![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СССР в 30-е годы
Вопросы для обсуждения 1. Административно-командная система управления экономикой и первые советские пятилетки. 2. Развитие промышленности и специфика индустриализации в Советском Союзе. 3. «Великий перелом» в деревне. Политика коллективизации и ее последствия. 4. Социальная политика советской власти в 30-е годы и изменение социальной структуры общества.
Методические рекомендации Чтобы решить задачи, поставленные в данном занятии, необходимо объяснить истоки административно-командного управления экономикой, вспомнить другие рычаги руководства экономикой, понять, почему власть отказалась от их использования. Далее дать оценку планового ведения экономики, вспомнить доктринальные основы плановой экономики, а затем изучить историю формирования первой советской пятилетки. Содержание плана надо сравнить с ходом его реализации, определить характерные черты плановой экономики и историю осуществления 2-й и 3-й пятилеток. Второй вопрос должен содержать материал о причинах проведения и важности индустриализации в России. Далее надо изложить суть споров внутри партийного руководства вокруг индустриализации Раскрывая истоки коллективизации как часть сталинской экономической политики, надо показать социальное, экономическое и политическое содержание «великого перелома» конца 20-х гг. Надо четко себе представлять реальное, декларируемое начало сплошной коллективизации, раскрывая ее экономическую несостоятельность, социальную трагичность. Необходимо аргументированно раскрыть последствия коллективизации для экономического и социального развития Советского общества. Наконец, следует изучить социальную политику государства и оценить образ жизни и уровень жизни советского человека в 30-е годы, материальные условия его существования, повседневность советского общества и пафос официальной политики. Важной составляющей этого вопроса является анализ социальной структуры СССР в 30-е гг. Следует дать развернутые характеристики рабочему классу, советской интеллигенции, работникам сельского хозяйства, советской властной элите и выявить изменения в социальном строении общества под воздействием экономических и политических факторов. Необходимо знание терминов: административно-командная система, планирование, прогнозирование, индустриализация, коллективизация, кооперация, промышленная революция, колхоз, кооператив, тоз, коммуна, раскулачивание, кулак.
|