р. Л. Медников, А. В. Мякотина. «Социология права» Структура эксперимента: а) субъект исследования (экспериментатор); б) объект эксперимента – социальная общность или группа с присущими ей субъектив- ными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия; в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) – не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специ- альные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности иссле- дуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.); г) экспериментальная ситуация – создается для исследования объекта.
|