Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Первый вопрос семинара предполагает прямое включение студентов в дискуссию о причинах Октябрьского переворота






Первый вопрос семинара предполагает прямое включение студентов в дискуссию о причинах Октябрьского переворота, поэтому требует пристального изучения истории большевистской партии, особенно с августа по октябрь.

Необходимо знать решения VI съезда РСДРП(б), социальные и численные изменения в рядах партии, споры и разногласия большевистских вождей. Одна из задач дискуссии – понять причины роста авторитета большевиков среди различных социальных групп, сделать осознанный выбор позиции в отношении характера переворота, его легитимности и демократичности.

Во втором вопросе следует проследить на основе документальных источников процесс становления новой формы власти и системы управления, особо выделив меры экономического характера во всех отраслях: банковско-финансовой системе, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. Во время обсуждения этих проблем надо понять, в какой степени это соответствовало практическим потребностям, а в какой – теоретическим построениям.

Говоря о политических мероприятиях новой власти, необходимо показать эту систему власти на примере всех ее органов, отношение к различным классам, партиям, общественным организациям. Особо следует остановиться на вопросе об Учредительном собрании, наконец, надо раскрыть первые шаги Советов в международной политике, в частности Брестский мир и Декрет о мире, разъяснив, что здесь от прагматизма, а что от утопии.

При подготовке к семинару обратите внимание на такие понятия, как: верхушечный переворот, революция, реформа, а также управление, органы власти, система власти, парламентаризм, диктатура, демократия, легитимность.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

2. Декреты советской власти. М. 1957.

3. Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн. собр. соч. – Т.31.

4. Ленин В.И. Марксизм и восстание // Там же.

5. Ленин В.И. Кризис назрел // Там же.

6. Ленин В.И. Советы постороннего // Там же.

7. Плеханов Г.В. Открытое письмо к петроградским рабочим // Вопросы истории. – 1989. – № 12.

8. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. – М., 1990.

9. Октябрьская революция: мемуары. – М., 1990.

10.Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. – М., 1997.

11.Национализация промышленности в СССР: Сб. док. – М., 1954.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булдаков В.П. На повороте // История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

2. Он же. Октябрьская революция как социокультурный феномен // Россия в ХХ веке: историки мира спорят. – М., 1994.

3. Бурганов А.Х. Была ли возможность создания демократического правительства после Октябрьской революции? // Отечественная история. – 1993. – № 5.

4. Волобуев П.В. Выбор пути общественного развития. – М., 1987.

5. Волобуев П.В. Октябрьская революция: путь к демократии или диктатуре // Там же.

6. Гимпельсон Е.Г. Великий Октябрь и становление советской системы управления народным хозяйством. – М., 1977.

7. Леонов С.В. Советская государственность: замыслы и действительность // Вопросы истории. – 1990. – № 12.

8. Малиа М. В поисках истинного Октября // Отечественная история. – 1994. – № 2.

9. Октябрь 1917 г.: величайшее событие ХХ века или социальная катастрофа. – М., 1991.

10. Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник? – М., 1992.

11. Первое советское правительство: октябрь 1917 – июль 1918 гг. – М., 1991.

12. Шистер Е.А. Была ли альтернатива вооруженному восстанию // История СССР. – 1990. – № 10.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал