Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция Ботсваны 4 страница
(b) разработку инструкций и указаний Секретарю Комиссии, назначенному согласно статье 66, относительно выполнения его функций в соответствии с избирательным правом, определенным Актом Парламента; (c) обеспечение проведения эффективных, законных, свободных и справедливых выборов; и (d) выполнение других функций, определенных Актом Парламента. (13) После окончания выборов, которые проводила Комиссия, она должна подать отчет о выполнении своих функций согласно предшествующим положениям настоящей статьи Министру, который на тот момент отвечает за вопросы, связанные с выборами, и этот Министр должен, не позднее семи дней после первого заседания Национальной Ассамблеи, представить этот отчет перед Национальной Ассамблеей.
66. Назначение Секретаря Независимой Избирательной Комиссии 18 1997г., ст. 3. (1) Должен быть Секретарь Независимой Избирательной Комиссии, на которого ссылается статья 65А (в настоящей статье упоминается как “Секретарь”). (2) Секретарь должен назначаться Президентом. (3) Функции Секретаря, согласно указаниям и инструкциям Независимой Избирательной Комиссии, должны включать общий надзор за регистрацией избирателей на выборы— (a) Выборных Членов Национальной Ассамблеи; и (b) Членов любого местного органа власти, и за проведением таких выборов. (4) Лицо не может быть назначено Секретарем Независимой Избирательной Комиссии, если— (a) он не является гражданином Ботсваны; (b) он был объявлен несостоятельным должником или в судебном или другом порядке был признан банкротом согласно закону, действующему в то время в Ботсване, и не был освобожден от обязательств или не пришел к компромиссу со своими кредиторами и не оплатил полностью свои долги; или (c) он совершил в любой стране преступление, связанное с мошенничеством. (5) Лицо не должно приступать к выполнению обязанностей должности Секретаря до момента принесения присяги верности и любой другой присяги для должного выполнения своих обязанностей, определенной Актом Парламента. (6) В целях выполнения своих функций согласно подпункту (3) настоящей статьи, Секретарь может давать такие указания, которые он считает нужными и целесообразными, должностным лицам, отвечающим за регистрацию избирателей, подсчет голосов и контроль над проведением выборов, в выполнении этими лицами своих функций согласно закону о регистрации избирателей и проведении выборов, и любое должностное лицо, получившее указания согласно настоящему подпункту, должно их выполнять. (7) Согласно положениям настоящей статьи, лицо, занимающее должность Секретаря, должно освободить её по достижению возраста 65 лет или любого другого возраста, определенного Актом Парламента. (8) Лицо, занимающее должность Секретаря, может быть смещено с этой должности только в виду неспособности выполнять свои функции (либо из-за физического или психического недуга, либо по другим причинам) или из-за неправомерного поведения, и должно смещаться с должности только в соответствии с положениями настоящей статьи. (9) Если Президент считает, что необходимо расследовать вопрос смещения с должности Секретаря, тогда— (a) он должен назначить судейскую коллегию, состоящую из Председателя и еще не менее, чем двух членов, которые занимают или занимали высокие судебные должности; (b) судейская коллегия должна провести расследование и отчитаться о выявленных фактах перед Президентом, а дать рекомендацию Президенту, нужно ли смещать Секретаря с должности согласно настоящей статье из-за неспособности выполнять свои функции или из-за неправомерного поведения. (10) Если судейская коллегия, назначенная согласно подпункту (9), дает Президенту рекомендацию, что Секретарь должен быть смещен с должности из-за неспособности выполнять свои функции или из-за неправомерного поведения, Президент должен сместить его с должности. (11) Если вопрос о смещении с должности Секретаря передали в судейскую коллегию согласно подпункту (9) настоящей статьи, Президент может отстранить его от выполнения своих функций, а также может в любое время отменить такое отстранение, и оно должно прекратиться, если судейская коллегия дает Президенту рекомендацию не смещать с должности Секретаря. 67. Право участвовать в голосовании (1) Лицо, которое— (a) является гражданином Ботсваны или любой другой страны, к которой применяется данная статья Парламентом; 18 1997г., ст. 4(a). (b) достиг возраста 18 лет; и (c) постоянно находился на территории Ботсваны непрерывно на протяжении не менее 12 месяцев непосредственно перед датой подачи им заявки на регистрацию в качестве избирателя либо родился или постоянно поживал в Ботсване на момент подачи им заявки на регистрацию в качестве избирателя, должен, если он не лишен права зарегистрироваться в качестве избирателя согласно закону, иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя для участия в выборах Выборных Членов Национальной Ассамблеи, при подаче им заявки на регистрацию в такое время и в порядке, предусмотренном законом, и никакое другое лицо не может быть так зарегистрировано. (2) Лицо, которое постоянно не находилось на территории Ботсваны в течение периода, указанного в параграфе (c) подпункта (1) настоящей статьи, но на протяжении всего периода поддерживало своё место жительства (или при наличии нескольких резиденций, основное место жительства) в Ботсване и отсутствовало только по временным причинам, в рамках значения параграфа (с) должно считаться проживающим на территории Ботсваны во время такого отсутствия. (3) Лицо должно иметь право зарегистрироваться, как избиратель— (a) в избирательном округе, в котором находится место его проживания, или, если у него более, чем одна резиденция, в избирательном округе, в котором находится место его основного проживания; или 18 1997г., ст. 4(b). (b) в случае, если лицо не имеет места проживания в Ботсване, но может зарегистрироваться лично, то в избирательном округе, в котором было его последнее место проживания или в котором он родился; или 18 1997г., ст. 4(b). (c) в случае, если лицо не проживает в Ботсване и не может зарегистрироваться лично, в месте, определенном Парламентом, и регистрация в этом месте должна рассматриваться, как регистрация в избирательном округе, в котором он последний раз проживал или в котором он родился в Ботсване. (4) Лицо может зарегистрироваться только в одном избирательном округе. (5) Каждое лицо, зарегистрированное в любом избирательном округе в качестве избирателя на выборах Выборных Членов Национальной Ассамблеи, если только Парламент не лишил его права принимать участие в голосовании на таких выборах на основании совершения им преступления, связанного с выборами, или на основании признания его виновным в совершении такого преступления судом, рассматривающим ходатайства о расследовании действительности выборов, или на основании его тюремного заключения в момент выборов, имеет право голосовать в этом избирательном округе в соответствии с положениями закона; никакое другое лицо не может так голосовать. 68. Срок полномочий Членов (1) Должность Выборного Члена или Специально Избранных Членов Национальной Ассамблеи должна стать вакантной— (a) при роспуске Парламента; (b) если он отсутствует на заседаниях Ассамблеи на протяжении периода и при обстоятельствах, определенных правилами проведения заседаний Ассамблеи; (c) согласно положениям подпунктов (2) и (3) данной статьи, если возникли обстоятельства, при которых, если бы он не был Членом Ассамблеи, он не смог бы участвовать в выборах в Ассамблею. (2) Если обстоятельства, на которые ссылается параграф (с) предыдущего подпункта, возникают в отношении Члена Ассамблеи в силу того, что он был признан невменяемым, объявлен душевнобольным, приговорен к смертной казни или тюремному заключению, или совершил преступление, связанное с выборами, Член может оспорить решение (либо с разрешения суда или другого органа власти, либо без этого разрешения), он должен немедленно прекратить выполнение функций Члена Ассамблеи, но, согласно следующему подпункту, не должен освобождать свою должность до истечение периода 30 дней после этого: При этом Спикер, по просьбе Члена, может время от времени продлевать этот период на следующие 30 дней, чтобы этот Член мог опротестовать решение, тем не менее, продление сроков, превышающее в общем 150 дней, может осуществляться только с одобрения Ассамблеи путем подписания резолюции. (3) Если после вынесения решения по апелляции такие обстоятельства продолжают существовать и Член Ассамблеи не может подать больше никакую апелляцию, либо по причине истечения времени для подачи апелляции или заявления, либо по причине отказа в разрешении на подачу апелляции или по другой причине, он должен немедленно освободить свою должность. (4) Если до того времени, как Член Ассамблеи освобождает свою должность, вышеупомянутые обстоятельства прекращают существовать, его место не должно стать вакантным по причине наступления этих обстоятельств, и он может продолжать выполнять функции в качестве Члена Ассамблеи. 69. Решение вопросов относительно членства в Национальной Ассамблеи (1) Высокий Суд имеет юрисдикцию рассматривать и выносить решения по любым вопросам, если— (a) любое лицо в законном порядке было избрано Выборным Членом Национальной Ассамблеи или место этого Члена стало вакантным; (b) любое лицо в законном порядке было избрано Спикером Ассамблеи или, после его избрания, освободил должность Спикера. (2) Любой вопрос относительно законного избрания любого лица в качестве Специально Избранного Члена Национальной Ассамблеи или освобождения должности такого Члена должен решаться Спикером. (3) Парламент может устанавливать положения относительно— (a) лиц, которые могут обращаться в Высокий Суд для решения любых вопросов согласно настоящей статье; (b) условия и порядок подачи таких обращений; и (c) полномочий, практики и процедуры Высокого Суда относительно таких обращений. 70. Секретарь Ассамблеи (1) Должен быть Секретарь Ассамблеи и Помощник Секретаря Национальной Ассамблеи, и их должности должны быть должностями государственной службы. (2) Должны быть другие должностные лица в департаменте Секретаря Ассамблеи, определенные резолюцией Национальной Ассамблеи, и такие должности должны быть должностями государственной службы. ЧАСТЬ II Общие положения относительно Порядка Заседаний Национальной Ассамблеи (ст. 71-76) 71. Присяги Спикера и Членов Спикер и каждый Член Национальной Ассамблеи до вступления в свою должность должен принять перед Ассамблеей присягу верности. 72. Председательствование в Ассамблее На каждом заседании Национальной Ассамблеи должен председательствовать— (a) Спикер; (b) в отсутствие Спикера, Заместитель Спикера; или (c) в отсутствие Спикера и Заместителя Спикера, Член Ассамблеи, которого выбирает Ассамблея на своем заседании (не занимающий должности Президента, Вице Президента, Министра или Заместителя Министра). 73. Кворум в Ассамблее 1 1999г., ст. 2(a) и (b). Если любой Член Национальной Ассамблеи подает возражение, что на заседании (за исключением председательствующего лица) присутствует менее одной трети Членов Ассамблеи, и председательствующее лицо через время, определенное в правилах проведения заседаний, убеждается в том, что количество присутствующих Членов менее одной трети, то он должен перенести заседание Ассамблеи. 74. Голосование в Ассамблее (1) Если в настоящей Конституции не установлено иное, любой вопрос, выдвинутый для рассмотрения Национальной Ассамблеей, должен решаться большинством голосов присутствующих и голосующих Членов. (2) Генеральный Прокурор не имеет права голоса. (3) Лицо, председательствующее в Национальной Ассамблее, не имеет ни первоначального голоса, ни решающего голоса, и если по предложению, находящему на рассмотрении Национальной Ассамблеи, голоса разделились поровну, вопрос снимается с обсуждения. 75. Лица, не имеющие право участвовать в заседании или голосовании Любое лицо, которое участвует в заседании и голосовании Национальной Ассамблеи и при этом знает, что есть веские основания, что он не имеет право так делать, подлежит наложению на него штрафа в размере, не превышающем 50 пул или другую сумму, определенную Парламентом, за каждый день, в течение которого он участвует в заседании и голосовании Ассамблеи, и этот штраф может быть получен в судебном порядке в Высоком Суде по настоянию Генерального Прокурора. Регулирование порядка заседаний в Ассамблее (1) Согласно положениям настоящей Конституции, Национальная Ассамблея может регулировать порядок своих заседаний. (2) Национальная Ассамблея может осуществлять свою деятельность, несмотря на отсутствие какого-либо из его членов (включая любую незаполненную вакансию на первом заседании Ассамблеи после её роспуска), заседания не должны признаваться незаконными в случае присутствия или участия в них любого лица, которое не уполномочено присутствовать или участвовать в этих заседаниях. ЧАСТЬ III Палата Вождей (ст. 77-85) 77. Состав Палаты Вождей (1) Должна быть Палата Вождей в Ботсване. (2) Палата Вождей должна состоять из— (a) восьми Членов в силу занимаемой должности; (b) четырех Выборных Членов; и (c) трех Специально Избранных Членов. 78. Члены Палаты Вождей в силу занимаемой должности Членами Палаты Вождей в силу занимаемой должности должны быть лица, выполняющие функции Вождя одного из племен Бакгатла, Баквена, Бамалете, Бамангвато, Бангвакеце, Баролонг, Батавана и Батлоква соответственно.
79. Выборные и Специально Избранные Члены Палаты Вождей (1) Выборные Члены Палаты Вождей должны избираться из собственного числа лицами, на этот момент выполняющими функции Заместителя Вождя в регионах Чоби, Ганзи, Кгалагади и Северо-восточном регионе соответственно. (2) Специально Избранные Члены Палаты Вождей должны избираться Выборными Членами и Членами Палаты Вождей в силу занимаемой должности, в соответствии с положениями настоящей Конституции, из лиц, которые на данный момент или на протяжении последних пяти лет активно не участвует в политической деятельности. (3) Считается, что лицо на данный момент или на протяжении последних пяти лет активно участвует в политической деятельности в рамках значения подпункта (2) данной статьи при любых обстоятельствах, при которых считалось бы, что он на данный момент или ранее был вовлечен в эту деятельность в рамках значения статьи 64(4)(b) настоящей Конституции. (4) Согласно положениям подпунктов (5) и (6) настоящей статьи, лицо имеет право быть избранным, как Специально Избранный Члены Палаты Вождей, если он— (a) является гражданином Ботсваны; (b) достиг возраста 21 года; (c) может говорить и, если только он не ограничен в способностях из-за слепоты или другого физического недостатка, читать на английском языке достаточно свободно, чтобы участвовать в заседаниях Палаты; и (d) он соответствует требованиям для регистрации в качестве участника голосования в выборах Выборных Членов Национальной Ассамблеи и, следовательно, зарегистрирован, как участник голосования. (5) Никто не может иметь право быть избранным в качестве Специально Избранного Члена Палаты Вождей, кто— (a) своими действиями подтвердил свою верность, подчинение или присоединение к любому иностранному государству; (b) объявлен несостоятельным должником или в судебном или другом порядке был признан банкротом согласно закону, действующему в то время в Ботсване, и не был освобожден от обязательств или не пришел к компромиссу со своими кредиторами и не оплатил полностью свои долги; (c) признан невменяемым или в судебном или другом порядке объявлен душевнобольным согласно закону, действующему в то время в Ботсване; (d) с учетом исключений, определенных Парламентом, занимает любую государственную должность или работает в любой государственной службе по контракту сроком свыше шести месяцев; (e) судом приговорен к смерти в любой части Государства, или приговорен к заключению свыше шести месяцев, или компетентный орган власти заменил его заключение на другое наказание, определенное для него этим судом; (f) занимает любую должность, чьи функции включают ответственность за проведение или связаны с проведением любых выборов в Ассамблею, или включают составление или пересмотр списков избирателей для таких выборов; или (g) лишен права участвовать в выборах в Национальную Ассамблею в силу положения, принятого вследствие статьи 62(2) настоящей Конституции. (6) В рамках значения настоящей статьи два и более срока заключения, которые необходимо отбыть последовательно, должны рассматриваться, как один срок заключения на общий период этих сроков, и в расчет не надо принимать срок заключения, определенный, в качестве альтернативы или в случае невыплаты штрафа. 80. Присяга верности Каждый Член Палаты Вождей до вступления в свою должность должен принять перед Палатой Вождей присягу верности. 81. Секретарь Палаты Вождей Должен быть Секретарь Палаты Вождей, чья должность является должностью государственной службы. 82. Срок полномочий Выборных Членов и Специально Избранных Членов (1) Выборный Член Палаты Вождей должен освободить свою должность в Палате— (a) при роспуске Парламента; или (b) если он прекращает быть лицом, которое выполняет функции Заместителя Вождя в регионе, от которого он был избран. (2) Специально Избранный Член должен освободить свою должность в Палате— (a) при роспуске Парламента; (b) если он отсутствует на заседаниях Палаты на протяжении периода и при обстоятельствах, определенных правилами проведения заседаний Палаты; или (c) согласно положениям подпункта (3) данной статьи, если возникли обстоятельства, при которых, если бы он не был Специально Избранным Членом Палаты, он не смог бы участвовать в выборах в Палату. (3) Если обстоятельства, на которые ссылается параграф (с) предыдущего подпункта, возникают в отношении Члена Палаты в силу того, что он был признан невменяемым, объявлен душевнобольным, приговорен к смертной казни или тюремному заключению, или совершил преступление, связанное с выборами, Член может оспорить решение (либо с разрешения суда или другого органа власти, либо без этого разрешения), он должен немедленно прекратить выполнение функций Члена Палаты, но, согласно следующему подпункту, не должен освобождать свою должность до истечение периода 30 дней после этого: При этом Председатель Палаты, по просьбе Члена, может время от времени продлевать этот период на следующие 30 дней, чтобы этот Член мог опротестовать решение, тем не менее, продление сроков, превышающее в общем 150 дней, может осуществляться только с одобрения Палаты путем подписания резолюции. (4) Если после вынесения решения по апелляции такие обстоятельства продолжают существовать и Член Палаты не может подать больше никакую апелляцию, либо по причине истечения времени для подачи апелляции или заявления, либо по причине отказа в разрешении на подачу апелляции или по другой причине, он должен немедленно освободить свою должность. (5) Если до того времени, как Член Палаты освобождает свою должность, вышеупомянутые обстоятельства прекращают существовать, его место не должно стать вакантным по причине наступления этих обстоятельств, и он может продолжать выполнять функции в качестве Члена Палаты. 83. Правила Проведения Заседаний Палаты Вождей Согласно положениям настоящей Конституции, Палата Вождей может, при одобрении Президентом, разработать свои правила процедуры и, в частности, без ограничения общего смысла вышеизложенного, разработать нормы по одному или нескольким из следующих вопросов— (a) назначение или выборы и срок полномочий Председателя Палаты; (b) время и место проведения заседаний Палаты; (c) порядок, согласно которому учитываются мнение Палаты и, при необходимости, сообщается Министру, Национальной Ассамблее или другому лицу или органу власти; (d) регулирование и правильное проведение заседаний Палаты; (e) порядок выборов Выборных Членов и Специально Избранных Членов Палаты.
84. Палата Вождей может осуществлять свою деятельность, несмотря на отсутствие какого-либо из её членов Палата Вождей не должна лишаться права осуществлять свою деятельность по причине отсутствия какого-либо из его членов, включая любую незаполненную вакансию на первом заседании Палаты; и заседания Палаты не должны признаваться незаконными в случае присутствия или участия в них любого лица, которое не уполномочено присутствовать или участвовать в этих заседаниях. 85. Функции Палаты Вождей (1) Палата Вождей должна обсуждать копию любого Законопроекта, который был представлен ей согласно положениям статьи 88(2) настоящей Конституции, и Палата имеет право подать резолюцию по нему в Национальную Ассамблею. (2) Любую резолюцию, поданную в Национальную Ассамблею в соответствии с последним предшествующим подпунктом, Секретарь Ассамблеи должен немедленно вынести на рассмотрение Ассамблеи. (3) Любой Министр, ответственный за Законопроект, на который ссылается подпункт (1) данной статьи, или его представитель, может присутствовать на заседании Палаты при обсуждении этого Законопроекта. (4) Любой Министр может консультировать Палату Вождей по вопросам, по которым он хочет получить мнение палаты, и с этой целью Министр или его представитель может присутствовать на заседании Палаты. (5) Палата Вождей имеет право обсуждать любой вопрос в пределах исполнительной и законодательной власти Ботсваны, по которому она считает целесообразным принимать во внимание интересы племен или организаций племен, которые она представляет, и делать заявление об этом перед Президентом или Национальной Ассамблеей. (6) Лицо, присутствующее на заседании Палаты Вождей согласно положениям подпункта (3) или (4) настоящей статьи, должно иметь право участвовать в заседаниях Палаты относительно вопроса, ради которого он пришел, в таком порядке, как если бы он был Членом Палаты: При этом он не должен иметь право голоса в Палате. ЧАСТЬ IV Полномочия Парламента (ст. 86-89) 86. Законодательные полномочия Согласно положениям настоящей Конституции, Парламент может принимать законы ради мира, правопорядка и правильного управления в Ботсване. 87. Порядок осуществления законодательных полномочий (1) Согласно положениям статьи 89(4) настоящей Конституции, полномочие Парламента разрабатывать законы осуществляется путем принятия Национальной Ассамблеей Законопроектов, после обращения в Палату Вождей в случаях, указанных в статье 88(2) настоящей Конституции, и путем получения согласия Президента. (2) Если Законопроект передан Президенту для одобрения, он должен либо одобрить его, либо воздержаться от одобрения. (3) Если Президент воздержался от одобрения Законопроекта, Законопроект возвращается в Национальную Ассамблею. (4) В случае, если Президент воздержался от одобрения Законопроекта, и Ассамблея в течение шести месяцев после его возврата принимает решение, что Законопроект опять надо представить Президенту на одобрение, Президент должен одобрить Законопроект в течение 21 дня после его повторного представления, если он только ранее не распускает Парламент. (5) Когда должным образом принятый и представленный на одобрение Законопроект получает одобрение в соответствии с положениями настоящей Конституции, он должен стать законом, и Президент должен опубликовать его в Официальном Издании в качестве закона. (6) Ни один закон, разработанный Парламентом, не должен вступать в силу до момента его опубликования в Официальном Издании, но Парламент может отложить вступление в силу любого закона и может принимать законы задним числом. (7) Все законы, разработанные Парламентом, должны называться «Акты», и словами вступления в силу должны быть «принятый Парламентом Ботсваны». 88. Внесение на рассмотрение Законопроектов (1) За исключением, как по рекомендации Президента, чья рекомендация может быть выражена Вице Президентом или Министром, Национальная Ассамблея не должна— (a) начинать обсуждения по любому Законопроекту (включая изменения Законопроекта), который, по мнению председательствующего лица, устанавливает положения в целях— (i) введения или изменения налогообложения не в сторону сокращения налогов; (ii) наложения любых выплат из доходов и других средств Ботсваны или изменения таких отчислений не в сторону уменьшения; (iii) платежа, эмиссии или снятия с любого государственного фонда Ботсваны любых сумм, не полученных ранее, или увеличения такого платежа, эмиссии или отчисления; или (iv) урегулирования или списания любого долга Правительства Ботсваны; (b) начинать обсуждения по любому предложению (включая изменения предложения), действием которого, по мнению председательствующего лица, будет установление положений в вышеуказанных целях. (2) Национальная Ассамблея не должна начинать обсуждения по любому Законопроекту (включая изменения Законопроекта), который, по мнению председательствующего лица, в случае его принятия, может изменить положения настоящей Конституции или повлиять на— (a) назначение, признание, отмену власти Вождей, Заместителей Вождей или Глав; (b) организацию, полномочия и управление местными судами; (c) обычное право, или установление и регистрацию обычного права; или (d) организацию или собственность племен, кроме случаев, когда— (i) копия Законопроекта была передана в Палату Вождей после её представление в Национальной Ассамблее; и (ii) период 30 дней прошел со дня, когда копия Законопроекта была передана в Палату Вождей.
89. Изменений Конституции (1) Согласно положениям настоящей статьи Парламент может изменять настоящую Конституцию. (2) Законопроект Акта Парламента согласно настоящей статье не должен передаваться на рассмотрение Национальной Ассамблеей, если только текст Законопроекта не был опубликован в Официальном Издании не позднее, чем за 30 дней до такого его представления. (3) Если изменяются любые положения— (a) Раздела II; статей с 30 по 44 включительно, с 47 по 51 включительно, и 56; статей с 77 по 79 включительно и статьи 85; Раздела VII; или статей с 117 по 120 включительно и статьи 127 в её применении относительно любых положений, указанных в данном параграфе; (b) статей 57, с 63 по 66 включительно, с 86 по 89 включительно, 90(2) и (3), 91(2), (3), (4) и (5), а также 92; Раздела VI; и статьи 127 в её применении относительно любых положений, указанных в данном параграфе, Законопроект Акта Парламента согласно настоящей статье не должен быть принят Национальной Ассамблеей кроме случаев, когда— (i) окончательное голосование по Законопроекту в Ассамблее проходит не ранее, чем через три месяца после предыдущего голосования по нему в Ассамблее; и (ii) в таком окончательном голосовании Законопроект поддержали большинством в две трети голосов всех Членов Ассамблеи. (4) Если изменяются любые положения, указанные в подпункте (3)(b) данной статьи, никакой Законопроект не должен представляться Президенту для его одобрения кроме случаев, когда после его принятия Ассамблеей, он был представлен избирателям, имеющим право голоса в выборах Выборных Членов Национальной Ассамблеи, голосование было проведено в порядке, определенном Парламентом, и большинство избирателей одобрили этот Законопроект. (5) В настоящей статье— (a) ссылки на любое положение настоящей Конституции включают ссылки на любое положение закона, который изменяет это положение; и (b) ссылки на изменение любого положения настоящей Конституции включают ссылки на изменение, поправку или принятие в новой редакции, с или без изменения, этого положения, приостановку или прекращение действия этого положения, а также разработку другого положения вместо предыдущего.
ЧАСТЬ V Созыв, Перерыв в работе и Роспуск (ст. 90-93) 90. Сессии Парламента (1) Каждая сессия Парламента должна проводиться в месте в пределах Ботсваны и начинаться во время, установленное Президентом. (2) Сессия Парламента должна проводиться, по крайней мере, каждый год, так, чтобы период между последним заседанием Парламента и его первым заседанием на следующей сессии составлял не более шести месяцев. (3) В случае роспуска Парламента, общие выборы Выборных Членов Национальной Ассамблеи должны пройти в течение 60 дней от даты роспуска, и сессия Парламента должна начаться в течение 30 дней от даты проведения общих выборов.
91. Перерыв в работе и Роспуск Парламента (1) Президент может в любое время объявить перерыв в работе Парламента. (2) Согласно положениям настоящей Конституции, Президент может в любое время распустить Парламент. (3) Согласно положениям подпункта (4) настоящей статьи, срок полномочий Парламента, в случае, когда нет досрочного роспуска, составляет пять лет с даты первого заседания Национальной Ассамблеи после любого роспуска. (4) В случае, если Ботсвана находится в состоянии войны, Парламент может время от времени продлевать срок пяти лет, указанный в подпункте (3) настоящей статьи, на период не более 12 месяцев за один раз:
|