![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Проблема метода в психологииСтр 1 из 3Следующая ⇒
Планы семинарских занятий Раздел 1. Введение в общую психологию Тема 1. Психология в системе наук 1. Психология в системе гуманитарных, естественных и социальных наук. 2. Фундаментальные и прикладные отрасли современной психологии. 3. Общая психология в системе современных психологических знаний.
Литература: 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с. 2. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. Тема 2. Мозг и психика 1. Психофизиологическая проблема в психологии. 2. Взгляды физиологов на основы психической деятельности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Л. Ухтомский и др.). 3. Проблема локализации психических функций. Гипотеза А.Р. Лурии о блоках мозга. 4. Асимметрия мозга в системе целостного функционирования организма и психики человека.
Литература: 1. Брагина Е.В., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. 3. Лурия А.Р. Мозг и психика // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
5. Назаров А.И., Травина О.В. Ассиметрия динамики межполушарных взаимодействий // Вопросы психологии, 2006, № 2. - С. 167 – 175. 6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496 с. 7. Удачина Е.Г., Квасовец С.В. Полезависимость/ поленезависимость и межполушарная ассиметрия // Психологический журнал, 2006, том 28, № 6. - С. 29 – 37. 8. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. - №2. – С. 104 -118. 9. Шубин А.В., Серпионова Е.И. Ассиметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии, 2007, № 4. - С. 89 – 98. Тема 3: Развитие психики в филогенезе 1. Общие закономерности развития психики в филогенезе. 2. Изучение поведения животных: история и методы. 3. Сравнительный анализ человеческой и животной психики.
Литература: 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. пособие курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с. 2. Годфруа Ж.. Что такое психология?: В 2-х т. Том 1: пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с. 3. Макфарленд Д.А. Поведение животных: Психология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.
Тема 4. Проблема метода в психологии
1. Методологические категории и принципы в современной психологии. 2. Этика психологического исследования. 3. Проблема классификации методов психологического исследования. 4. Малоформализованные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, интервью (основные требования к проведению, достоинства, недостатки, методы повышения эффективности и надежности). 5. Высокоформализованные методы в психологии: тестирование и эксперимент. 6. Использование проективных методов в деятельности практического психолога (тест Люшера, тест Роршаха, тест Розенцвейга, графические методики). Литература 1. Бермус А.Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров // Вопросы психологии. 1998. №4. – С. 79 – 84. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. – 528 с. 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с. 4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2003. – 272 с. – С. 258 – 270. 5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с. 6. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования / Психологический журнал, 2004, том 25, № 3, С. 5 -16. 7. Практическая психология образования: Учеб. Для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений /Андреева А.Д., Воронова А.Д., Вохмянина Т.В.: Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Сфера, 2000. – 526 с. 8. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с. – (Психологический практикум). 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. - 720 с. Тема 5: Возникновение и развитие сознания
1. Историческое становление понятия сознания в психологии. 2. Факторы и условия возникновения и становления сознания в филогенезе и онтогенезе. 3. Проблема сознания в зарубежной психологии. 4. Разработка проблемы сознания в культурно-исторической и деятельностной психологии. 5. Структурный подход в исследовании сознания. 6. Сознание и самосознание личности. 7. Современные подходы к пониманию рефлексии.
Литература:
2. Выготский Л.С. Проблема сознания. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М. 1982. С. 156 - 167. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб: Речь, 2007. – 655 с. - С. 295 - 318. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер.- М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с. - С. 96-121. 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
|