![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации стратегической сессии. Участники стратегической сессии отметили необходимость на государственном уровне целенаправленно развивать механизмы ГЧП в социальной сфере
ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ: РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НКО
Участники стратегической сессии отметили необходимость на государственном уровне целенаправленно развивать механизмы ГЧП в социальной сфере, активно вовлекать инвесторов и негосударственные организации в сферу социальных услуг, что позволит совершить прорыв в развитии новых технологий в социальном секторе, повысить качество предоставления социальных услуг. Вместе с тем, выступающие высказались за сохранение гарантий для населения по всему перечню социальных услуг, оказываемых за счет государства и важности предусмотреть страхование рисков по неисполнению или некачественному исполнению таких услуг. Представители различных регионов страны рассказали о положительных практиках и существующих проблемах в сфере оказания социальных услуг, сформулировали задачи, которые необходимо решать на Федеральном уровне для поддержки социальных инноваций в регионах, предложили меры востребованной помощи из «центра». Регионы сами начинают заниматься решением проблем «на земле», но не все получается сделать своими силами. Так, например, уже 16 регионов Российской Федерации, в том числе: Архангельская область, Вологодская область, Ульяновская область, Костромская область, Самарская область, Красноярская область, Мурманская область, Калужская область, Новосибирская область, Ленинградская область, Республика Татарстан и г. Москва разработали для себя мероприятия «дорожной карты» по поддержке развития негосударственного сектора услуг в социальной сфере. А Мурманская область даже начала реализовывать эти меры. Концепцией дорожной карты предусматривается развитие двух направлений: 1. Передача отдельных государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных средств, на исполнение негосударственным поставщикам. 2. Создание условий для развития дополнительных, не предусмотренных государством услуг в социальной сфере, предоставляемых негосударственными организациями. Планом мероприятий по реализации этих дорожных карт предусмотрено проведение обучающих семинаров для бизнеса и НКО в социальной сфере, проведение информационной кампании в СМИ о социальных бизнес-проектах, реализуемых на территории субъекта, передача непрофильной деятельности учреждений на аутсорсинг. Участники сессии согласились, что существующая конкуренция как среди регионов друг с другом: за ресурсы, за кадры, за рейтинг, так и внутри региона между частными и государственными инвесторами за объекты, должна перерасти в кооперацию. В системе конкуренции у депрессивных дотационных регионов нет шансов конкурировать с Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном. Нужны новые организационно-управленческие схемы, которые будут объединять «всех со всеми». Выступающие отметили, что не всегда удается выстроить удачное взаимодействие бизнеса, власти и НКО. По мнению части участников сессии, особо деструктивное влияние на развитие социальной сферы оказывает намеренная централизация процессов управления и управленческих решений. На месте, в регионах виднее, в каком направлении необходимо развиваться в социальной сфере и есть возможность прислушаться к общественникам и заинтересованным структурам. В то время как при разнарядке из центра теряется адресность и конкретизация услуги. Немаловажным дестабилизирующим фактором является несоответствие (рассинхронизация) федерального и регионального законодательств. Необходимо привести их в соответствие, закрепить понятия «социальная услуга на аутсорс». Все выступающие отметили значимость социальной услуги, как таковой, и, исходя из этого - необходимости страхования таких социальных рисков, как неоказание или некорректное оказание социальной услуги, так как это может вызвать ухудшение самочувствия граждан и дестабилизацию в обществе. Социальная сфера очень уязвима и любые просчеты в этом направлении могут иметь огромный отрицательный резонанс. Предложено, в первую очередь, отдавать на аутсорс частникам те услуги, которые не оказывает государство. Аналитики говорят сегодня об ожидаемом росте количества публичных услуг, оказываемых бизнесом, в связи с принятием Федерального закона о государственно-частном партнерстве (224-ФЗ). Такой прогноз строится на основной новации – возможности возникновения собственности на объект у инвестора, и, как следствие, возможности использования залоговых механизмов. Это важно так как, как отмечали участники обсуждения, серьезные социальные услуги требуют серьезной инфраструктуры, в которую коммерческий сектор готов будет вкладываться, только если будет понимать какие у него гарантии. Участники обсуждения считают целесообразными зафиксировать следующие идеи: Министерству экономического развития Российской Федерации:
· учитывать мнение субъекта в оценке деятельности конкретной некоммерческой организации при распределении федеральных субсидий некоммерческим организациям; · создать целевое финансирование стартапов в социальной сфере; · в целях получения информации о реализуемых лучших практиках в субъектах РФ создать на федеральном уровне базу лучших практик; · создание единого реестра благонадежных некоммерческих организаций; · упаковка лучших реализованных практик в «пакетные» решения для последующего тиражирования в другие регионы; · придание более высокого статуса конкурсам лучших социальных практик; · введение ваучеров на социальные услуги как один из инструментов стимулирования поставщиков услуг; · включение в критерии отбора некоммерческих организаций Министерства экономического развития Российской Федерации обязательного критерия о доступности ее объектов. НКО, готовое работать в сфере социального предпринимательства просто обязано иметь все элементы доступной среды. · введение единого для всех субъектов Российской Федерации тарифа на оказание социальной услуги содержания пожилых людей в домах престарелых. субъектам Российской Федерации: · создавать проектные команды по развитию социальной сферы, которые будут обладать единым понятийным аппаратом, комплексно отвечать на вызовы, стоящие перед социальной сферой; · формирование рейтинга лучших региональных практик субъектов; · создание единых образовательных программ по организации социально ориентированных бизнесов, для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги; · создание в субъектах единого ресурсного центра для реализации обучающих программ по решению первостепенных задач в социальной сфере, например, обучение специалистов градостроительной сферы проектированию и переоборудованию любых архитектурных сооружений элементами безбарьерной среды (такой ресурсный центр уже успешно существует в Калининградской области и очень востребован); · содействовать конкретным инициативам общественных организаций по улучшению качества жизни инвалидов: создание центров по ремонту инвалидных колясок, в которых работали бы сами люди с ограниченными возможностями, пляжей для маломобильных людей и др.
|