Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психопедагогика в физической культуре






Многие педагоги, психологи, гигиенисты, физиологи, философы, врачи говорили о врожденном характере стремления к движению и о большом значении двигательной активности для жизнедеятельности человека.

Естественная потребность в движении имеет огромное значение для всех функций человеческого организма без исключения, включая психическую функцию. Ориентируясь на исследования последних лет, считается, что подавление потребности в движении у человека сказывается отрицательно как в смысле его органической жизни, так и в смысле протекания психических процессов, психических состояний, вплоть до проявления личности. Повышение уровня двигательной активности находится в прямо пропорциональной зависимости с некоторыми характеристиками интеллектуальной деятельности. В процессе физического воспитания происходит коррекция психического состояния у учащихся.

Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы развить врожденную органическую потребность в движении в потребность осознанную. Целенаправленное и осознанное удовлетворение данной потребности в образовательной, соревновательной, прикладной или рекреативно-реабилитационной деятельности приводит к формированию физической культуры личности.

Известно, что по мере роста физической нагрузки растет тренированность. Особенно это проявляется при занятиях спортом, когда потребность в движении имеет тенденцию к возрастанию, для чего требуется еще большая нагрузка По мнению Н.И. Пономарева (1980): " Одним из условий проявления активности личности являются двигательные потребности. Двигательные потребности, превратившиеся в привычку, активизируют все другие потребности личности".

 

Таким образом, " использование движений и сопровождающих их физических напряжений в целях не только физического, но и духовного совершенствования человека следует считать одной из важнейших задач психогигиенической педагогики".

Весьма интересны исследования влияния физических нагрузок на психическое здоровье, рассматриваемых в свете трех классических категорий психологической науки: процессы — состояния — свойства, проводимые многими исследователями и показавшие разнонаправленность протекания психических процессов.

Особое место в сфере двигательных потребностей занимают спортивно-боевые единоборства, в которых деятельность зачастую сопряжена с риском для здоровья, а иногда и для жизни занимающихся. Если такие осознанные потребности в занятиях СБЕ как обеспечение личной безопасности или повышение функционального состояния организма вполне понятны, то на неосознанную потребность в этом виде экстремальной деятельности и ее характер обращали внимание немногие современные исследователи. Упоминание о психическом характере этой потребности имеется в курсе лекций известного специалиста по медитативным практикам Ошо (1996). Говорить о научных исследованиях влияния на психофизические показатели тех или иных компонентов СБЕ пока, тем более, не приходится.

Вместе с тем, исследование динамики изменений времени реакций, показателей внимания, памяти, мышления и информационного поиска под влиянием различных по объему и интенсивности физических нагрузок, проведенное Г.Д. Горбуновым в 1966—-1968 гг. в группе пловцов и легкоатлетов различной квалификации, позволило исследователю сформулировать практические рекомендации к занятиям физической культурой, некоторые из которых с незначительными добавлениями могут быть рекомендованы для использования в СБЕ:

- в психогигиеническом плане утренние тренировочные занятия (примерно через час после сна до завтрака) являются нежелательными. Однако если все же они проводятся, то после них, перед учебным процессом, требуется хотя бы кратковременный отдых (например короткий сеанс аутогенной тренировки или медитации). При этом нельзя забывать, что утренняя разминка с оптимальной физической нагрузкой оказывает на психическую сферу положительное воздействие.

- Дневные и вечерние тренировочные занятия, сопровождаемые привычными нагрузками, способствуют повышению продуктивности психической деятельности. Но, поскольку мнемические процессы фактически не изменяются, а остальные психические процессы претерпевают значительное улучшение, постольку в период последействия тренировочных нагрузок наименее рациональной будет деятельность, направленная на запоминание какого-либо материала.

Известно, что соревновательная деятельность в СБЕ сопряжена со значительными физическими и психическими нагрузками, а в профессиональном спорте — с очень большими нагрузками (титульный бой за звание чемпиона мира по кикбоксингу длится 12 раундов). Известно также, что подойти к таким нагрузкам можно только при адекватных тренировочных нагрузках, сбалансированных с отдыхом спортсмена. Учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления функций организма, можно с уверенностью утверждать, что баланс между нагрузкой и отдыхом является основной проблемой спорта высших достижений.

Разновременность восстановительных процессов проявляется в том, что после выполнения различных нагрузок наблюдается неодинаковое возвращение различных показателей (биохимических, физиологических, психических) к исходному уровню. После больших тренировочных и соревновательных нагрузок наиболее длительным оказывается восстановление психических функций спортсмена.

 

В связи с этим следует отметить, что одним из важнейших факторов обеспечения эффективности деятельности спортсмена является уровень психического напряжения. При этом в целостном процессе психической регуляции деятельности личности можно наблюдать три ее главных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Не случайно в подготовке спортсменов высокой квалификации наряду с ее физическими, техническими, тактическими компонентами значительное место занимают волевая и психическая подготовка. Однако такое разделение в достаточной мере условно, так как ни разум, ни чувства нельзя вычленить из целого. При этом, учитывая всю важность интеллектуального компонента, принципиальное значение для эффективности деятельности спортсмена имеют особенности взаимодействия и взаимовлияния эмоционального и волевого компонентов.

Психическое напряжение проявляется на тренировке и соревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано, главным образом, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, диктуемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке можно назвать процессуальным, а в соревновании — результативным. Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнования.

Известно, что состояние психического напряжения, также как и физического утомления, чередуемые с отдыхом, являются средством достижения фазы суперкомпенсации, то есть — целью спортивной тренировки. Однако те супернагрузки, которые используются в современном спорте высших достижений могут привести к переутомлению, психической напряженности, то есть к понижению функций организма, что может рассматриваться как фактор отрицательный.

Как известно проблемами противодействия физическому переутомлению при понижении функций занимается физическая реабилитация, а при нарушении функций — медицинская реабилитация. Что касается психического перенапряжения, то в спорте обычно принято эти проблемы относить к психологической подготовке.

Естественно, что психопедагогика спорта высших достижений в значительной мере отличается от психопедагогики физического воспитания и массового спорта. При этом можно выделить психопедагогику тренировочного процесса и психопедагогику соревнования.

Если рассматривать тренировочный процесс как педагогический процесс управления состояниями спортсмена с замкнутой петлей обратной связи, то весьма важным компонентом здесь является система контроля. При управлении психическим состоянием такой контроль принято называть психодиагностикой. Исходя из того, что после больших нагрузок психика спортсмена восстанавливается дольше других функций, на первый план выходит знание тренером признаков психического перенапряжения. На основе информации, полученной комплексными научными группами во время работы со сборными командами СССР по плаванию и вело-треку, и рассматриваемой сквозь призму клиники невротических состояний, можно выделить три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность, астеничность и определить общие и специфические для каждой стадии признаки.

Следует отметить, что в целом эти признаки свойственны и элитным спортсменам занимающимся ушу и кикбоксингом.

Кроме психодиагностики психологическое обеспечение спортивной деятельности включает в себя: психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическую подготовку тренера и спортсмена, а также ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

При этом предлагаются следующие характеристики динамики пред соревновательного и соревновательного психического напряжения: стартовое безразличие (СБ), боевая готовность (БГ), стартовая лихорадка (СЛ), стартовая апатия (СА).

СБ означает, что спортсмен достаточно спокоен и объясняется тем, что предстоящие соревнования не представляют для него особой значимости, уровня его подготовленности вполне достаточно для победы. Считается, что СБ не может способствовать проявлению резервных возможностей организма, которые вскрываются только благодаря экстраординарным психическим состояниям. Поэтому состояние СБ определяется как неблагоприятное. Однако в профессиональном спорте и, в частности, в профессиональном кикбоксинге наряду с весьма ответственными соревнованиями планируются и чисто коммерческие бои, перед которыми такое состояние можно рассматривать как желательное.

Состояние БГ является оптимальным, так как обеспечивает гармонию всех функций организма, когда возможно проявление его резервов. Понятно, что подведение спортсмена в таком состоянии к моменту старта требует огромного психопедагогического мастерства тренера. Но даже при филигранном подведении спортсмена к конкретному соревнованию тренер должен быть готов к возникновению непрогнозируемых отрицательных факторов, которые могут в значительной мере понизить состояние БГ. Это могут быть различные организационные издержки, а также непосредственные воздействия психологического плана.

Такие издержки, обусловленные как правило низкой квалификацией специалистов, могут проявиться на любой стадии подготовки спортсмена, но особенно они опасны на заключительном предсоревновательном этапе подготовки и в процессе соревнований, то есть в подводящем и соревновательном микроциклах. Примером тому может служить сбор первого и второго составов команды России перед 10-м чемпионатом мира по кикбоксингу (Киев 1995 г.). Сбор планировалось провести со 2 ноября по 22 ноября с тем, чтобы 23 прибыть в Киев, так как 24 ноября спортсмены должны были проходить взвешивание. Таким образом, предполагалось проведение двух втягивающих и одного восстановительного микроциклов. Следует отметить, что место проведения сбора было выбрано неплохо — г. Тырныауз в Кабардино-Балкарии, 1100 метров над уровнем моря. Но на этом все плюсы заканчивались, так как гостиницы и спортзалы не отапливались, хотя на улице уже лежал снег. Тренировки проводились три раза в день. Известно, что при таких нагрузках иммунитет спортсмена имеет тенденцию к понижению, то есть условия тренировок и проживания должны быть достаточно комфортны. В противном случае возможны различные заболевания, что и подтвердилось в Тырныаузе. Кроме того, на 12 ноября были запланированы контрольные спарринги между первыми и вторыми номерами, по результатам которых определялся окончательный состав команды. Учитывая достаточно ровный уровень подготовленности спортсменов, можно понять, что контрольные спарринги превратились в малый чемпионат России, который проходил за 22 дня до начала чемпионата мира. Таким образом, времени для восстановления психики некоторым спортсменам, у которых напряжение переросло в напряженность, могло не хватить. Поэтому было принято единственно правильное решение о проведении восстановительного микроцикла в домашних условиях. Однако некоторым спортсменам это уже не помогло и они выступили на чемпионате мира значительно ниже своих возможностей.

Конкретным примером некоторых организационных изъянов может служить чемпионат мира по кикбоксингу среди любителей, который проходил в конце ноября 1995 года в Киеве, когда соблюдение графика выхода спортсменов на ринг было скорее исключением, чем нормой, а огромное помещение Дворца спорта, в котором проводились соревнования, не отапливалось и температура воздуха не превышала 10 градусов. Так из всех четырех боев А. Жмакина, который все-таки выиграл этот чемпионат, ни один не прошел согласно графику!

Первый поединок с норвежцем Герульфсоном задержался на 12 часов. Второй и четвертый бои также прошли с значительными задержками, а третий поединок с двукратным чемпионом мира Э. Кутыбаевым, назначенный на 27 ноября, был проведен 26 ноября через 15 минут после боя А. Жмакина с Р. Саядовым.

Как правило профессиональные соревнования организованы значительно лучше, чем любительские. Это обусловлено значительно меньшим количеством участников и лучшим финансированием. Однако и методы психологической борьбы здесь более изощренны и разнообразны. Примером может служить титульный бой за звание чемпиона мира по кикбоксингу среди профессионалов по версии WAKO-PRO в супертяжелой весовой категории (Ямбург, Россия 1996 г.). Оспаривать титул должны были чемпион мира 1995 года среди профессионалов по версии WKA Янагасава (Япония) и чемпион мира 1995 года среди любителей по версии WAKO А. Жмакин (Россия). На случай болезни одного из спортсменов был приглашен атлет с более высоким рейтингом, чемпион мира 1995 года среди профессионалов по версиям PKC и RCFA Д. Майе (Франция).

Следует отметить, что психологическое давление японской стороны началось практически сразу после подписания контрактов на проведение титульных боев и после того как спонсор российской стороны ГП " Ямбурггаздобыча" перечислил необходимую сумму на счет организатора матча — Всеевразийской федерации кикбоксинга. Согласно контракту бой между А. Жмакиным и Янагасавой должен был проходить в разделе фулл-контакт. Однако японцы за месяц до начала соревнований сообщили, что они отказываются проводить бой в этом разделе, мотивируя это большим весом А. Жмакина 97, 5 кг против 88 кг Янагасавы (при этом по японским правилам открытая весовая категория начинается с 75 кг). Далее японская сторона сообщила, что они согласны приехать, если поединок будет проводиться в разделе лоу-кик, где разрешены удары ногой по бедру. Для нас это был в прямом смысле " удар ниже пояса", так как А. Жмакин специализировался исключительно в разделе фулл-контакт, где и завоевал титул чемпиона мира. Первая реакция была — отказаться! Но тогда столько ресурсов окажется потраченными зря, а главное в Ямбурге ждали А. Жмакина, где его считают своим. Это определило окончательное решение — надо готовиться и выступать, хотя мы понимали, что за месяц освоить новый технический элемент и включить его в наработанные комбинации практически невозможно. Надо ли говорить — какая психологическая нагрузка легла на плечи двадцатидвухлетнего парня. Однако психологическая атака японцев получила свое продолжение: по приезде в Ямбург, после взвешивания А. Жмакина японец взвешиваться отказался, а руководство японской делегации потребовало увеличения призового фонда для своего спортсмена, мотивируя это тем, что А. Жмакин оказался тяжелее Янагасавы, хотя этот пункт был закрыт и наш спортсмен мог иметь любой вес. Переговоры длились вплоть до начала поединка и разминались все три спортсмена. Таким образом до выхода на ринг Саша не знал своего соперника. В конце концов им оказался Давид Майе. Однако, А. Жмакин все-таки победил, причем досрочно. Вряд ли это могло случиться без соответствующей психологической подготовки. Ведь в таких случаях психическое напряжение, возрастая, может перейти в психическую напряженность и спортсмен попадает в состояние, называемое стартовой лихорадкой (СЛ) и характеризуемое дисгармонией функций и систем, обеспечивающих деятельность, наблюдается падение энергетических возможностей. В этом состоянии результат боя совершенно не предсказуем, хотя значительно больше шансов, что он будет отрицательным. Вполне понятно, что состояние С Л является нежелательным.

Следует отметить, что неконтролируемое состояние СЛ может привести к резкому падению психического напряжения и переходу в чрезвычайно опасное состояние, практически не поддающееся коррекции и называемое стартовой апатией (СА).

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о чрезвычайной важности применения средств и методов психопедагогики в СБЕ и, особенно, в спорте высших достижений, которая наряду с физическими, техническими и тактическими видами подготовки, а также физической реабилитацией входит составной частью в систему интегральной подготовки спортсмена высокой квалификации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал