![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упрощенная система налогообложения (УСН).
Плательщиками являются предприниматели, организации, перешедшие на УСН добровольный режим в определенный срок с 1 октября до 30 ноября. На УСН может перейти организация или ИП, выручка за 9 месяцев которых не превышает 45 млн., причем они каждый год должны подтверждать низкую прибыль (за год не более 60 млн.). Не имеют право перейти на УСН: · Банки; · Страховщики; · Инвестиционные фонды; · Профессиональные участники рынка ЦБ; · НПФ; · Ломбарды; · Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%; · Лица, являющиеся плательщиками акцизов, ЕСХН, налога на игорный бизнес; · Организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек; · Организации, у которых остаточная стоимость ОС и нематериальных активов составляет более 100 млн. руб.; · Бюджетные учреждения; · Иностранные организации. Объект: 1. Доходы. 2. Доходы за вычетом расходов. Налоговая база: 1. Денежное выражение доходов. 2. Денежное выражение доходов за вычетом расходов. Если налогоплательщик принял в качестве объекта доходы за вычетом расходов, то в случае, если налог, рассчитанный обычным способом, меньше минимального налога, уплачивается минимальный налог. Минимальный налог = 1% от суммы дохода. Налоговая ставка: 1. Если объект – доходы, то ставка = 6%. 2. Если объект – доходы за вычетом расходов, что ставка = 15% – может уменьшаться до 5% в зависимости от региона. Сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Налоговый период – календарный год, отчетный период – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев. 3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Устанавливается местными органами власти (муниципальный). Сферы деятельности, попадающие под ЕНВД: 1. Оказание бытовых услуг. 2. Оказание ветеринарных услуг. 3. Оказание услуг по ремонту, мойке и техобслуживанию автотранспортных средств. 4. Оказание услуг по предоставлению во временное владение или пользование автотранспортных средств. 5. Розничная торговля (зал < 150 м2). 6. Оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов (количество машин не более 20). 7. Оказание услуг общественного питания (зал < 150 м2). 8. Распространение наружной рекламы. 9. Оказание услуг по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещения не более 500 м2. Налогоплательщики: организации и ИП, которые осуществляют данные виды деятельности. Объект – вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход = Базовый доход * Физический показатель Физический показатель характеризует особенность ведения предпринимательской деятельности. К1 – коэффициент-дефлятор, учитывающий инфляцию. К2 – коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности: месторасположение, режим работы, вид товаров, количество работников и т.д. Сумма налога = БД*ФП*К1*К2*НС*3 Налоговая ставка = 15% от НБ. Налоговый период – квартал. Уплата производится до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Сумма налога может уменьшаться на сумму социальных взносов. Налоговый контроль Выделяют 3 вида контроля: общий, ведомственный и специализированный. Налоговый контроль относится к специализированному. Налоговый контроль – это установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающая соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет. Главная задача контроля – обеспечение экономической безопасности государства. Основные методы: прогнозирование, предупреждение, пресечение, восстановление, применение карательных санкций. Содержание налогового контроля: 1. Наблюдение за функционированием подконтрольных объектов. 2. Анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов. 3. Принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий. 4. Учет конкретных нарушений, выявлений причин их условий. 5. Пресечение противоправной деятельности. 6. Выявление виновных и привлечение их к ответственности. Виды налогового контроля: 1. В зависимости от сроков: · Оперативный – проверка, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершению контролируемой операции; · Периодический – проводится за определенный отчетный период. 2. По источникам: · Документальный – проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяется на основании данных, содержащихся в документах; · Фактический – проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т.д. Формы налогового контроля: · Документальная проверка налогоплательщика; · Ведение налоговыми инспекциями оперативного бухгалтерского учета; · Встречные проверки (у плательщика есть контрагенты, налоговая инспекция может проверить и их касаемо документов по сделке); · Получение информации от других лиц (контрагенты, сотрудники организации, специальные органы – транспортная инспекция, органы кадастра, нотариусы и т.д.) Налоговая проверка представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные, которые, в свою очередь, делятся на плановые и внеплановые, комплексные и тематические, сплошные и выборочные. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекторами на стадии приемки от налогоплательщика отчетных документов и налоговых расчетов. Камеральные проверки осуществляются по каждому конкретному виду налогов без специального решения руководителя налогового органа. Документальные проверки деклараций и отчетов оформляются актами налоговых проверок. Камеральная проверка может осуществляться в течение 3 месяцев со дня сдачи документа в инспекцию. Выездные налоговые проверки проводятся не чаще 2 раз в год. Она может проводиться только по решению руководителя налогового органа и длиться не более 2 месяцев, в отдельных случаях этот срок может увеличиваться до 4 месяцев и в исключительных случаях до 6 месяцев. Выездные налоговые проверки могут охватывать период не более, чем 3 года. При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы имеют право привлекать экспертов, специалистов, переводчиков, а также свидетелей. При проведении выездных налоговых проверок сотрудники налоговых органов имеют право проходить в любое помещение, которое связано с деятельностью, в которых могут находиться предметы и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. По результатам обязательно составляется акт налоговой проверки (штрафные санкции – основание обращения в суд). Ответственность за налоговые правонарушения Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента, за которое налоговый кодекс предусматривает ответственность. Принципы привлечения к ответственности: 1. Принцип законности налоговой ответственности – все должно быть прописано в законе. 2. Принцип однократности налоговой ответственности – нельзя дважды наказывать за одно и то же правонарушение. 3. Нельзя накладывать одновременно основные и дополнительные санкции. 4. Принцип ответственности за вину – наказать то лицо, которое виновно в совершении правонарушения. 5. Презумпция невиновности – все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика. 6. Принцип справедливости. Обстоятельства, которые исключают привлечение к ответственности: 1. Отсутствие события правонарушения. 2. Отсутствие вины лица в совершенном налоговом правонарушении. 3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста. 4. Истечение срока давности привлечения к ответственности. Обстоятельства, исключающие вину: 1. Совершение правонарушения в силу непреодолимых обстоятельств (катастрофа, стихия). 2. Невменяемость (нахождение в болезненном состоянии). 3. Добросовестное заблуждение – налогоплательщик выполняет письменные разъяснения уполномоченных органов, что-то неверно, это вина налоговых органов, что плохо объяснили. 4. Неправильное разъяснение через СМИ. Обстоятельства, смягчающие ответственность: 1. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. 2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. 3. Иные обстоятельства, принимаемые судом как смягчающие (совершение налогового правонарушения впервые, недостаточное бюджетное финансирование, выполнение социальных функций, наличие малолетних детей, добровольная уплата пени и т.д.). Обстоятельство, отягчающее ответственность: совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшегося к ответственности за аналогичное правонарушение. Налоговый процесс: контроль, производство по делам и судопроизводство. Критерии: размер налоговой санкции, статус лица, форма вины (умышленно или по неосторожности). Срок давности: 3 года, но может увеличиваться, если правонарушение носит длящийся характер. Виды: 1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе – до 90 дней – 5 т.р., более 90 дней – 10 т.р. 2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе – 10% доходов (не менее 20 т.р.) до 90 дней и 20% доходов (не менее 40 т.р.) более 90 дней. 3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке – 5 т.р. 4. Непредставление налоговой декларации – 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей до 180 дней, 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. 5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения · в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения 5 т.р. · более одного налогового периода 15 т.р. · если они повлекли занижение налоговой базы, 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 т.р. 6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора): неумышленно – 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), умышленно – 40%. 7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов – 20% от суммы, подлежащей перечислению. 8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест – 10 т.р. 9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – 50 рублей за каждый непредставленный документ, уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями – 5 т.р. 10. Ответственность свидетеля: неявка либо уклонение от явки без уважительных причин 1 т.р., неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний – 3 т.р. 11. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки – 500 р., дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода – 1 т.р. 12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу – 1 т.р., повторно в течение календарного года – 5 т.р. 13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса – штраф в 3-кратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения, более 1 раза – в 6-кратном размере. Налоговое планирование Налоговое планирование хозяйствующего субъекта можно определить исходя из его поведения. Поведение налогоплательщика: · Противоправное: уклонение от н/о; · Законные и незаконные деяния: обход налогов; · Налоговое планирование (с целью уменьшения н/о); · Деятельность без налогового планирования. Этапы в рамках налогового планирования: 1. Возникновение идеи об организации бизнеса. 2. Определение организационно-правовой формы предприятия. 3. Определение наиболее выгодного месторасположения предприятия, органов управления, филиалов и др. 4. Текущее планирование – использование льгот, предусмотренных законодательством. 5. Наиболее рациональное использование чистой прибыли. Пределы налогового планирования: 1. Законодательные ограничения – штрафные налоги (нпр, был налог на превышение размера ФОТ), лимиты (нпр, по включению в расходы некоторых видов затрат). 2. Административные ограничения – проведение налогового контроля. 3. Судебные доктрины (существо над формой, сделка по шагам). Налоговый потенциал Налоговый потенциал – стоимость реально имеющейся на данной территории совокупности объектов н/о, перечень объектов определяется законодательством. Тактический налоговый потенциал – это количественная оценка налогового потенциала, выводимая как величина налоговой нагрузки, распределяемая по конкретным территориям, отраслям и группам налогоплательщиков. Стратегический налоговый потенциал представляет собой потенциальную способность системы н/о обеспечить государственный бюджет необходимой суммой налоговых доходов, качественные и количественные оценки которой базируются на платежеспособности субъектов хозяйствования. Одной из наиболее важных задач в налоговом регулировании экономики является распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками. Налоговая нагрузка – это совокупность всех налогов, выплачиваемых налогоплательщиком за определенный период хозяйственной деятельности. Определяется как отношение между суммой доходов налогоплательщика минус расходы, произведенные при их получении, и совокупной суммы уплачиваемых налогов.
|