Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов. Анализ документов— метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Анкетирование — вопросно-ответная форма организации текста. Анкетные вопросы — все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов. Бренд (брэнд) — хорошо раскрученная торговая марка. Бриф — документ, в котором кратко и четко формулируются задачи, которые ставит клиент перед агентством, и содержится дополнительная информация, необходимая агентству для их достижения. Брифинг — инструктаж, совещание, в рамках которого формулируются цель и задачи маркетингового исследования; встреча исполнителя и заказчика при обсуждении задания исследования. Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению. Вариация — разброс в значениях переменной. Верификация — подтверждение научной теории всем множеством эмпирических фактов, которые к ней относятся. Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам. Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Вопросы-фильтры — класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к данному вопросу. Вторичные данные — информация, которая уже была кем-то получена и обработана. Выборка — группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого социолог намерен изучить. Выборочная совокупность — люди, которыми социолог интересуется как исследователь, и кто реально включен в опрос; то же самое, что выборка. Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Генеральная совокупность — множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гистограмма — графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале. Глубинные интервью — детальное изучение представителей целевой аудитории, на которую сфокусирован производимый товар (услуга). Группировка данных — один из основных методов обработкипервичной статистической информации, представляющий собойпроцесс образования групп единиц совокупности, однородных 1 каком-либо отношении, а также имеющих одинаковые или близкие значения изучаемого признака. Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который вэтом случае называется модератором, с несколькими людьми длявыяснения коллективного мнения, установления общей точкизрения на предмет. Данные — информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощисредств вычислительной техники. Деликатный вопрос — анкетный вопрос, который затрагиваетщекотливые темы. Деловые игры — прикладная методика и система решения конкретных управленческих задач на предприятии или в организациях., имеющая характер непродолжительного тренинга (метод активного обучения) руководящего персонала. Дельфи-метод — метод экспертных оценок, основанный на предположении, что обобщенная оценка экспертов будет иметь наименьшую дисперсию, а медианное значение индивидуальных оценок стремится к фактическому значению прогнозируемого показателя. Дескриптивная интерпретация — описание понятий, которые используются при построении теоретической модели. Дескриптивные исследования {descriptive research) — исследования, построенные на простом описании изучаемого объекта. Диаграмма — обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин. Диалоговое интервью — форма глубинного интервью, протекающего в форме свободного диалога исследователя и исследуемого, в котором оба занимают одинаково активную позицию и равноправно обмениваются мнениями относительно обсуждаемых проблем. Дискриминантная валидность — те переменные, которые в теории считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии. Дискриминантный анализ — статистический метод, который позволяет изучать различия между двумя и более объектами по нескольким признакам одновременно. Дисперсия — средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины. Дневник — метод исследования, при котором респонденты в течение некоторого времени (от недели и дольше) заполняют специальные дневники. В дневниках может фиксироваться информация о просмотре телепрограмм или прослушивании радиостанций и т.п. Дневниковые исследования — изучение изменения настроений, потребностей и поведения респондентов путем заполнения опрашиваемыми дневников, куда они регулярно записывают интересующую информацию. Доверительная вероятность — вероятность того, что оцениваемый параметр в генеральной совокупности будет находиться в установленном интервале. Домашний тест (Home-test) — методика домашнего тестирования товаров. Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные. Закон больших чисел — утверждение, гласящее, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не зависящему от случая. Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Идеализированный объект — теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа. Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Индекс — относительная величина среднего измерения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, услуг, ресурсов и т.п.). Индивидуальное (личное) интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей. Индивидуальные глубинные интервью — индивидуальные беседы с экспертом в области вашего исследования. Индикатор — ориентирующий показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических, социальных, политических и экологических процессов. Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке; нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности либо нового подхода к оказанию социальных услуг. Интервенционистская социология — научное исследование социальной проблемы методом активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс. Интерпретация — истолкование, объяснение. Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. История жизни — тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Кабинетные исследования {Desk research) — в маркетинге вторичные исследования, т.е. обработка уже существующей информации, которая была собрана для других обследований, но может быть полезна для нового изучения. Квазиэксперимент — крупномасштабное социальное нововведение без предварительного тестирования объекта. Кейс-стади — глубинное, детальное исследование одного объекта (фабрики, школьного класса, семьи, подростковой группы, села, племени), имеющего четкие временные и пространственные границы. Классификация — процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними. Кластерный анализ — группа технических процедур, используемых для объединения объектов или людей, похожих между собой по двум и более классификационным признакам. Кодирование — присвоение числовых кодов позициям в социологической анкете. Конвергентная валидность — те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии. Конкретизация — перевод категорий в понятия (эмпирическая интерпретация). Консалтинг — помощь клиентам (индивидуальным или институциональным), оказываемая отдельным специалистом или консалтинговой компанией, при решении социальных, экономических и политических проблем, возникающих в ходе практической деятельности. Контент-анализ — количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей с целью определения ошибки выборки и ее уменьшения. Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия. Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Концептуальное картирование (Concept Mapping) — процесс перевода абстрактных идей, посвященных какой-либо одной теме, всистему наглядных схем и изображений рисуночного типа. Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования. Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков. Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух переменных. Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц. Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонтальной — значения признака. Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной переменной. Логический анализ понятий — логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, еекомпозиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований. Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Медиана — величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы. Корреляция — показатель степени статистической взаимосвязи признаков. Коэффициент корреляции — числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь. Кросстаб (от англ. crosstab (cross — крест и tab — сокращение от table — таблица)) — «крестообразная таблица», перекрестное наложение значений двух переменных. Кросстабуляция — процесс создания перекрестных таблиц. Кумулята — графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частости, а на горизонтальной — значения признака. Линейные (одномерные) распределения — перечисление всех значений одной переменной. Логический анализ понятий — логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Логический контроль — соотнесение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований. Маркетинговые исследования (Marketing Research) — система поиска, сбора, обработки данных, необходимых для решения маркетинговых проблем и обеспечения маркетинговой деятельности на любом ее уровне. Медиана — величина варьирующего признака, делящая совокупность на две равные части, со значениями больше и меньше медианы. Метод (в социологии) — основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Методика — организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. М. выполняет функцию методической инструкции. Методология: 1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов. Методы когнитивного интервью — вовлечение респондента в процесс тестирования, критики и улучшения вопросника. Мистери-шоппинг — оценка условий торговли, качества обслуживания с помощью контрольных покупок, проводимых инкогнито. Мода — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака. Модераторы — интервьюеры, подготовленные для проведения глубинных и фокус-групповых опросов. Наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Наводящий вопрос — вопрос, в котором содержится скрытая подсказка или расшифровка того, в каком направлении пойдет в дальнейшем беседа между исследователем и респондентом, дополнительная информация, необходимые пояснения. Нарративное интервью (narrative — рассказ, повествование) — произвольное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера. Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные. Неформализованное интервью — длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера. Номинальная шкала — шкала произвольных взаимно-однозначных преобразований, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравенства между числами. Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Объект исследования — в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности. ОМНИБУС — опрос респондентов путем заполнения ими анкет с большим количеством вопросов на различные темы. Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками; установление количественных контуров изучаемого явления, которые выражены в цифрах или наблюдаемых признаках. Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах. Опросная сеть — совокупность обученных и опытных интервьюеров по всей стране, которые занимаются проведением различных исследований, а также сеть супервизоров и региональных представителей, которые контролируют их работу и проверяют качество предоставляемых данных. Органиграмма — графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих вних работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Организационный план исследования — описание распределения во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Оценочное исследование — систематическое, использующее методы социальных наук, концептуальное обоснование и анализситуации, которые следует рассматривать как вариант прикладного социального исследования. Ошибка репрезентативности — мера отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Ошибки выборки — ошибки, допускаемые исследователем при составлении выборочной совокупности. Ошибки поля — ошибки, связанные с организацией и проведением поля ошибки. Паспортичка — совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты. Первичные данные — полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов. Переменная — понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Показатели (социальные) — качественные и количественные характеристики изучаемых социальных объектов, явлений, процессов, отражающих их структуру или динамику развития. Полевое исследование — крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. Полигон распределения — замкнутая ломаная линия в прямоугольной системе координат с координатами (хр qf), где лг(. — значение /-го признака, qf — частота или частость /-го признака. Полуструктурированное интервью — интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация. Понятие-индикатор — понятие, обозначающее регистрируемые признаки. Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Проблема исследования — различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке. Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Программа — стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Прожективные вопросы — вопросы, задаваемые респонденту в сослагательном наклонении либо о поведении других людей. Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание. Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии методологи, придерживающиеся позитивистской ориентации. Профиль работника — перечень профессиональных умений, знаний, навыков и производственного опыта, требуемых для выполнения данной работы или назначения на конкретную должность. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования. Психотехника — прикладное направление в советской психологии труда в 20—30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов — от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии. Релевантность — уместность, соответствие чему-либо. Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной. Роллинговые исследования — опрос, при котором данные накапливаются до достижения достаточного уровня значимости. Социальная диагностика — оперативная оценка состояния или режима работы социального объекта выявлением отклонения от заданного или нормального состояния, режима функционирования и развития. Социальная проблема — существующая в самой реальности противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Социальное проектирование — обоснованное конструирование отвечающих заданным требованиям и намечаемых к построению в близком или отдаленном будущем социальных объектов (состояний, процессов). Социальные технологии — вид прикладного исследования, позволяющий многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач управления. Среднее арифметическое — сумма значений переменной, поделенная на число значений. Среднее квадратическое отклонение — один из показателей вариации, представляющий собой корень второй степени из среднего квадрата отклонений значений признака от их средней величины (дисперсии). Среднее линейное отклонение — один из показателей вариации, представляющий собой среднее значение отклонения вариантов признака от их средней величины. Среднее отклонение — мера разброса, основанная на отклонении каждого из значений от среднего. Средняя (средняя арифметическая) — значение признака, которое равномерно распределено между всеми единицами совокупности. Статистические таблицы — способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы. Стратагема — алгоритм практических или теоретических действий. Структурированные интервью — визуальный опрос респондентов путем фиксирования на бумаге точных и однозначных показателей. Структурная интерпретация — упорядочение теоретических понятий, выявление их взаимных связей. Сценарий — вероятностное описание картины будущего, составленной на основе компетентных технических суждений. Телефонное интервью — одна из форм опосредованного опроса при помощи телефона. Тенденция — слабый вид закономерности, показывает основное направление развития событий, приближение реального процесс к объективной закономерности. Теоретическая модель предмета исследования — обобщенное выражение проблемной ситуации в логический взаимосвязанной системе основных понятий. Тест — кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в сжатые сроки важной информации о наличии или степени выраженности определенного психического свойства. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного исследования того или иного метода. Типологизация — обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Типологическая группировка — разделение качественно разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выделение на этой основе социальных типов явления. Тренинг — комплекс упражнений, проводимых на умственном, интеллектуальном и психологическом уровне и осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. Трудный вопрос — это вопрос, затруднения при ответе на который связаны со спецификой опосредованного общения и прежде всего с восприятием печатного текста. Факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными. Факторы — гипотетические, непосредственно не измеряемые, скрытые переменные, подразделяются на общие и характерные. Фокус-группа — беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении. Фокусированное (направленное) интервью — подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен. Формализованное интервью — беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Холл-тесты — тестирование отдельных характеристик товаров в закрытом помещении, моделирование ситуации покупки. Хронография — графическая фиксация временных характеристик двигательной активности человека в процессе работы. Хронометраж — метод опосредствованного наблюдения трудового процесса с применением секундомера. Центральная тенденция — выявление того, какие из значений переменных встречаются в линейных распределениях наиболее часто, а значит, определяют общую или центральную закономерность. Частнонаучные понятия — социологические понятия среднего (невысокого) уровня абстракции. Эксперимент — исследовательская стратегия, в ходе которойосуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведутсебя одни характеристики явления (процесса, ситуации). Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты. Эксплицировать — делать нечто явным, открыто выражать, производить логический вывод, объяснять. Эмпирическая интерпретация — операционализация теоретических понятий. Эмпирическая схема объекта исследования — описание экспериментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое — входит в содержание. Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства у объекта и выступающие в виде значения переменной. Эмпирический индикатор — элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном событии. Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Эффект эха («галлоэффект») — многократное повторение одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. Action research — семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения; исследование-внедрение. CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) — компьютерная система телефонного опроса. CATI-центр — помещение, оборудованное для проведения автоматизированных телефонных опросов. Computer Assisted Self-Administered Interview With an Interviewer Present — интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера. Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — заполнение анкеты респондентом на компьютере. Computer Assisted Telephone Interview — телефонное интервью с помощью компьютера Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интервью с помощью компьютера. ESOMAR — Европейское сообщество по маркетинговым исследованиям и общественному мнению. Market Research — исследование рынка. Marketing Research — исследование сбыта, маркетинговое исследование. Paper and Pen Interview — интервью с карандашом и бумагой; традиционные интервью. People meter — прибор, позволяющий регистрировать просмотр телевизора каждым из членов телевизионной панели.
|