Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Черниговского и Рязанского княжеств.






Черниговское княжество. В 12 в. в Чернигове утвердилось господство Святославичей, которые сумели найти общий язык с городской знатью. Устойчивость внутреннего положения, экономические и политические успехи способствуют интенсивному строительству во втором по значимости городе Приднепровья – Чернигове. Территория столицы Черниговского княжества расширяется за счет торгово-ремесленных районов окольного города и в основном предградья. У ворот окольного города формируется торговая площадь, превратившаяся в форум древнего Чернигова. Его общественное значение закрепляется на рубеже 13 в. сооружением каменного Пятницкого храма. Каменное строительство ведется также в детинце и монастырях.

Благодаря обширным землям Черниговского княжества, протянувшемся через всю территорию Руси с запада на восток и включавшим еще в 11 в. даже Тмутаракань (Северный Кавказ), расширялись культурные связи черниговцев. В Чернигове ведется летописание, развиваются художественные ремесла. Уровень культуры Руси конца 12 в., в том числе и черниговской, блестяще отражен в яркой образности языка «Слова о полку Игореве».

Чрезвычайно высока была и строительная техника черниговских каменных дел мастеров. Развитие керамики, переход на равнослойную кирпичную кладку, совершенствование строительных конструкций, применение резных каменных архитектурных деталей характеризуют черниговскую школу зодчества. С Черниговом связано новое стилевое направление, использующее в основном не живописные, а пластические формы, берущие начало от образности деталей из камня. Черниговские зодчие стремятся к более целостному, лаконичному образу здания.

Классическим образцом черниговской архитектурной школы является Борисоглебский собор, выстроенный в 1120-1123 г.г. в период княжения одного из сильнейших князей – Давида Святославича. Новый храм занял весьма ответственное место по соседству со Спасским собором. На княжеский двор вела со стороны площади перед древним собором проездная каменная башня. Между парадным въездом и Борисоглебским собором возвышался, подобно стражу, однокамерный терем.

Для княжеского собора-усыпальницы была использована шестистолпная система с раскрытым в основное пространство нартексом. Эта схема предельно упрощена, в ней отсутствует лестничная башня и крещальня. Ход на хоры, расширенные за счет угловых ячеек, выложен в толще западной стены. Видимо, несколько позднее к Борисоглебскому храму были пристроены галерея и притворы.

Существенные нововведения внесли черниговские зодчие во внешний облик Борисоглебского собора. Более дробной, мелкомасштабной обработке фасадов Спасского собора, с нишами, расчлененными лопатками и орнаментальной кладкой, противопоставлена относительно целостная плоскость стен, покрытая тонким слоем розоватой затирки, расчерченной на крупные квадры. К широким лопаткам приставлены мощные полуколонны диаметром около метра, завершающиеся кубообразными каменными резными капителями. На уровне их низа, связывая весь объем узорной каймой, проходит аркатурный фриз. А ниже его храм опоясывает ряд двухступенчатых маленьких ниш.

Арочное обрамление дверных проемов заглублено тремя уступами в кладку, подчеркивая массивность стены и создавая тем самым впечатление необычной

 

устойчивости храма. Зрительно воспринимаемое облегчение кладки кверху, тектонически отражавшее уменьшение нагрузок и работу стены, дополнялось в свое время расширением основания за счет галереи и приделов, усиливавших впечатление незыблемости и монументальности храма-усыпальницы рода Святославичей.

Идеологические задачи, связанные с укреплением родовых прав и политическими притязаниями черниговских князей, вызвали необходимость обращения к более сильным художественным средствам. Так, входивших в храм встречали символические образы, корни которых следует искать в языческой мифологии. У западного портала был найден угловой камень; на нем в сочном рельефе изображена с одной стороны хищная вещая птица. А с другой – драконоподобное существо, скорее всего симаргл – мифический хранитель древа жизни. Основываясь на находках в черниговских курганах, можно предположить, что хищная птица имела тотемистическое значение для древних черниговцев. Не случайно ведь впоследствии орел стал гербом Чернигова. На капителях полуколонн попарно расположены грозные пардусы (гепарды) в красивом рисунке растительного переплетения. Они иносказательно, в типичной для средневековья форме, говорили о силе князя, его мощи и непобедимости.

Западный фасад Успенского собора 12 в. Елецкого монастыря в Чернигове.

Пятницкая церковь (кон.12-нач.13 в.) в Чернигове а-продольный разрез, б-план.

 

«Звериная тематика», аркатурный фриз, полуколонны с капителями свидетельствуют о знакомстве черниговских мастеров с западноевропейской художественной культурой, а главное – об их умении ее творчески преломлять. Так, элементы романского стиля, переосмысленные и использованные для зданий крестово-купольного типа, приобрели местные, славянские черты, примером тому служит переработка широко распространенного мотива аркатурного фриза, выполнявшегося в Западной Европе обычно из камня. В Чернигове эта деталь сделана из четырех «стандартных» керамических элементов, размеры которых согласованы с размерами кирпича, в силу чего они органично включались в кладку.

Борисоглебский собор – не единственный памятник рассмотренного стилевого направления в Чернигове. Очень близок ему, даже по размерам, Успенский собор Елецкого монастыря, построенный также в начале 12 века. Его отличает крещальня в нартексе и небольшие притворы у трех входов. Внешняя отделка этого храма скромнее, в ней отсутствуют тематические резные рельефы и пояс маленьких ниш. Незначительные объемы притворов, сильное понижение боковых апсид, и, возможно, наличие еще двух глав над хорами лишали его торжественности и придавали ему более индивидуальный характер.

В конце 12 в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек, строятся каменные посадские здания. На шумном торжище, у ворот окольного града, на рубеже 13 в. возводится необычный кирпичный храм. Эта небольшая, гордо вскинувшая высоко вверх главу церковь была посвящена Параскеве-Пятнице, которая в языческие времена почиталась как покровительница земледелия, плодородия, здоровья. Это популярное в народе божество, олицетворявшее женское начало в природе, церковь дипломатично причислила к лику святых.

Храм, поставленный в честь любимого простым людом образа Параскевы, воплотил художественные идеалы посадского населения. В отличие от монументальных княжеских храмов, Пятницкая церковь отражала более общие тенденции развития культовых зданий. Тенденции, которые начали складываться еще в середине 12 в. в постройках полоцкого зодчего Иоанна, получили свое дальнейшее развитие в творчестве смоленских мастеров.

Пятницкий храм в Чернигове, который, возможно, был создан прославленным зодчим Петром Милонегом, завершает процесс переработки канонической крестово-купольной системы. Небольшой (около 12х16 м) четырехстолпный одноглавый храм имеет необычную, почти центрическую композицию; его высота в два раза превосходит его ширину. Развитие объемов вверх органично сочетается с конструктивными особенностями. Подпружные арки и части сводов, на которые опирается барабан, приподняты относительно покрытий ветвей «креста». Вследствие этого снаружи средние своды подымаются уступами к барабану, который будто бы вырастает, подобно цветку, из венчика полукружий. Динамичность масс усилена опущенными крайними лопатками. Угловые ячейки храма перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые как бы начинают движение криволинейных покрытий с углов к середине фасадов и к центру – главе. Центричность построения объемов акцентируется решением фасадов, представляющих не сумму самостоятельных участков стены – прясел со своими осями симметрии, а целостную композицию, подчиненную одной центральной оси.

Впечатлению устремленности форм вверх, к венчающей здание главке, способствуют уступчатые лопатки, фланкирующие входы. Напластование тонких вертикальных элементов направляет движение глаз ввысь, подхватывается ритмом уступчатых закомар и завершается в вытянутых колонках барабана.

Оригинальность объемно-пространственной структуры Пятницкой церкви, не имеющей аналогов в византийском и западно-европейском зодчестве, усиливается необычной красочностью внешнего ее вида, особой праздничностью, свойственной народному мировосприятию. Верхние части фасадов покрыты орнаментально-пластическими деталями, которые включают мотивы, близкие произведениям славянского прикладного искусства. Все это богатство линий и пластики дополнялось цветовыми пятнами расписанных маленьких ниш, придававших еще более жизнеутверждающий характер посадскому храму. Использование кирпича для архитектурно-пластических деталей придавало особую органичность сооружению и масштабность, не героизированную, как обычно в храмах, а приближенную к человеку.

Пятницкий храм – убедительное свидетельство широты творческого кругозора черниговских зодчих, их знакомства с художественной культурой соседних стран. Так, безвестные строители приближают формы древних обрамлений к перспективным романским порталам, талантливо ассимилируют готические веяния в пучковых лопатках и незначительной стрельчатости закомар, они новаторски используют детали балканского зодчества: сетчатый фриз на апсидах и необычную нишу на юго-западном пилоне. Но самое замечательное в том, что в конечном итоге народные мастера создали самобытное произведение, воплотившее художественные идеалы народа.

Пятницкий храм был разрушен немецкими оккупантами и восстановлен в своем первоначальном виде по проекту архитектора П.Д.Барановского.

Церковь Параскевы-Пятницы в Чернигове не единственная – близкие по стилистической направленности постройки были возведены во Вщиже, Путивле, Новгороде-Северском. До наших дней дошла церковь Василия в Овруче (кон.12 в.), сочетающая архаичные для того времени башни на западном фасаде с профилированными пучковыми лопатками и декоративной кладкой с вкрапленными отшлифованными камнями из лиловато-красного шифера.

Однако в конце 12 в. в Чернигове сооружаются также храмы, продолжавшие традиции княжеского строительства. Черниговский князь Святослав Всеволодович, заняв великокняжеский «стол» в Киеве, возводит в своем родном городе, на княжеском дворе, церковь Благовещения (1183-1186 г.). Это самое большое культовое здание древнего Чернигова, которое наглядно отражало общественный вес Святослава – «старейшего в Ольговичах», победителя половцев в 1183 и 1184 г.г.

Шестистолпный храм, видимо с удлиненной преапсидной частью, что характерно для черниговской школы, был окружен галереей. Громадные размеры, галерея,

План Благовещенской церкви (1183-1186 г.г.) в Чернигове. 1(черное)- сохранившаяся кладка, 2(белое) – реконструируемая кладка.

 

и, скорее всего, завершение пятью главами сближали храм Благовещения с монументальными храмами эпохи Ярослава, времени расцвета Древнерусской державы. Надо полагать, что это были преднамеренные черты сходства, носившие идеологический характер и обусловленные политическим соперничеством Святослава Всеволодовича с владимиро-суздальскими и галичскими князьями. Внешние формы Благовещенской церкви стилистически связаны с княжескими постройками Чернигова 12 в..

Стены галереи были расчленены лопатками с полуколоннами. Эти полуколонны, выполненные из светло-желтого кирпича, выделялись на фоне красной кладки стен. Не менее живописен был интерьер княжеского храма, расписанный фресками, с каменным резным киворием, разноцветными мозаичными и керамическими полами. В центральном подкупольном квадрате на полу было помещено единственное в своем роде многокрасочное мозаичное изображение павлина из стеклянной смальты.

К середине 12 в. в развитии древнерусского зодчества начинает сказываться роль местных строительных школ. Сформировавшиеся на общей художественной основе Киевской Руси, они, в свою очередь, оказывали воздействие на архитектуру других княжеств.

Рязанское княжество. Рязань, входившая до конца 12 в. в Черниговскую епископию, в области архитектуры опиралась на опыт черниговских мастеров. Превращение Рязани в середине 12 в. в самостоятельное княжество сопровождалось, естественно, строительством каменных зданий. От Старой Рязани, ставшей в 12 в. крупным культурным центром с многочисленным торгово-ремесленным населением, с мощными деревоземляными укреплениями и каменными храмами ныне остались лишь гигантские валы и поле, заросшее травой. В 1237 г. войска Батыя захватили город и разорили его.

В 14 в. столица княжества была перенесена в Переяславль Рязанский – современную Рязань.

Собор, раскопанный в 1949 г. в Рязани: а-северный фасад, б-план.

Усилиями археологов Старая Рязань была открыта заново, изучены жилища ремесленников, обнаружены фрагменты трех каменных храмов. Большинство исследователей относят постройку двух шестистолпных рязанских соборов к 40-60- г.г. 12 в.в. Оба они как по планировке, так и по технике строительства достаточно близки черниговским зданиям. Для собора, остатки которого раскопаны в 1836 г., прототипом, очевидно, служил Успенский собор Елецкого монастыря, а храм, обнаруженный в 1949 г. А.Л. Монгайтом, имеет много общего с Борисоглебским. Сходные клейма на кирпичах позволили А.Л. Монгайту предположить, что в Рязани и Чернигове работали одни и те же мастера. Следы полуколонн у лопаток, фрагменты аркатурного фриза, значительное количество резных архитектурных деталей еще раз указывают на стилистическую общность рязанских и черниговских памятников.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в Рязани получила развитие характерная для Чернигова техника строительства из кирпича с включением каменных резных деталей. Более широкое применение камня не только для декоративных целей, но и в качестве материала стен, совершенствование орнаментально-пластических форм дают основание рассматривать рязанское зодчество как переходный этап от порядовой кладки с имитацией под каменную в Чернигове к белокаменным постройкам Владимира.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал