Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Боевых вылетов
За всю Великую Отечественную войну дальнебомбардировочная авиация совершила более 200000 боевых вылетов. АДД с марта 1942 по май 1945 года совершила более 194000 таких вылетов. Интересно посмотреть, как же распределялась наша боевая работа? Из отчетных данных мы видим, что по административным и промышленным центрам противника сделано более 6600 самолето-вылетов; по железнодорожным узлам и магистралям — более 65000; по войскам противника — более 73000 самолето-вылетов; по аэродромам — более 18000 и по морским портам — более 6000 самолето-вылетов. Значительный вклад в основные операции, проведенные Красной Армией, внесла и АДД. Так, в Сталинградской битве АДД, сделала около 14000 боевых вылетов, в битве на Курской дуге — более 8500, при освобождении Крыма — около 2000, в Ясско-Кишиневской операции — более 2600, в Белорусской — около 13500, в операциях под Ленинградом — более 23000, в Прибалтийской операции — более 7200, в Восточно-Прусской — более 6600 и в Берлинской — около 3500 самолето-вылетов. По специальным заданиям произведено 7298 полетов в тыл врага и перевезено около 5500 тонн груза, в основном боеприпасы и около 12000 человек личного состава. [546] Это сделали боевые части и соединения АДД. Фронтовыми частями Гражданского воздушного флота за время войны перевезено более 1 500 000 человек личного состава Красной Армии, из них раненых более 346000. Более 123000 тонн различного военного груза перевезено на фронтах, где только боеприпасы составляют 25000 тонн. Заброшено в тыл и вывезено из тыла более 66 500 человек личного состава и около 13000 тонн различного военного груза. Только по специальным заданиям заброшено в тыл около 4000 человек и более 900 тонн груза. Нужно здесь сказать и о том, что метеорологические условия не всегда, мягко выражаясь, сопутствовали нам в боевых вылетах. Если мы посмотрим на погоду во время прошедшей войны, то, с точки зрения авиации, увидим такие данные. Например, за 1944 год было всего 44 ночи, которые не ограничивали полеты. С марта же 1942 года и по май 1945-го из 1165 дней и ночей летных было всего 215, ограниченно летных по причине сложных и усложненных условий погоды — 465, а остальное время было из-за плохих метеорологических условий совсем непригодно для полетов. И все же около 200000 вылетов АДД, как я уже писал, произвела. Погода в подавляющем своем большинстве не являлась камнем преткновения для выполнения боевых заданий. Не летали лишь в двух случаях. Зимой это — сильное обледенение, с которым не могли справиться имевшиеся на самолете противообледенительные средства, а в летнее время — грозовая деятельность. Отличительной чертой АДД от других объединений авиации, как уже отмечалось, являлось то, что никаких пауз или перерывов в ее боевой деятельности не существовало. Заканчивались операции на одних фронтах, начинались на других, а кроме этого, АДД все время выполняла самостоятельные, не связанные с тем или иным фронтом, боевые задачи. Такая боевая работа все время держала в напряжении весь личный состав всех частей и соединений АДД. Это, пожалуй, был единственный род войск, где шла непрерывная в течение всей войны боевая работа. Организация связи и управления, как я уже отмечал, была отработана так, что сам штаб АДД в любую минуту мог связаться с любым находившимся в воздухе самолетом. Четкость управления массой летящих самолетов была доведена до совершенства. В любой момент, в любую минуту мы были в состоянии повернуть их в нужном направлении или изменить поставленную ранее задачу, что и имело место, в особенности при наших стремительных наступательных операциях и в последний период ведения войны. Быстро менялась обстановка, а с ней, естественно, менялись и задачи, старые отпадали, новые возникали, подчас уже тогда, когда экипажи находились в воздухе. Не было случая, чтобы находившиеся в воздухе экипажи, получив новую задачу, ее не выполнили бы. [547] К исходу войны АДД, представляла из себя грозную армаду имевших значительный боевой опыт экипажей и их командиров. Она имела также опытный инженерно-технический персонал, способный полностью обеспечить готовность материальной части к выполнению боевых задач, имела прекрасно организованную службу тыла, начиная с батальонов аэродромного обслуживания, имела отлично сколоченные штабы частей и соединений и, наконец, имела такой сколоченный штаб руководства, штаб АДД, который был в состоянии обеспечить выполнение любых боевых задач, поставленных перед авиацией стратегического назначения. С развитием, расширением боевой деятельности АДД появилась и новая плеяда командных кадров. Многие десятки боевых товарищей выдвинулись и успешно командовали авиационными полками. Среди лучших командиров были: Василий Петрович Филин, Иосиф Семенович Аграновский, Николай Демьянович Егоров, Николай Михайлович Шошин, Борис Григорьевич Езерский, Иосиф Илларионович Дьяков, Николай Антонович Косихин, Леонтий Михайлович Пятибоков, Николай Григорьевич Богданов, Григорий Иванович Якименко, Александр Алексеевич Баленко, Василий Алексеевич Трехин, Виталий Александрович Гордиловский, Владимир Порфирьевич Драгомирецкий, Иван Васильевич Родионов, Павел Петрович Марков, Аркадий Тихонович Холод, Михаил Андреевич Аркатов, Федор Федорович Степанов, Николай Николаевич Илюхин… Перечислить их всех здесь невозможно. Наряду с новой плеядой командиров полков, естественно, появилась плеяда штурманов полков, командиров эскадрилий, штурманов эскадрилий, тех командных кадров, под руководством которых ширилась мощь АДД. Пять наших летчиков — Степан Иванович Кретов, Александр Игнатьевич Молодчий, Василий Николаевич Осипов, Павел Андреевич Таран, Евгений Петрович Федоров — и штурман Василий Васильевич Сенько удостоились высокого звания Героя Советского Союза дважды. Много написано о каждом из них, скажу лишь о том, что заслужить это высокое звание дано не всякому. Для этого нужно было сделать сотни боевых вылетов, проявить особую отвагу, геройство и мужество и не раз смотреть смерти в глаза. Многие были награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденами Александра Невского, Славы всех степеней и другими высокими правительственными наградами. Назову среди них лишь некоторых: А. С. Новоселов, Н. Е. Топилин, Л. К. Королев, А. Л. Недорезов, М. С. Копытков, Д. М. Чернявский, А. Л. Болдов, А. П. Емец, Ю. И. Ларин, М. Чарыев, В. М. Потапов, И. М. Исаев, Ю. Д. Мангуби, И. Ф. Тарасов, С. С. Москалев, Н. П. Нестин, Г. А. Шамраев, Л. Н. Баклушин, Ю. Ф. Фуфаев, [548] Б. П. Шведов, А. В. Мансветов, Ф. Г. Глинский, А. П. Тимофеев, К. П. Кольцов, С. А. Карымов, В. И. Шутов, М. С. Корогодов, Н. У. Кондратович, X. М. Насипов, Н. О. Ижутов, А, В. Тарасов, В. И. Бабошин, А. П. Заяц, А. А. Омельченко, М. А. Осипов, Б. В. Бицкий, С. В. Докин, X. К. Бикмурзин, В. В. Кирюхин, В. Ф. Кропачев, Г. Н. Макаренко, А. П. Нестеров, П. Д. Просветов, А. И. Климов, А. К. Терехов, А. А. Скок, И. У. Хмара, А. П. Загустин, П. Г. Козьмин, Л. Хазахметов, К. М. Кахраманов, Л. Н. Рождественский, К. М. Форопонов, А. В. Акулинин, А. А. Васильев, А. А. Вознесенский, А. И. Суханов, И. М. Шаповалов, В. Н. Чванов, А. М. Ломов, Д. С. Земляной, А. П. Рыжов, Ф. А. Чумаченко, И. И. Гришункин, И. С. Романов, В. Л. Щербаков, Ф. И. Драгунов, И. А. Грибов, В. Н. Новиков… Не могу не сказать о женщинах, работавших у нас в АДД. Это их умные руки возвращали здоровье раненым в боях экипажам, это они в подавляющем большинстве держали связь с находившимися в воздухе боевыми самолетами, это они водили сотни машин, обеспечивая всем необходимым наши части и соединения, и эти же руки готовили пищу, стирали белье, а подчас, когда позволяли условия, высаживали в окрестностях аэродромов свежие салат и петрушку, огурцы и помидоры. Да! Немало легло на плечи наших славных и скромных тружениц. И Родина по достоинству оценила труд женщин, находившихся на службе в АДД, отметила их участие в войне высокими правительственными наградами. Среди награжденных женщин — гвардии капитан медицинской службы Мухина Татьяна Александровна, капитан административной службы Файбушевич Евгения Соломоновна, старший лейтенант медицинской службы Малик Елизавета Алексеевна, старший сержант Тимофеева Вера Петровна, сержанты Емельянова Ксения Трофимовна, Загустина Александра Павловна, Зорина Александра Андреевна, Иконникова Валентина Константиновна, Катагарова Антонина Павловна, Перминова Валентина Владимировна, Самонькина Анастасия Федоровна и Черкас Екатерина Кондратьевна, младшие сержанты Кряжева Нина Петровна, Поликарпова Людмила Сергеевна, Сопова Александра Александровна и Сударева Людмила Ивановна, ефрейторы Волкова Евгения Дмитриевна, Смирнова Лидия Тимофеевна и Федотова Зинаида Ильинична, гвардии рядовые Чеблакова Тамара Михайловна, Алещенко Вера Ивановна, Бардина Клавдия Васильевна, Березняк Елизавета Зиновьевна, Бокова Вера Михайловна, Британская Роза Александровна, Воронина Зинаида Ильинична, Евсеева Евфросинья Григорьевна, Ермолинская Екатерина Владимировна, Жакова Анна Макаровна, Кобелева Екатерина Георгиевна, Козырева Любовь Андреевна, Корнеева Мария Дмитриевна, Кошелева Прасковья Петровна, Красовская Татьяна Дмитриевна, [549] Куршева Клавдия Сергеевна, Ланкова Татьяна Гавриловна, Ледачкова Прасковья Яковлевна, Лукьянова Ольга Николаевна, Муженко Вера Тимофеевна, Новикова Зинаида Филимоновна, Новожилова Евдокия Степановна, Огородникова Зинаида Антоновна, Осипова Анна Сергеевна, Петрова Валентина Романовна, Петрова Евдокия Сафроновна, Попова Анна Карповна, Степанова Анна Михайловна, Сэт Адель Михайловна, Толстоброва Галина Алексеевна, Ульяницкая Лидия Степановна, Фадеева Зинаида Михайловна, Фалина Анна Васильевна, Фоканова Любовь Дмитриевна, Фрыгина Зинаида Федоровна, Чеблукова Пелагея Сергеевна, Чистякова Анна Степановна, Шинкарева Раиса Кирилловна, Шитикова Елена Львовна, Шутурова Мария Григорьевна и многие, многие другие. Перечислить всех награжденных за отвагу, героизм и мужество, проявленные в ходе Великой Отечественной войны, никак невозможно, ибо их в АДД десятки тысяч. Да, десятки тысяч советских людей, братьев и сестер многонациональной семьи… А сколько их всего, сыновей и дочерей Великой Советской Державы, получивших награды за геройскую борьбу с ненавистным врагом?! Их миллионы!!! Это они со всем советским народом показали свою волю и твердость на фронтах Великой Отечественной войны, свою стойкость, свою веру в нашу партию, ее руководство, это они со всем советским народом доказали, что нет и не будет такой силы на земле, которая могла бы противопоставить себя народам первого свободного истинно народного государства. Только в момент смертельной опасности, которая нависла над нашей Родиной, можно было отчетливо увидеть, можно было ясно ощутить, за кем идет народ, кого он поддерживает, кому он верит. Наш народ, наше общество не может отдельные недостатки, отдельные ошибки, отдельные промахи, которые были и которые могут быть в строительстве еще никем и никогда не создаваемого общественного строя, ставить во главу угла, подчинять им, этим недостаткам, главное — экономическое и культурное развитие нашего государства. Мощь Советского Союза, стоящего на страже мира, на страже завоеваний социалистических стран, говорит о том, что создать эту мощь могли и могут лишь люди, имеющие значительные познания и желание видеть свою страну идущей по пути дальнейшего экономического и культурного развития. Толпа безыдейных людей, толпа рабов сделать этого никогда бы не смогла. Война еще раз подтвердила, что без наличия стратегической авиации, без наличия ударных сил в руках Верховного командования, которые могли бы наносить удары на любых направлениях и на значительную глубину, вести успешно войну нельзя. Нельзя было в условиях прошедшей Великой Отечественной войны, нельзя и теперь, уже в новых, современных условиях. Роль стратегической авиации не только не уменьшается, а, наоборот, становится все более важной. [550] Показательна и попытка Верховного создать организацию стратегического значения, где бы были, с одной стороны, войска и средства их доставки, а с другой — ударная сила, сосредоточенная в одном месте под единым командованием. Объединяя средства доставки — ГВФ, ударную силу — АДД и войска ВДВ, Верховный имел в виду проведение ими самостоятельных операций в тылу врага. Идея весьма интересная в то время. Она не потеряла, если не сказать большего, значения и в наши дни. Отгремела Великая Отечественная война. Советский народ, руководимый нашей партией, разбил наголову ненавистного врага человечества — фашизм, разбил наголову гитлеровские полчища, вероломно вторгшиеся на территорию нашей Родины, освободил от порабощения многие страны Европы. Настал на земле мир. Однако каждый из нас, ветеранов войны, знает, как шаток, как недолговечен тот мир, который держится лишь на красивых словах, а не на мощи, прежде всего вооруженной мощи государства. Вот почему наша партия, наше правительство уделяют столько внимания Вооруженным Силам. Только опираясь на мощь Вооруженных Сил, на экономическую мощь страны, способной держать повседневно на высочайшем уровне боевую технику, советский народ, народы социалистических стран и, не будет ошибкой сказать, народы, населяющие нашу планету, могут быть уверенными в том, что на земле будет мир. И длиться этот мир будет до тех пор, пока будет существовать так называемое равновесие в средствах уничтожения, в средствах ведения войны. Ничто другое — ни подписываемые договоры, ни какие-либо другие документы — не могут в наш век наибольших противоречий между двумя социальными системами, диаметрально противоположными во взглядах на человеческое существование на земле, гарантировать нам мирное сосуществование. Заканчивая повествование о Великой Отечественной войне и о месте в ней Авиации дальнего действия, хочу сказать и о том, что 18-я воздушная армия просуществовала весьма недолго, ранней весной 1946 года она была вновь преобразована в стратегическую авиацию, но получила уже новое название. Дальняя авиация существует и по сей день, что естественно и закономерно. Можно лишь удивляться, как могли тогда снять с частей и соединений даже название дальнебомбардировочных. Сама жизнь показала нелепость такого мероприятия, ибо между бомбардировочной фронтовой авиацией и стратегической — Дальней авиацией существует серьезное различие, серьезная разница как в их боевом применении, так и в их задачах и целях. Сейчас это вопрос бесспорный, а в те времена это не все понимали. [551]
|