Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции (Э. Дюркгейм, Р. Мертон)






Во все времена и во всех обществах были и будут возникать ситуации, в которых пове-

дение человека выходит за пределы, которые обозначены нормами. Когда индивид ведет себя

в соответствии с установленными обществом нормами, такое поведение называют конформ-

ным, или конформностью. Как правило, большинство людей ведет себя конформно, но есть

и исключения – девиантное поведение – явное отклонение от установленных норм. Обще-

ство относится к такому поведению предосудительно, считает его недопустимым. Девиант-

ным считается только то, что отрицательно оценивается обществом. Исходя из этого, можно

сделать вывод, что это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведе-

ния различными социальными группами.

Проанализировав исторический опыт, можно сделать вывод, что одни и те же действия

в одних культурах находят одобрение, а в других признаны недопустимы. Поэтому отнесе-

ние поведения к девиантному во многом зависит от времени, места и группы людей.

Большое значение при определении, кто и почему считается нарушителем, зависит от

субъекта, дающего определение поведению и обладающего достаточной властью, позволя-

ющей такое определение закрепить.

Нормы можно себе представить не в виде фиксированной точки или прямой линии, а

как определенную зону. Общество может прощать те варианты поведения, которые отлича-

ются от нормального поведения, при условии, что они не выходят за рамки допустимого.

В общем, ни один стиль поведения не является девиантным сам по себе; девиантность

составляет предмет социальных определений, поскольку одно и то же поведение может рас-

сматриваться одной группой как отклонение, а другой – как норма.

Однако девиантное поведение имеет также положительные последствия для социаль-

ной жизни. Девиантное поведение – это сложный процесс, происходящий в общественной

жизни и имеющий цель уничтожить преграду, стоящую на пути достижения поставленных

целей.

Среди разнообразия видов девиантного поведения можно выделить девиацию

деструктивной направленности, под которой подразумеваются такие действия человека,

которые кардинально отличаются от общепринятых в обществе социокультурных ожиданий

и норм.

Также, кроме отрицательной девиации, можно выделить созидательную девиацию,

которая отклоняется от общепринятого поведения в положительную сторону и носит соци-

ально значимый характер, поскольку является наиболее прогрессивным вектором эволюци-

онного развития общества. Но с течением времени границы, разделяющие позитивную и

негативную форму девиантного поведения, могут кардинальным образом меняться.

В науке выработаны концепции, которые рассматривают проблему девиации. К ним

относятся:

1) теория конфликта;

2) стигматизация;

3) культурный перенос;

4) аномия.

Основоположником теории аномии был Эмиль Дюркгейм, который утверждал,

что девиантное поведение необходимо для нормального функционирования общества,

поскольку наказание девианта создает границы, нарушение которых признается недопу-

стимым, и побуждает людей выражать свое отношение к необходимости существования__

порядка в обществе. Э. Дюркгейм сформулировал понятие «аномии», которое означает

состояние общества, в котором происходит разложение системы ценностей из-за кри-

зиса всего общества, его социальных институтов, противоречия между провозглашенными

целями и невозможности их реализации для большинства. В такое время наблюдается повы-

шение числа ситуаций, в которых выражается девиантное поведение.

Американский социолог Роберт Мертон использовал понятие аномии и социальной

солидарности для раскрытия социальной действительности, присущей США в годы его

жизни. Он пытался обратить внимание на тот факт, что культурно признанной целью стало

достижение жизненного успеха, который заключается в накоплении как можно большего

числа материальных благ. Особое внимание в своих работах он уделял тому факту, что в сло-

жившейся ситуации только хорошее образование и высокооплачиваемая работа рассматри-

ваются как положительные достижения, а все остальное перестает иметь значение. Р. Мер-

тон выделял 5 основных реакций общества при адаптации к аномии:

1) конформность – заключается в принятии обществом и целей, которые направ-

лены на достижение материального успеха, и средств достижения этих целей. Стабильность

общества возможна только при наличии данного вида поведения;

2) инновация – проявляется в том, что люди строго соблюдают культурно установ-

ленные цели, но при этом не поддерживают те средства, с помощью которых достигаются

поставленные цели, несмотря на то, что они одобрены обществом;

3) ритуализм – люди отвергают культурные цели или принижают их значимость, но

при этом инстинктивно пользуются одобренными обществом средствами достижения таких

целей;

4) ретритизм – проявляется в отвержении индивидами как целей, так средств их дости-

жения, но при этом ничего не предлагается взамен, тем самым создается вакуум, вредный

для общества;

5) бунт – проявляется в выдвижении новых норм и яростном отрицании культурных

целей общества и средств их достижения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал