![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет нагрузки валов редуктора ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Определим силы в зацеплении конической прямозубой передачи [1, табл. 6.2]: - окружная – - радиальная для шестерни, равна осевой для колеса –
- осевая для шестерни, равна радиальной для колеса –
Рисунок 5.1 – Схема сил в зацеплении конической прямозубой передачи
Определим консольные силы на выходные концы валов редуктора [1, табл. 6.2]: - нагрузка на вал от цепной передачи Fоп = 1916 Н (пункт 4); - нагрузка на вал от муфты Строим силовую схему нагружения валов редуктора (рисунок 5.2).
Рисунок 5.2 – Схема нагружения валов конического одноступенчатого редуктора
Проектировочный расчет валов выполняем по касательным напряжениям от кручения, то есть не учитываем напряжения от изгиба, влияние концентраторов напряжений и циклический характер действия напряжений. Поэтому для компенсации приближенности проектировочного расчета допускаемые напряжения принимаем заниженными:
6.1 Быстроходный вал Диаметр выходного конца вала [1, табл. 7.1]:
Принимаем из стандартного ряда [1, табл. 13.15] Принимаем хвостовик цилиндрический под полумуфту, длинный по ГОСТ 12080-72: Принимаем к установке резиновую армированную манжету по ГОСТ 8752-79-1.1-24х42-1: Принимаем диаметр вала под подшипниками Ориентируемся на установку конических однорядных роликоподшипников по ГОСТ 27365-87 легкой серии 7205: Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
Рисунок 6.1 – Эскиз быстроходного вала
6.2 Тихоходный вал
Диаметр выходного конца вала [1, табл. 7.1]:
Принимаем из стандартного ряда [1, табл. 13.15] Принимаем хвостовик цилиндрический под звездочку, длинный по ГОСТ 12080-72: Принимаем к установке резиновую армированную манжету по ГОСТ 8752-79-1.1-35х58-1: Принимаем диаметр вала под подшипниками Ориентируемся на установку конических однорядных роликоподшипников по ГОСТ 27365-87 легкой серии 7208:
Диаметры остальных участков вала назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
Рисунок 6.2 – Эскиз тихоходного вала
Для опор валов редуктора назначаем конические однорядные роликоподшипники (пункт 6). Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников В соответствии с рекомендациями [1] смазывание подшипников осуществляется маслом в картере за счет брызг при работе редуктора, так как окружная скорость колеса v = 2 м/с.
Таблица 7.1 – Параметры подшипников
Эскизную компоновку (рисунок 7.1) выполняем в следующей последовательности [1, с. 116]: а) намечаем расположение проекции компоновки в соответствии со схемой привода и наибольшим размером зубчатого колеса; б) вычерчиваем упрощенно редукторную пару в виде прямоугольников в соответствии с геометрическими параметрами, полученными в результате проектировочного расчета; в коническом редукторе оси валов пересекаются под углом 90°; для построения конической зубчатой пары необходимо построить прямоугольный треугольник на катетах, равных внешним делительным диаметрам шестерни и колеса; опустить медиану из прямого угла треугольника на его гипотенузу, получив таким образом конусное расстояние Re; через точки пересечения Re с de1 и de2 провести отрезки, перпендикулярные Re, отложив на них высоту головки и ножки зуба; построить зацепление;
г) вычерчиваем контуры подшипников согласно размерам, приведенным в таблице 7.1; в соответствии с принятой системой смазки размещаем подшипники в корпусе редуктора, углубив их от внутренней стенки корпуса на 5 мм; д) вычерчиваем торцевые крышки узлов подшипников в соответствии с размерами; е) вычерчиваем ступени валов на соответствующих осях по размерам, полученным выше; ж) измерением устанавливаем расстояние между точками приложения реакций опор валов и силами в зацеплении l1 = 86 мм, l2 = 47 мм, l3 = 57 мм, l4 = 74 мм, а также между точками приложения реакций опор и консольными силами l5 = 84 мм, l6 = 72 мм, при этом точку приложения силы и давления Fоп на вал от цепной передачи принимаем к середине выходного конца тихоходного вала, а точку приложения силы давления муфты Fм в торцовой плоскости выходного конца быстроходного вала. На втором этапе компоновки необходимо конструктивно рассмотреть основные детали редуктора, что будет, затем использовано при проверочном расчете валов на прочность и оформлении сборочного чертежа. В нижней части корпуса устанавливаем пробку для спуска масла, а на крышке редуктора устанавливаем маслоуказатель. Конструкция корпуса должна обеспечить сборку редуктора. Для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем заплечики вала с одной стороны и установку распорной втулки с другой; место перехода вала под распорной втулкой смещаем на 1...2 мм внутрь ступицы колеса с тем, чтобы гарантировать прижатие торца втулки к торцу ступицы колеса, а не к галтели вала. Крышки подшипниковых узлов на валах с одной стороны глухие, а с другой - сквозные с манжетными уплотнениями. Под крышки устанавливаем набор металлических прокладок для регулирования зубчатого зацепления при сборке редуктора.
Рисунок 7.1 - Эскизная компоновка редуктора
7.1 Эскизное проектирование крышки и корпуса редуктора
Толщина стенки корпуса редуктора [1, c. 231]:
Принимаем:
Принимаем болты М10 по ГОСТ 7798-70. Толщина фланца:
Ширина фланца без учета толщины стенки корпуса:
Принимаем ширину фланца: Диаметры фундаментных болтов:
Принимаем: Толщина нижнего пояса редуктора:
Зазор между вращающимися деталями и внутренней стенкой корпуса:
Принимаем: Зазор между торцом подшипника и внутренней стенкой корпуса:
7.2 Проектирование колесa редуктора
Посадочный диаметр колеса Диаметр ступицы [1, с. 117]:
Длина ступицы [1, с. 117] Толщина обода [1, табл. 10.3] Толщина диска
8.1 Опоры быстроходного вала
Из предыдущих расчетов: Ft = 1398 H, Fr1 = 491.2 H, Fa1 = 109.6 H, d1 = 40.1 мм, l1 = 86 мм, l2 = 47 мм, l5 = 84 мм. Расчетная схема для определения реакций опор приведена на рисунке 8.1.
Рисунок 8.1 - Расчетная схема и эпюры силовых факторов быстроходного вала редуктора
в плоскости xz проверка: в плоскости yz проверка: Реакции опор от силы Fм, направление которой на рисунке показано условно, так как муфта вращается:
проверка: Суммарные реакции опор
Для подшипника 7205 Определим эквивалентную нагрузку:
где Ра = Fа1 = 109.6 Н; V = 1 - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца; Kσ = 1 [1, табл. 9.4] соответствует спокойному режиму работы; KT = 1 [1, табл. 9.5] соответствует работе подшипников при t < 125°C. Рассмотрим подшипник опоры 1.
Рассмотрим подшипник опоры 2.
Так как РЭ1 < РЭ2, расчет долговечности подшипников проводим по опоре 2.
Расчетная долговечность в часах
что больше минимальной долговечности подшипников Lh [1, табл. 9.4].
8.2 Опоры тихоходного вала
Из предыдущих расчетов: Ft = 1398 H, Fr2 = 109.6 H, Fa2 = 491.2 H, d2 = 179.97 мм, l3 = 57 мм, l4 = 74 мм, l6 = 72 мм. Нагрузка на вал от цепной передачи Fоп= 1916 Н. Составляющие нагрузки на вал от цепной передачи по осям (рисунок 8.2):
Рисунок 8.2 - Расчетная схема и эпюры силовых факторов тихоходного вала редуктора
Реакции опор от сил в зубчатом зацеплении (рисунок 8.2, б): в плоскости xz
проверка: в плоскости yz
проверка: Суммарные реакции опор
Определим эквивалентную нагрузку:
где Ра = Fа2 = 491.2 Н; V = 1 - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца; Kσ = 1 [1, табл. 9.4] соответствует спокойному режиму работы; KT = 1 [1, табл. 9.5] соответствует работе подшипников при t < 125°C. Рассмотрим подшипник опоры 3.
Рассмотрим подшипник опоры 4.
Так как РЭ3 > РЭ4, расчет долговечности подшипников проводим по опоре 3.
Расчетная долговечность в часах
что больше минимальной долговечности подшипников Lh [1, табл. 9.4].
Расчет производим для предположительно опасных сечений каждого из валов. Проверочный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечении и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность обеспечена при s ≥ [s]. Результирующий коэффициент запаса прочности [1, с. 273]:
где sσ и sτ – коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям. Коэффициенты запаса прочности по нормальным напряжениям (нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу и поэтому средние напряжения цикла σ m = 0) и касательным напряжениям (касательные от кручения изменяются по нулевому циклу)
где σ а и τ а - амплитуды напряжений цикла; σ m и τ m - средние напряжения цикла; Ψ σ и Ψ τ - коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений; Кσ D и Kτ D - коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала. Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала [1, с. 270]
где Kσ и Kτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений; Kd – коэффициенты влияния абсолютных размеров сечения; KF – коэффициент влияния шероховатости поверхности; Kv - коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
9.1 Уточненный расчет быстроходного вала
Быстроходный вал (рисунок 8.1). Материал вала сталь 45, термическая обработка - улучшение и закалка. При диаметре заготовки до 80 мм предел прочности σ в = 890 МПа [1, табл. 3.2]. Пределы выносливости материала σ -1 ≈ 0.43∙ σ в = 0.43∙ 890 = 382.7 МПа, τ -1 ≈ 0.58∙ σ -1 = 0.58∙ 382.7 = 222 МПа. Сечение А-А. Диаметр вала в этом сечении d1 = 20 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза: Кσ = 2.15 и Кτ = 2.0 [1, табл. 11.2]; Kd = 0.9 [1, табл. 11.3]; KF = 1.0 (шероховатость поверхности Ra = 0.32...0.16 мкм) [1, табл. 11.4]; Kv = 1.0 (поверхность без упрочнения) [1, табл. 11.5], Ψ τ = 0.05 [1, табл. 11.5]. Коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала:
Изгибающий момент (рисунок 8.1):
Fм = 404.6 Н – сила нагрузки на вал от муфты. Полярный и осевой моменты сопротивления сечения (d = d1 = 20 мм; ширина шпоночного паза b = 6 мм, а его глубина t1 = 3.5 мм [1, табл. К42]):
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений [1, с. 269]:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба [1, с. 269]:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Сечение Б-Б. Диаметр вала в этом сечении dп1 = 25 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом: Kσ /Kd = 3.5, Kτ /Kd = 2.5 [1, табл. 11.2]; KF = 1.0 (шероховатость поверхности Ra = 0.32...0.16 мкм) [1, табл. 11.4]; Kv = 1.0 (поверхность без упрочнения) [1, табл. 11.5], Ψ τ = 0.05 [1, табл. 11.5]. Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала:
Изгибающий момент (рисунок 8.1):
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения (d = dп1 = 25 мм)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Сечение Б-Б. Диаметр вала в этом сечении dк2 = 25 мм. Концентрация напряжений обусловлена ступенчатым переходом с галтелью: Кσ = 1.8 и Кτ = 1.55 [1, табл. 11.2]; Kd = 0.88 [1, табл. 11.3]; KF = 1.0 (шероховатость поверхности Ra = 0.32...0.16 мкм) [1, табл. 11.4]; Kv = 1.0 (поверхность без упрочнения) [1, табл. 11.5], Ψ τ = 0.05 [1, табл. 11.5]. Коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала:
Изгибающий момент (рисунок 8.1): Полярный и осевой моменты сопротивления сечения (d = dк2 = 25 мм) [1, табл. 11.1]:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Прочность вала обеспечена.
9.2 Уточненный расчет тихоходного вала
Тихоходный вал (рисунок 8.2). Материал вала – сталь 45, термическая обработка - улучшение. При диаметре заготовки до 125 мм предел прочности σ в = 780 МПа [1, табл. 3.2]. Пределы выносливости материала: σ -1 ≈ 0.43∙ σ в = 0.43∙ 780 = 335.4 МПа, τ -1 ≈ 0.58∙ σ -1 = 0.58∙ 335.4 = 194.5 МПа. Сечение В-В. Диаметр вала в этом сечении dк2 = 45 мм. В данном сечении два источника концентрации напряжений: наличие шпоночного паза и посадка с натягом в сопряжении «ступица колеса - вал». Коэффициенты концентрации напряжений от посадки с натягом Кσ /Kd = 4 и Кτ /Kd = 2.75 [1, табл. 11.2]; KF = 1.15 (шероховатость поверхности Ra = 3.2...0.8 мкм) [1, табл. 11.4]; Kv = 1.0 (поверхность без упрочнения) [1, табл. 11.5]; Ψ τ = 0.05 [1, табл. 11.5]. Коэффициенты концентрации напряжений от шпоночного паза Кσ = 2.02 и Кτ = 1.85 [1, табл. 11.2]; Kd = 0.83 [1, табл. 11.3]; отношения Кσ /Kd = 2.02/0.83 = 2.43 и Кτ /Kd = 1.85/0.83 = 2.23. При расчете учитываем источник концентрации с наибольшим отношением. Так как Ks/Kd = 4 от посадки больше, чем от шпоночного паза (2.43) при незначительной разнице Kt/Kd, то дальше расчет ведем с учетом натяга от посадки
Коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала:
Изгибающий момент (рисунок 8.2):
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения (d = dк2 = 45 мм; ширина шпоночного паза b = 14 мм, а его глубина t1 = 5.5 мм [1, табл. К42]):
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Сечение Г-Г. Диаметр вала в этом сечении dп = 40 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом: Kσ /Kd = 3.75, Kτ /Kd = 2.6 [1, табл. 11.2]; KF = 1.0 (шероховатость поверхности Ra = 0.32...0.16 мкм) [1, табл. 11.4]; Kv = 1.0 (поверхность без упрочнения) [1, табл. 11.5], Ψ τ = 0.05 [1, табл. 11.5]. Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала:
Изгибающий момент (рисунок 8.2):
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения (d = dп = 40 мм)
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала:
Изгибающий момент (рисунок 6.2): Полярный и осевой моменты сопротивления сечения (d = dк2 = 40 мм) [2, табл. 11.1]:
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Прочность вала обеспечена.
В зависимости от диметра вала принимаем шпонки призматические по ГОСТ 23360–78 [1, К42]. Призматические шпонки, применяемые в проектируемых редукторах, проверяют на смятие. Условие прочности [1, с. 265]:
где Ft – окружная сила на шестерне или колесе, Н; Асм = (0.94h - t1)·lp – площадь смятия, мм2, где h – высота шпонки, мм; t1 - глубина паза вала, мм; lр = l – b – расчетная длина шпонки, мм (l - длина шпонки, мм; b - ширина шпонки, мм). [s]см – допускаемое напряжение смятия: для шпонок из стали [s]см = 110…190 Н/мм2.
Рисунок 10.1 – Шпоночное соединение
Размеры шпонок и расчет sсм представлены в таблице 10.1.
Исходя из характера выполняемого производственного процесса машиной и технического задания на проектирование привода, для соединения выходных концов вала электродвигателя и быстроходного вала редуктора, установленных на общей раме, принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту (МУВП). Эта муфта обладает достаточными упругими свойствами и малым моментом инерции, что снижает действие пусковых нагрузок на валы [1, с. 250]. Типоразмер муфты выбираем с учетом диаметров соединяемых валов и по величине расчетного вращающего момента [1, с. 251]:
Тр = Кр∙ Т1 = 1.5∙ 29.1 = 43.65 Н∙ м,
где Кр = 1.5 – коэффициент режима работы [1, табл. 10.26]; Т1 = 29.1 Н∙ м – момент на быстроходном валу редуктора. С учетом длины шпонки в сопряжении «вал – ступица полумуфты» принимаем муфту МУВП 63-32-1.1-20-1.1-УЗ ГОСТ 21425-93 [1, табл. K21].
Для редукторов общего назначения принимаем непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом. Этот способ применяют для зубчатых передач при окружных скоростях от 0.3 м/с до 12.5 м/с. Так как расчетное контактное напряжение
В конических редукторах должны быть полностью погружены в масляную ванну зубья конического колеса или шестерни. Уровень масла в редукторе контролируем жезловым маслоуказателем (рисунок 12.1).
Рисунок 12.1 – Жезловый маслоуказатель
Рисунок 12.1 – Маслоспускная пробка
В канавки сквозных крышек устанавливаем резиновые армированные манжеты по ГОСТ 8752-79. В редукторе предусматриваем установку пробки-отдушины для уменьшения давления в корпусе. Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки.
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: - на быстроходный вал напрессовывают подшипники, предварительно нагретые в масле; - в тихоходный вал закладывают шпонки и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорные втулки и напрессовывают подшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и устанавливают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого устанавливают крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки положения зубчатого зацепления. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают манжетные уплотнения. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
Технический уровень целесообразно оценивать количественным параметром, отражающим соотношение затраченных средств и полученного результата. ''Результатом" для редуктора является его нагрузочная способность, в качестве характеристики которой можно принять вращающий момент Т2, Н·м, на его тихоходном валу. Объективной мерой затраченных средств является масса редуктора, кг, в которой практически интегрирован весь процесс его проектирования. Поэтому за критерий технического уровня можно принять относительную массу γ = m/Т2, т. е. отношение массы редуктора (кг) к вращающему моменту на его тихоходном валу (Н·м). Этот критерий характеризует расход материалов на передачу момента и легок для сравнения [1, с. 276]. Определяем массу редуктора
где φ = 0.47 – коэффициент заполнения, определяемый по графику [1, с. 277] в зависимости от внешнего конусного расстояния Rе = 107.56 мм; ρ = 7.4· 103 кг/м3 – плотность чугуна; V = L·B·H = 0.368·0.242·0.245 = 0.0218 м3 – условный объем редуктора. Критерий технического уровня определяем по формуле [1, с. 278]:
γ = m /Т2 = 75.8/125.8 = 0.60,
где Т2 = 125.8 Н·м – вращающий момент на тихоходном валу редуктора. При данном критерии γ = 0.60 оцениваем место спроектированного редуктора в сравнении со стандартными значениями γ > 0.2 – низкий технический уровень [1, табл. 12.1].
В ходе выполнения курсового проекта была освоена методика выбора элементов привода, получены навыки проектирования, позволяющие обеспечить необходимый технический уровень, надежность и долгий срок службы механизма. В первой части курсового проекта проведены кинематический и силовой расчеты привода; произведен выбор электродвигателя, определено действительное передаточное число привода и разбивка его по ступеням передач. При выполнении расчетов передачи редуктора произведен выбор машиностроительных материалов, расчет допустимых напряжений на контактную выносливость, расчет межосевого расстояния и расчет геометрических параметров передачи. По результатам расчета на контактную выносливость действующее напряжение в зацеплении меньше допускаемого напряжения. Выполнены предварительные расчеты быстроходного, тихоходного валов и выполнена эскизная компоновка основных деталей редуктора. Далее составлены расчетные схемы валов, вычерчены чертеж редуктора и рабочие чертежи деталей. Произведена окончательная сборка и определен технический уровня редуктора - данный редуктор имеет низкий технический уровень, но целесообразен в изготовлении в случае необходимости. Можно отметить, что спроектированный редуктор обладает хорошими свойствами по всем показателям. Поэтому полученные в ходе выполнения курсового проекта результаты могут служить основой для разработки технического проекта привода цепного конвейера.
1. Шейнблит А. Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – Калининград: Янтарный сказ, 2002. – 454 с.: ил., черт. 2. Чернавский С. А. Курсовое проектирование деталей машин, М.: Машиностроение, 1987. – 416 с. 3. Дунаев П. Ф. Детали машин: Курсовое проектирование, М.: Высшая школа, 1984. – 336 с. 4. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя, Том 2, М.: Машиностроение, 1978. – 559 с. 5. Клоков В. Г. Расчет и проектирование деталей машин.-М.: МГИУ, 2001.
|