Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Анализ документов— метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения






Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резо­люциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.

Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрица­тельной формулировках, а также и предлагаемые варианты от­ветов.

Бренд (брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка.

Бриф — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится до­полнительная информация, необходимая агентству для их дости­жения.

Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого форму­лируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования.

Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного по­казателя тому, что подлежало измерению.

Вариация — разброс в значениях переменной.

Верификация — подтверждение научной теории всем множе­ством эмпирических фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Вопросы-фильтры — класс дополнительных вопросов социоло­гической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к дан­ному вопросу.

Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обработана.

Выборка — группа людей, подобранная для исследования, реп­резентирующая тех, кого социолог намерен изучить.

Выборочная совокупность — люди, которыми социолог интересуется как исследователь, и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка.

Выборочное обследование — способ систематического сбора дан­ных о поведении и установках людей посредством опроса специ­ально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность — множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Гистограмма — графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.

Глубинные интервью — детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга).

Группировка данных — один из основных методов обработкипервичной статистической информации, представляющий собойпроцесс образования групп единиц совокупности, однородных 1 каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близ­кие значения изучаемого признака.

Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который вэтом случае называется модератором, с несколькими людьми длявыяснения коллективного мнения, установления общей точкизрения на предмет.

Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощисредств вычислительной техники.

Деликатный вопрос — анкетный вопрос, который затрагиваетщекотливые темы.

Деловые игры — прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организациях., имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активно­го обучения) руководящего персонала.

Дельфи-метод — метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значению прогнозируемого показателя.

Дескриптивная интерпретация — описание понятий, которые используются при построении теоретической модели.

Дескриптивные исследования {descriptive research) — исследова­ния, построенные на простом описании изучаемого объекта.

Диаграмма — обобщенное название самых разнообразных гра­фических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протека­ющего в форме свободного диалога исследователя и исследуемо­го, в котором оба занимают одинаково активную позицию и рав­ноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем.

Дискриминантная валидность — те переменные, которые в тео­рии считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), дол­жны быть таковыми и в эмпирии.

Дискриминантный анализ — статистический метод, который по­зволяет изучать различия между двумя и более объектами по не­скольким признакам одновременно.

Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений при­знака от их средней величины.

Дневник — метод исследования, при котором респонденты в те­чение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специ­альные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п.

Дневниковые исследования — изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опра­шиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интере­сующую информацию.

Доверительная вероятность — вероятность того, что оценивае­мый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале.

Домашний тест (Home-test) — методика домашнего тестирова­ния товаров.

Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные.

Закон больших чисел — утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при не­которых весьма общих условиях, к результату, почти не завися­щему от случая.

Закономерность — мера вероятности наступления какого-то со­бытия или явления либо их взаимосвязи.

Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа.

Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свой­ствам или сторонам.

Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупнос­ти элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.).

Индивидуальное (личное) интервью — беседа тет-а-тет интер­вьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей.

Индивидуальные глубинные интервью — индивидуальные бесе­ды с экспертом в области вашего исследования.

Индикатор — ориентирующий показатель, измеритель, позво­ляющий в определенной степени предвидеть, в каком направле­нии следует ожидать развития экономических, социальных, по­литических и экологических процессов.

Инновация — конечный результат инновационной деятельнос­ти, получивший воплощение в виде нового или усовершенство­ванного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершен­ствованного процесса, используемого в практической деятельно­сти либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Интервенционистская социология — научное исследование соци­альной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс.

Интерпретация — истолкование, объяснение.

Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на осно­ве сформулированных научных проблем.

История жизни — тактика исследования, использующая биогра­фические данные, а также другие источники.

Кабинетные исследования {Desk research) — в маркетинге вто­ричные исследования, т.е. обработка уже существующей инфор­мации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения.

Квазиэксперимент — крупномасштабное социальное нововведе­ние без предварительного тестирования объекта.

Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объек­та (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы.

Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними.

Кластерный анализ — группа технических процедур, использу­емых для объединения объектов или людей, похожих между со­бой по двум и более классификационным признакам.

Кодирование — присвоение числовых кодов позициям в соци­ологической анкете.

Конвергентная валидность — те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.

Конкретизация — перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация).

Консалтинг — помощь клиентам (индивидуальным или инсти­туциональным), оказываемая отдельным специалистом или кон­салтинговой компанией, при решении социальных, экономичес­ких и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности.

Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Контролирование репрезентативности — сравнение средних ге­неральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения.

Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.

Концептуальное (понятийное) определение предмета социоло­гии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практи­чески решает социальные проблемы.

Концептуальное картирование (Concept Mapping) — процесс пе­ревода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, всистему наглядных схем и изображений рисуночного типа.

Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное нало­жение значений двух переменных.

Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные часто­ты или частости, а на горизонтальной — значения признака.

Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной переменной.

Логический анализ понятий — логическое структурирование ис­ходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, еекомпозиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований.

Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения мар­кетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана — величина варьирующего признака, делящая сово­купность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное нало­жение значений двух переменных.

Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц.

Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные часто­ты или частости, а на горизонтальной — значения признака.

Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной переменной.

Логический анализ понятий — логическое структурирование ис­ходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры.

Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований.

Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения мар­кетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне.

Медиана — величина варьирующего признака, делящая сово­купность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы.

Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью кото­рых устанавливается связь между фактами, гипотезами и тео­риями.

Методика — организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. М. вы­полняет функцию методической инструкции.

Методология: 1) система принципов научного исследова­ния; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы когнитивного интервью — вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника.

Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслуживания с помощью контрольных покупок, проводимых инког­нито.

Мода — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака.

Модераторы — интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем пря­мой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, допол­нительная информация, необходимые пояснения.

Нарративное интервью (narrative — рассказ, повествование) — произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера.

Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные.

Неформализованное интервью — длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минималь­ной детализацией поведения интервьюера.

Номинальная шкала — шкала произвольных взаимно-однознач­ных преобразований, в результате которых сохраняются отноше­ния равенства и неравенства между числами.

Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактны­ми, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, спо­собные дать социологу необходимую информацию.

Объем выборки — количество единиц выборочной совокуп­ности.

ОМНИБУС — опрос респондентов путем заполнения ими ан­кет с большим количеством вопросов на различные темы.

Операционализация — перевод понятий в термины либо наде­ление терминов эмпирическими признаками; установление коли­чественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках.

Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.

Опросная сеть — совокупность обученных и опытных интер­вьюеров по всей стране, которые занимаются проведением различ­ных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных.

Органиграмма — графическая интерпретация процесса вы­полнения управленческих функций, их этапов и входящих вних работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделе­ниями, их внутренними структурными органами и отдельны­ми работниками.

Организационный план исследования — описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследова­ния.

Оценочное исследование — систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладно­го социального исследования.

Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Ошибки выборки — ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности.

Ошибки поля — ошибки, связанные с организацией и проведе­нием поля ошибки.

Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.

Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математичес­кую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения.

Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, про­цессов, отражающих их структуру или динамику развития.

Полевое исследование — крупномасштабное изучение соци­альных явлений методом непосредственного наблюдения за пове­дением людей в реальных жизненных ситуациях.

Полигон распределения — замкнутая ломаная линия в прямоу­гольной системе координат с координатами р qf), где лг(. — зна­чение /-го признака, qf — частота или частость /-го признака.

Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспек­тов, относительно которых должна быть получена информация.

Понятие-индикатор — понятие, обозначающее регистрируемые признаки.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для реше­ния проблемы исследования.

Проблема исследования — различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желатель­ным положением дел, выраженное на научном языке.

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Программа — стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего ме­роприятия, изложить концепцию всего исследования.

Прожективные вопросы — вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей.

Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с нео­пределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмыслен­ное (истинное или ложное) высказывание.

Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориен­тации.

Профиль работника — перечень профессиональных умений, зна­ний, навыков и производственного опыта, требуемых для выпол­нения данной работы или назначения на конкретную должность.

Процедура — последовательность всех операций, общая систе­ма действий по организации исследования.

Психотехника — прикладное направление в советской психоло­гии труда в 20—30-е гг., изучавшее широкий круг социальных воп­росов — от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии.

Релевантность — уместность, соответствие чему-либо.

Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокуп­ности представлять характеристики генеральной.

Роллинговые исследования — опрос, при котором данные накап­ливаются до достижения достаточного уровня значимости.

Социальная диагностика — оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирова­ния и развития.

Социальная проблема — существующая в самой реальности про­тиворечивая ситуация, носящая массовый характер и затрагива­ющая интересы больших социальных групп либо социальных ин­ститутов.

Социальное проектирование — обоснованное конструирование отвечающих заданным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдаленном будущем социальных объектов (состо­яний, процессов).

Социальные технологии — вид прикладного исследования, по­зволяющий многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления.

Среднее арифметическое — сумма значений переменной, поделенная на число значений.

Среднее квадратическое отклонение — один из показателей ва­риации, представляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений значений признака от их средней величины (дисперсии).

Среднее линейное отклонение — один из показателей вариации, представляющий собой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины.

Среднее отклонение — мера разброса, основанная на отклоне­нии каждого из значений от среднего.

Средняя (средняя арифметическая) — значение признака, ко­торое равномерно распределено между всеми единицами совокуп­ности.

Статистические таблицы — способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характери­зующих те или иные массовые явления или процессы.

Стратагема — алгоритм практических или теоретических дей­ствий.

Структурированные интервью — визуальный опрос респонден­тов путем фиксирования на бумаге точных и однозначных пока­зателей.

Структурная интерпретация — упорядочение теоретических по­нятий, выявление их взаимных связей.

Сценарий — вероятностное описание картины будущего, состав­ленной на основе компетентных технических суждений.

Телефонное интервью — одна из форм опосредованного опроса при помощи телефона.

Тенденция — слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной закономерности.

Теоретическая модель предмета исследования — обобщенное выражение проблемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных понятий.

Тест — кратковременное стандартизованное испытание, на­правленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психическо­го свойства.

Техника — совокупность специальных приемов для эффектив­ного исследования того или иного метода.

Типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обо­снованным критериям.

Типологическая группировка — разделение качественно разно­родной совокупности на отдельные качественно однородные груп­пы и выделение на этой основе социальных типов явления.

Тренинг — комплекс упражнений, проводимых на умствен­ном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе.

Трудный вопрос — это вопрос, затруднения при ответе на кото­рый связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста.

Факторная интерпретация — установление связей (иногда вы­раженных в количественных величинах) между исходными поня­тиями и переменными.

Факторы — гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые переменные, подразделяются на общие и характерные.

Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по опреде­ленному плану на заранее поставленную ученым тему в непос­редственном (личном) контакте в специально отведенном поме­щении.

Фокусированное (направленное) интервью — подробное обсуж­дение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

Формализованное интервью — беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструк­цию вопросов, варианты возможных ответов.

Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки.

Хронография — графическая фиксация временных характерис­тик двигательной активности человека в процессе работы.

Хронометраж — метод опосредствованного наблюдения трудо­вого процесса с применением секундомера.

Центральная тенденция — выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность.

Частнонаучные понятия — социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции.

Эксперимент — исследовательская стратегия, в ходе которойосуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведутсебя одни характеристики явления (процесса, ситуации).

Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты.

Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, про­изводить логический вывод, объяснять.

Эмпирическая интерпретация — операционализация теоретичес­ких понятий.

Эмпирическая схема объекта исследования — описание экс­периментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое — входит в содер­жание.

Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и высту­пающие в виде значения переменной.

Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объек­та, которые доступны наблюдению и измерению.

Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном со­бытии.

Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, прове­денный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого реп­резентативную информацию.

Эффект эха («галлоэффект») — многократное повторение од­ной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

Action research — семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного по­знания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и ак­тивного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения; исследование-внедрение.

CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) — компьютерная система телефонного опроса.

CATI-центр — помещение, оборудованное для проведения ав­томатизированных телефонных опросов.

Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера.

Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — заполнение анкеты респондентом на компьютере.

Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью компьютера

Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компьютера.

ESOMAR — Европейское сообщество по маркетинговым иссле­дованиям и общественному мнению.

Market Research — исследование рынка.

Marketing Research — исследование сбыта, маркетинговое ис­следование.

Paper and Pen Interview — интервью с карандашом и бумагой; традиционные интервью.

People meter — прибор, позволяющий регистрировать просмотр телевизора каждым из членов телевизионной панели.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал