Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История российского законодательства о гражданстве
В период правления царей, в царской России не было такого понятия, как гражданство. Все жители России в тот момент именовались подданными. У всякого подданного был установленный разряд и правовой статус. Подданные подразделялись на следующие разряды [10]: 1. Природные подданные, к которым относились: дворяне, духовные лица, городские и сельские обыватели. Природных подданных разделяли на лиц податного и неподатного состояния. Суть данного разделения заключалась в том, что лица неподатного сословия, к которым относили дворян и духовных лиц приобретали бессрочные паспорта для проживания на всей территории России и имели возможность свободно перемещаться. В то время как такими преимуществами не обладали лица податного сословия, которыми являлись городские и сельские обыватели [10]. 2. Инородцы. 3. Финляндские обыватели. В 1917 году Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов постановил о том, что все сословные деления уничтожаются, а все лица, проживающие на территории России обязаны именоваться – гражданами Российской Республики [10]. 1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Местные Советы сообразно решению ВЦИК имели право давать гражданам других государств, которые проживали на территории РСФСР российское гражданство [10]. Тем не менее, Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право давать гражданство иностранным лицам, которые относились к рабочему классу, проживающему в СССР [2]. 29 октября 1924 года утвердилось Положение о союзном гражданстве. Сообразно данному положению, ВЦИК союзных республик стали располагать правом, принимать союзное гражданство. Советское гражданство утрачивали лица, которые лишались его в соответствии с законами до Конституции 1924 года, по приговору суда, не вернувшиеся из-за границы [15]. В 1931 году положение о гражданстве СССР постановило, что лицо признается гражданином СССР, в том случае если оно находится на территории СССР или если не была установлена его принадлежность к гражданству иностранного государства [7]. Верховным Советом 19 августа 1938 года был принят закон о гражданстве Союза СССР, который в соответствии с Конституцией СССР 1936 года закрепил принцип единого союзного государства. Гражданами СССР являлись лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не лишившиеся советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство. Все несоответствующие этим условиям признавались лицами без гражданства [5]. Закон о гражданстве СССР 1978 года, принятый на базе Конституции 1977 года определил главный принцип принадлежности к гражданству СССР. Этим принципом считалось наличие советского гражданства на день вступления в силу данного закона, а не подданство Российской империи [6]. Последним законом советских времен был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года. Первый закон России был Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 года, постановил следующий режим приобретения гражданства [3]: 1. В итоге его признания. Это имело отношение к гражданам СССР, неизменно проживавшим на территории Российской Федерации на день принятия закона. В течение 1 года можно было подать заявление о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации [3]. 2. По рождению [3]. 3. В итоге регистрации, путем подачи заявления в ОВД [3]. 4. В результате приема в гражданство (натурализация) [3]. Данный способ реализовывался Президентом по личному ходатайству. Для реализации этого способа иностранным лицам необходимо было проживать на территории России 5 лет, а лицам без гражданства 3 года [3]. 5. В итоге восстановления гражданства [3]. 6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории Российской Федерации [3]. 7. По иным основаниям, предусмотренным законом [3]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт гражданства находится в этапе совершенствования, который зависит от отношений между государствами, то есть от проводимой внешней политики. 1.2. Понятие, содержание и принципы Гражданство в России появилось в марте 1917 года, наступив на смену подданства после свержения монархии. Нормативные правовые акты, регулирующие этот институт, изменялись, и вследствие этого между ними отсутствовала правовая последовательность[15]. Гражданство – это связь человека с государством, не базирующаяся на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с различными этническими корнями [13]. Физические лица, которые находящиеся на территории Российской Федерации, оказываются в одной из следующих категорий: 1. Граждане Российской Федерации – это лица, обладающие документами, свидетельствующими об их принадлежности к гражданству [13]. 2. Иностранные граждане – это лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству [13]. 3. Лица без гражданства – это лица не обладающие документами о принадлежности ни к одному государству [13]. Гражданство надлежит анализировать как правоотношения, в которых субъекты – это государство и гражданин. Правовой характер взаимосвязи лица с государством выражается в юридическом оформлении данной взаимосвязи. Гражданство – это правовое, а не просто фактическое состояние [13]. Лицо является гражданином государства сообразно факту имеющимся между лицом и государством связей, которые составляют содержание гражданства, а не в силу проживания на территории этого государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства [14]. Отношения гражданства тянутся от рождения до смерти гражданина, так как для них установлен особый порядок прекращения, который не дозволяет расторжения их гражданином в одностороннем порядке [14]. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, которое оформляется в соответствующем персональном акте уполномоченного органа. По инициативе государства в настоящее время они не могут быть расторгнуты [14]. Права и свободы, признаваемые Конституцией и законодательством Российской Федерации распространяются лишь на лица обладающие гражданством Российской Федерации. Из данных сведений следует, что только граждане подлежат государственной защите со стороны Российской Федерации не только внутри страны, но и за границей [16]. В Российской Федерации допускается двойное гражданство. Двойное (множественное) гражданство – это особенное политико-правовое состояние человека, при котором он в то же время обладает гражданством двух или более иностранных государств [16]. Принципы гражданства Российской Федерации закреплены Конституцией и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Всего в Федеральном законе прописано 9 принципов: 1. Принцип единого гражданства. Данный принцип является основным в виду того факта, что в состав Российской Федерации в качестве субъектов Федерации входит восемнадцать республик. То есть гражданин Российской Федерации, который проживает на территории республики, входящей в состав Российской Федерации одновременно является ее гражданином [4]. 2. Принцип равного гражданства. Этот принцип заключается в том, что лицо являющиеся гражданином Российской Федерации по рождению владеет равными конституционными правами с гражданином принявшем гражданство Российской Федерации [4]. 3. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом. Этот принцип говорит о том, что гражданство Российской Федерации не может прекратиться в виду того, что лицо постоянно не проживает на территории России [4]. 4. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его. Государство вправе выбирать по своему усмотрению лиц желающих приобрести гражданство. Государство вправе отменить свое ранее принятое решение о предоставлении гражданства в виду предоставления лицом ложных сведений [4]. 5. Принцип недопустимости высылки граждан Российской Федерации за ее пределы и их выдачи иностранному государству. Этот принцип заключается в том, что гражданин Российской Федерации, совершивший преступление за рубежом не освобождается от несения ответственности за это преступление, но он подлежит уголовной ответственности по законам родной страны [4]. 6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства. Данный принцип говорит о том, что Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает выход из гражданства Российской Федерации, но только в том случае если лицо имеет гражданство другого государства [4]. 7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации. Этот принцип означает, что государство обеспечивает права и обязанности граждан, защиту их прав и интересов не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом [4]. 8. Принцип двойного гражданства. На интернациональном уровне понятие двойного гражданства закреплено в статье 2 Европейской конвенции от 6 ноября 1997 года «О гражданстве». В ней объясняется то, что множественное гражданство – это наличие, у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств. Конвенция была утверждена в Российской Федерации 6 ноября 1997 года [11]. В 1991 году Российская Федерация признала допустимость наличия двойного гражданства с принятием Федерального закона о гражданстве. В Федеральном Законе от 28 ноября 1991 №1948-1-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в статье 3 говорится о том, что гражданину Российской Федерации позволяется сообразно его ходатайству обладать одновременно и гражданством другого государства, с которым заключен соответствующий международный договор. Однако гражданин не имеет возможности воздержаться от исполнения обязанностей или избавляться от ответственности, вытекающей из гражданства Российской Федерации [3]. Статья 62 Конституции Российской Федерации укрепила возможность двойного гражданства для граждан страны не только на основании международного договора Российской Федерации, но и в соответствии с федеральным законом [1]. Двойное гражданство имеет возможность появляться в Российской Федерации исходя из оснований, предусмотренных в статье 14 Европейской конвенции «О гражданстве», заключенной в Страсбурге 6 ноября 1997 года [11]. В ней учтены случаи двойного гражданства в тех случаях, когда: 1. Дети, обладают гражданством нескольких государств по праву рождения и обладающие преимуществом сохранять это гражданство [11]. 2. Гражданство, приобретаемое в силу вступления в брак [11]. Гражданин Российской Федерации обладает преимуществом получить двойное гражданство при вступлении в брак с иностранным гражданином, а также другими способами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» [13]. Разрешая двойное гражданство, Российская Федерация определяет пределы такого статуса у граждан. Согласно статье 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, обладающий также другим гражданством, рассматривается только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом [4]. Приобретение гражданином Российской Федерации другого гражданства не повлечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации [4]. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, свидетельствующими это гражданство. Этим документом является паспорт, а также другой документ, в котором содержится подтверждение гражданства лица [16]. 9. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса. Данный принцип говорит о том, что изменение гражданином его семейного статуса ни каким образом не влияет на его гражданство [4]. Институт гражданства выполняет следующие функции [16]: 1. Определяет предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией. 2. Вступается от лица государства за права граждан. 3. Выступает в защиту интересов государства. 4. Содействует развитию народов. 5. Берет под защиту интересы нации. 6. Способствует сплоченности народов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие гражданства у лица обязывает его перед государством. Государство владеет преимуществом требовать от своих граждан исполнения обязательств, так как они обладают наборов прав и свобод, в отличие от иностранных граждан.
|