Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Балихин - лидер молодежной группы ортодоксальных
Соратники В. Балихина по АСНОВА и Основному отделению ВХУТЕМАСа отзывались о нем как о в высшей степени принципиальном человеке, принципиальность которого нередко граничила с фанатизмом и даже с догматизмом. Он медленно, зато основательно осваивал теоретические проблемы, предпочитая своим умом доходить даже до общепринятых положений. Но, сформулировав для себя то или иное положение и уверовав в него, он бескомпромиссно его отстаивал, и переубедить его было невозможно. В спорах он ни в чем не отступал от своего мнения. В личной жизни Балихин был крайним аскетом. Ходил всегда в одной и той же очень скромной одежде: в его комнате почти не было мебели - стояла раскладная кровать, а на стенах были прикноплены клочки бумаг с его эскизами, схемами, теоретическими формулировками. Он целиком отдавал себя работе. В АСНОВА Балихин был самым последовательным и убежденным ее членом. Уверовав в творческую концепцию рационализма, он не признавал никакой эволюции этой концепции. Он не понимал и резко осуждал тех, кто на рубеже 20-30-х годов в чем-то менял свои убеждения, отходил от первоначальных принципов АСНОВА. Поэтому на втором этапе существования АСНОВА (особенно после выхода из нее Ладовского) Балихин, все взяв в свои руки, стал своеобразным диктатором и настоял на исключении из организации всех " изменников". Но об этом ниже. На всем протяжении своей учебы, творческой, педагогической и общественной деятельности Балихин был на крайнем радикальном фланге любого движения, к которому он примыкал, последовательно и непримиримо отстаивая позиции данного движения. В 1915 г., когда студенты архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества выступили с требованием привлечь к преподаванию лидеров " живой классики". Балихин входил в инициативную группу. После Февральской революции, когда студенты Училища активно выступили за реорганизацию преподавания, одним из тех. кто возглавил это движение, был Балихин. В 1919-1920 гг. на архитектурном факультете Вторых ГСХМ именно Балихин возглавил протест против " классических" методов преподавания и с группой своих сторонников разбивал античные гипсы. А затем в 1920 г. Балихин во главе инициативной группы много сделал, чтобы во ВХУТЕМАСе появился Ладовский со своими соратниками.
В 1924 г. именно В. Балихин первым предложил снести Храм Христа Спасителя и на его месте построить памятник Ленину. Он упорно проводил в жизнь свою идею, написав статью для газеты " Правда", а затем, после ее отклонения редактором газеты И. Скворцовым-Степановым, он во главе группы молодых членов АСНОВА обращается с этой же идеей к делегатам V Конгресса Коминтерна (1924). Много времени и сил отдавал Балихин внедрению и развитию психоаналитического метода на Основном отделении ВХУТЕМАСа, возглавив разработку методики преподавания отвлеченных заданий по дисциплине " Пространство". Его интересовала прежде всего логика самой методики преподавания и теоретическое осмысление концепции формообразования рационалистов. Уже с первого года преподавания дисциплины " Пространство" Балихин начинает теоретические исследования проблем пространственной композиции. Сначала это были разрозненные записи для себя. Балихин педантично датировал все свои записи. Приведу в хронологическом порядке ряд характерных для этих лет записей, сохранившихся в его архиве. " Форма есть явление сложное, комплекс или система качеств и количеств временных и пространственных (контрастов и ритмов)" (19 марта 1924 г.). " Поскольку форма есть система количественных (а значит и качественных) контрастов, а контраст есть образование ритмическое.- отсюда очевидна возможность и необходимость перевести язык искусства на язык математики через ритм как атом формы" (1 июня 1924 г.). " Всякая форма и тем более архитектурная, - есть сопоставление различных и родственных качеств. Сопоставление их по закону ритма и контраста и есть организация их в систему" (25 октября 1924 г.). " Что изменяет качество формы? 1. Количественное изменение элементов формы. 2. Перемещение элементов формы в пространстве. 3. Изменение положения формы в пространстве в отношении к зрителю. 4. Продолжительность восприятия. 5. Изменение состояния зрителя" (14 июля 1925 г.). " Форма есть противоречие (результат противоречия). Контраст - неравенство - противоречие" (11 сентября 1925 г.). " Понятия " простая" и " сложная" форма - нужно различать по: 1) сложности и богатству нормального содержания; 2) по легкости зрительного восприятия формы; 3) по сложности закона построения формы" (20 октября 1925 г.). Одна из записей 1925 г. сопровождается схематическим рисунком - три подобных, но разных по величине прямоугольника даны в трех вариантах взаиморасположения: с интервалом, впритык, внахлест (пересечение). Текст Балихина оценивает эти три взаиморасположения: " Интервал и пересечение образуют новый формальный материал и тем обогащает форму. Расположение впритык не имеет этого свойства" (15 февраля 1925 г.). " Всякую пространственную форму можно рассматривать как элемент своего ряда. Для всякой формы можно построить ее ряд. То же относится ко всем свойствам формы. Умение развертывать формы и их свойства в ряды - есть основа мастерства в искусстве" (18 февраля 1926 г.). Балихин и в последующие годы продолжает разрабатывать теоретические проблемы. Одновременно с отработкой определений он вставляет целый ряд композиционно-аналитических таблиц. Среди них: " Пропорции и гармонические членения", " Применение рядов свойств к организации фронтальной плоскости Динамика, единство и ограничение по вертикали)"; " Виды форм. Ряды свойств". Именно Балихин был инициатором создания коллективного труда " Принципы композиции в пространстве". Совместно с Кринским и Туркусом он создает первый вариант текста и разрабатывает эскизы таблиц будущей книги. Однако после того, как его соавторы в начале 30-х годов отошли от ряда ортодоксальных позиций раннего рационализма, Балихин порывает с ними и не участвует в дальнейшей работе над книгой, которая после доработки была издана в 1934 г. в качестве учебного пособия: " Элементы архитектурно-пространственной композиции" 1. В. Балихин первым среди учеников Ладовского защитил в 1924 г. дипломный проект на тему " Аэропорт". Он рассматривал его и как экспериментальную проработку тех общих композиционных проблем, которые он разрабатывал в рамках дисциплины " Пространство". Это сказалось и на тексте программы дипломного проекта Балихина, которую он сам разработал для себя. Приведу фрагмент этой программы:
|