Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций
кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________ ………………… «_____» ________________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины « История русской литературы » (древнерусская литература) цикл ФГОС ВПО Б3 часть обязательная (Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)
к следующим образовательным программам по направлению подготовки бакалавра
г. Омск – 2011 г. Программа дисциплины «История русской литературы» (древнерусская литература)
Разработана: Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание) Авласович С.М. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Актуализирована:
Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы (инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)
Программа рассмотрена и заседании кафедры (ученого совета факультета/ института)_____ _____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Декан филологического факультета О.С. Иссерс (название факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)
1. Цели освоения дисциплины:
- представить литературу русского средневековья в контексте западноевропейских и ближневосточных религиозно – философских и культурно - исторических традиций и их трансформации на русской почве; - рассмотреть историю и специфику развития отечественной литературы X – XVII вв.
Основные задачи:
- раскрыть концептуальные положения курса, связанные с принятием и развитием христианско-православной культуры и определившие сюжетику подавляющего большинства художественных текстов, в основе которых – повествования о тайне мироздания, сотворении мира, происхождении зла, поисках добра и праведного жития, о грехе и страхе смерти, о ветхозаветном Законе и новозаветной Благодати, о догмате Троицы, об апокалипсисе; - проследить соотношение сюжетики произведений с историческими проблемами соборной государственности.
Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы. Поэтическая специфика произведений древней Руси представляется в свете изучения:
- жанровой структуры, полифонии и видовой определенности; - условных и безусловных формально-содержательных изобразительных приемов и средств: литературных шаблонов, объединенных понятием «литературного этикета» (Д.С. Лихачев), и отступлений от них; - единства поэтического строя композиционных и стилистических средств; - различных видов и способов образного воспроизведения жизни в двухмерном измерении небесного и земного; - многообразия типов литературных персонажей, представленных в обобщенных образах человеческой индивидуальности, наиболее возможной для канонического искусства. 2. Место дисциплины в структуре ООП вуза Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом). Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история русской и зарубежной литературы 18 вв., отечественная и зарубежная история и философия, культурология.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Критерии оценки знаний студентов
Максимально возможное количество набранных баллов – 100.
Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:
1. Посещение лекций и практических занятий – 25 баллов (15 лекций, 10 практических занятий по 1 баллу). Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме. · Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл. · Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0, 5 балла. · Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.
2. Работа на практических занятиях – 25 баллов (10 практических занятий по 2, 5 балла). · Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 2, 5 балла. · Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 2 балла. · Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1, 5 балла. · Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 1 балл. · Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 0, 5 балла. · Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.
3. Выступление с докладом – 4 балла. В ходе изучения дисциплины студент может выступить только с одним докладом. Темы докладов – см. в планах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек). · Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик уверенно и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 4 балла. · Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 3 балла. · Доклад, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает несущественные фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 2 балла. · Доклад, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает грубые фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 1 балл. · Представлен конспект доклада либо выступление представляет собой чтение конспекта – 0, 5 балла. · Отсутствие доклада – 0 баллов.
4. Проверка знания текстов – 16 баллов. Обязательные для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 минут каждого практического занятия отводятся на написание небольшой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих короткий (2-5 предложений) ответ. По окончании проверочной работы студенты сдают листы ответа преподавателю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент имеет право выполнить пропущенные проверочные работы в часы индивидуальных консультаций. · Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла. · Полный, содержательный ответ на один вопрос и частичный ответ на второй или 1-3 мелких, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1, 5 балла. · Полный, содержательный ответ только на один вопрос или частичный ответ на оба вопроса, или 1-2 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 1 балл. · Частичный ответ на один вопрос или 3-4 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 0, 5 балла. · Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических ошибок – 0 баллов. 5. Экзамен – 30 баллов. · Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 30 баллов. · Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 24 балла. · Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 18 баллов. · Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 12 баллов. · Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 6 баллов. · Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.
Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более. 4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени) Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы; 108 часов. 2-й семестр.
Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен. 5. Содержание дисциплины
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Вводные лекция. Содержание и построение курса (периодизация). Проблема историзма курса. Концепция: христоцентричность и государственная соборность. Преемственность (трансплантация) византийских традиций и самобытность отечественной литературы.
2. Поэтика древней русской литературы. Понятие стиля эпохи, литературного жанра и его эволюции. Основные положения учения Д.С. Лихачева о поэтике. Нравственные идеалы в древней Руси, их воплощение в образе человека. Эволюция образа человека от «лика» к личности. Об условности прямолинейного изображения, эволюция условности.
3.Литература Киевской Руси. «Повесть временных лет». Гипотеза о происхождении памятника. Состав, жанр, композиция, проблемы времени и пространства, стиль монументального историзма. Литературный этикет.
4. Житийная литература Киевского периода. Жанр жития. Борисоглебский цикл агиографических текстов. Политические и духовные тенденции текстов, историзм повествования. «Житие Феодосия Печерского» - канонический образец агиографии.
5. Литература периода феодальной раздробленности. «Слово о полку Игореве» в контексте времени его создания. Основные проблемы его изучения (в христианском, мифологическом, фольклорном аспектах). Проблемы жанра и поэтики.
6. Повести о монголо-татарском нашествии. Жанр воинской повести. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань». Проблема воинского подвига. Групповой потрет рязанских князей. Драматизм повествования, публицистическая идея. Каноническая стилистика.
7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля. Предвозрожденческие настроения в древнерусской литературе. Стиль монументального историзма и эмоционально-экспрессивный. Интерес ко внутреннему миру человека. «Хожение» Афанасия Никитина как первый прообраз дневникового жанра. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Плетение словес.
8. Литература начала формирования централизованного государства. Публицистика Ивана Пересветова. «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмет-Салтане». Программа реформирования власти. Символический смысл повествования.
9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского. Жанры публицистики XVIв. Проблема царской власти и личности. Стилистическое своеобразие писем Грозного и Курбского.
10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства. «Великие Четьи-Минеи», «Сказание о князьях Владимирских», «Домострой» и другие произведения. Идея «Москва – третий Рим».
11. Литература первой половины XVII века. Эпоха Смуты. Понятие Смуты в исторических, религиозно-философских, литературоведческих исследованиях. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Юлиании Лазаревской».
12.Понятие раскола XVII века. Старообрядческая литература. Еретические движения.
13. Личность и творчество Аввакума Петрова. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Проблема жанра, синкретизм. Исповедальное и проповедническое начала. Психологизм, бытописание. Новаторство.
14. Бытовая повесть XVII в. «Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Проблемы отцов и детей, греха и покаяния, Пути и Дома.
15. Русский театр и драматургия в XVII в. Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.
16. Русское стихотворство XVII в. Досиллабические и силлабические стихи. Проблема барокко в русской литературе.
17. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого. Жанровое разнообразие виршей: «панегирики», «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафия», «образов увещевания», «подписания», «повести», «обличения» в сборниках «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Сатирические зарисовки, противопоставление идеала и действительности.
18. Проверка знания текстов. Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|