Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Освободительная борьба казахского народа против джунгарских заво-евателей.
В XVII в. кочевья казахов простирались на востоке от озера Балхаш до верхнего течения р. Ишим, на юге — от р. Сырдарьи до рек Чу и Талас, на западе — до р. Кара-Тургай. Границы кочевий были неустойчивыми, этому способствовала внешнеполитическая обстановка. В конце XVII — начале XVIII вв. на территории Казахстана находилось несколько ханств, между которыми велись постоянные феодальные войны. Это нарушало хозяйственные и культурные связи кочевого населения с оседлыми земледельческими районами Средней Азии, ослабляло народные силы. Пришли в упадок города на р. Сырдарье, меньше стало проходить торговых караванов через Казахстан. Именно в это время джунгарские феодалы попытались поработить казахский народ. Джунгарское военно-феодальное государство возникло в 30-х годах XVII в. в Западной Монголии. Во главе государства стоял хунтайджи (хан). Население занималось кочевым скотоводством. Джунгария была сильным в военном отношении государством. Джунгарское войско во время походов насчитывало до 100 тысяч воинов. Вторжение джунгарских феодалов в Казахстан началось в 40-х годах XVII в. через Семиречье. С тех пор более 100 лет казахский народ вел героическую борьбу с джунгарскими захватчиками. В 80-е годы XVII в. джунгарские войска вторглись в район р. Сырдарьи, заняли здесь ряд городов. Казахи, потеряв города Сайрам и Туркестан, оказались оторванными от торгово-ремесленных центров. Особой ожесточенностью отличались походы хунтайджи Це-ван-Рабтана, отряды которого продвинулись до р. Сарысу. В то же время другая часть джунгарских войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза. Временами враг прорывался к р. Ори, Иргизу, Илеку и Ишиму. Джунгары разоряли аулы, убивали мирное населенна не щадя стариков, женщин и детей, угоняли скот. Скотоводство, земледелие и ремесла казахов пришли в упадок, многие города были сожжены и разрушены. Джунгарское нашествие было таким же жестоким, как и нашествие монголов. В это же самое время на Казахстан совершали грабительские набеги волжские калмыки. Была опасность нападения со стороны бухарских и хивинских феодалов. В 1710 г. в районе Каракумов собрались представители трех казахских жузов. Они решили создать народное ополчение, которое сумело бы отбросить джунгарское войско на востоке. Но успехи ополчения были временными. Летом 1717 г. на реке Ян-гуз произошло сражение между 30-тысячным казахским войском и джунгарами. Казахские ополченцы соорудили деревянный вал, откуда вели обстрел врага. Битва длилась три дня. Джунгары нанесли удар с тыла, а казахские военачальники не сумели договориться о совместных действиях, в результате казахские войска потерпели поражение. Тогда же на р. Арысь джунгарские войска разбили другие отряды казахского ополчения. В 1723 г. многочисленные джунгарские войска вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ожидали нападения. В этом сражении они потеряли несколько тысяч человек убитыми и 10 тысяч пленными. Жители, успевшие спастись, потеряли скот, питались кореньями трав, гибли в тяжелом, голодном пути. 20-е годы XVIII в. остались в памяти народа как годы «великого бедствия» (ак-табан шубрунды). Десятки тысяч казахов вынуждены были оставить родные места и уйти в Среднюю Азию. Не найдя там удобных свободных пастбищ и вступив в столкновение с бухарскими и хивинскими феодалами, казахи откочевали на запад, ближе к русским границам, в район рек Эмбы, Яика (Урала), Илека. Казахский ученый-просветитель Чокан Валихансв говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов. Преследуемые повсюду свирепыми джунгарами киргизы, подобно стадам испуганных сайгаков..., бегут на юг, оставляя на пути своем имущество» детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот, и останавливаются: Средняя орда — около Самарканда, Малая орда — в Хиве и Бухаре... Не находя в среднеазиатских степях пастбищ и вступив во вражду с новыми соседями, они обращаются к границе могущественной России, чтобы искать помощи и покровительства». Защищая свою родную землю, казахский на род вел упорную и тяжелую борьбу против джунгарских захватчиков. Это была справедливая война народа за свою свободу и независимость. Благодаря мужеству народа удавалось не раз одерживать победы над джунгарами. Один из героических эпизодов описан в одной из сибирских летописей. Это было во времена правления (1643 г.) хунтайджи Батура, который, захватив значительную часть Семиречья, решил покорить юг Казахстана. Путь его лежал через ущелье. Тут-то казахи и нанесли врагу поражение. Они разделили свое войско на две части: одна часть расположилась в ущелье, другая скрылась за горой. Как только джунгары вступили в ущелье, казахские воины дали им бой. С тыла на врага обрушилась другая часть войск. Казахи бились ожесточенно. После сражения поле боя было усеяно вражескими трупами. Батур вынужден был отступить. Наиболее дальновидные ханы —Тауке, а позднее Абулхаир (1718—1748) понимали, что для победы над захватчиками надо собрать воедино все силы казахского народа. Народное предание гласит, что для переговоров о совместной борьбе с джунгарами у горы Орда-Басы (недалеко от г. Чимкента) собрались представители всех трех жузов. Предводителем казахских ополчений был избран Абулхаир. Ему помогали в организации ополчения батыры Букенбай, Тайлак, Саурук. В 1728 г. на берегу р. Буланты (в юго-восточной части Тургайской степи) объединенные силы казахских жузов одержали большую победу над вражескими войсками, в результате которой часть земель Младшего и Среднего жузов была освобождена. Через год у озера Балхаш была одержана еще одна победа над джунгарами. Победа казахов над джунгарами не сломила окончательно их могущества. Угроза возобновления нового вторжения не была устранена. Внешнеполитическая опасность тормозила развитие экономики и культуры Казахстана. Единственный выход, который видели казахи в этой тяжелой для них обстановке, было принятие русского подданства. Абулхаир и его приближенные понимали, что без поддержки России Казахстан не сможет избавиться от джунгарского порабощения. Поэтому они обратились за помощью к России. 2. Характеристика исторической личности: Аттила Аттила (Attila) (ум. 453), верховный вождь племени гуннов с 434 (совместно со старшим братом Бледой до 445). Его имя окружено легендами и преданиями. Впервые он и его брат упоминаются в связи с нападением на г. Маргус в Восточно-Римской империи (435). По договору империя обязалась ежегодно платить ему около 300 кг золота в обмен на мир. Однако договор выполнен не был, и Аттила вместе с присоединившимися к гуннами другими племенами в 441 напал на империю, перейдя границу по Дунаю. Призвав на помощь войска с Запада, римлянам удалось отбить атаку, хотя многие города и были разграблены, но в 443 Аттила вновь нанес удар, ему удалось осадить Константинополь с юга и с севера со стороны моря. В сражении на Галлиполийском полуострове основная часть имперских войск была разбита. Вступив в переговоры, Аттила потребовал уплатить ему 2600 кг золота сразу же и каждый год еще 900 кг. Римляне согласились, и Аттила отступил. В 445 он убил своего брата и стал править единолично. В 447 началось второе великое наступление гуннов на Восточную Римскую империю. В сражении на реке Утус он вновь разбил имперские силы, но и сам понес очень значительные потери. Начались мирные переговоры с императором Феодосием II. Во время этих переговоров в 449 в стане Аттилы побывали римские дипломаты, в том числе историк Приск, оставивший наиболее достоверные описания вождя гуннов. По его словам, это был невысокий коренастый человек с непропорционально большой головой, плоским носом и раскосыми глазами. Христиане прозвали его «Бичом Божьим». Договор был заключен в 449, и условия его были тяжелы для империи: к Аттиле отошли земли южнее Дуная. Но Аттила воевал отнюдь не только с Восточной и Западной империями. Еще в 437 он разгромил бургундское королевство на Рейне. Огромны были его завоевания в Азии, где он покорил земли вплоть до Китая. В 451 году Аттила вторгся в Галлию. Аэцию, военному вождю Западной Римской империи и настоящему правителю, он заявил, что его целью является королевство визиготов (тогда их столицей была теперешняя Тулуза) и что он не намерен воевать с императором Валентинианом III. Однако еще весной 450 король гуннов получил послание сестры императора, Гонории, которая попросила Аттилу вступить с ней в брак, чтобы спасти ее от замужества с ненавистным ей избранником брата. Аттила не собирался жениться на Гонории, но, воспользовавшись ее мольбой как предлогом, потребовал половину империи в качестве приданого. Когда войско Аттилы уже пересекло границы Галлии, Аэций получил послание от короля визиготов Теодориха, в котором тот предложил союз с императором. Аттила осадил Аурелианум (Орлеан), но тут подоспели войска Аэция и Теодориха. Битва состоялась на Каталаунских полях. Король визиготов был убит, но Аттила потерпел свое первое и единственное поражение. Это была одна из величайших битв в европейской истории. На поле битвы осталось 250-300 тысяч воинов. В следующем году Аттила совершил молниеносный набег в Италию и ограбил крупнейшие города, в том числе Медиоланум (Милан), Падую, Аквилею, и перейдя через Альпы напал на Венецию. Император и все жители Италии в страхе ожидали воинов Аттилы в Риме, но, по преданию, папа Лев посетил Аттилу и уговорил его остановить свои набеги. Европейские хроникеры также утверждают, что Аттиле явились апостолы Петр и Павел и смягчили его жестокость. Как бы то ни было, на следующий год Аттила снова собирал войска, но внезапно скончался на ложе пленницы, германской красавицы Ильдиго (Хильды). Исторический Аттила фигурирует в германо-скандинавском эпосе, причем двояко: в исландских сагах он злой правитель Атли, который заманивает в ловушку короля бургундов Гуннара и его брата, чтобы завладеть золотом нибелунгов. Он женат на их сестре Гудрун, и она страшно мстит ему. В исландских сагах обыгрывается многократно описанная хроникерами жажда золота и серебра, присущая историческому королю гуннов. В противоположность исландской традиции, Этцель германского эпоса – великодушный, но слабый властелин огромной державы, который не в силах остановить гибель героев.
|