Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Известия ACHOBA- манифест рационализма
ACHOBA неоднократно предпринимала попытки создания собственного периодического издания (об этом думали уже в 1923 г. - сохранился эскиз обложки журнала или сборника " Архитектура", выполненный И. Ламцовым). Но среди рационалистов не было опытных людей, имеющих опыт по созданию периодических изданий. Дело приобрело свальные контуры, когда к нему подключился Л. Лисицкий. Будучи за границей, он вел активную переписку с членами ACHOBA, получал от них проекты для публикации в зарубежных изданиях. В эти годы Лисицкий основывает два журнала - совместно с И. Эренбургом журнал " Вещь" в Берлине 1922) и совместно с Г. Шмидтом журнал " ABC" з Цюрихе (1924), где, кстати, помещает информацию о создании ACHOBA, о ее целях и публикует ряд студенческих проектов Обмаса. В 1925 г. Лисицкий возвращается в СССР, А в ACHOBA и сразу же совместно с Ладовским приступает к подготовке журнала " АСНОВА". В 1926 г. под редакцией Л. Лисицкого и Н. Ладовского вышел первый и единственный выпуск (" печатный лист") " Известия ACHOBA", спечатанный в типографии ВХУТЕМАСа тиражом 1500 экземпляров. Макет выпуска сделал Л. Лисицкий. " Известия ACHOBA" - это нечто среднее между журналом и газетой. В " Известиях ACHOBA" опубликованы лозунги ACHOBA, информация о деятельности этой творческой организации, открытое письмо Моссовету " Дома или улицы? " (об окраске зданий), три статьи Н. Ладовского - " Основы построения теории Архитектуры (Под знаком рационалистической эстетики)", " Небоскребы СССР и Америки" и " Психо-техническая лаборатория архитектуры (В порядке постановки вопроса)", три статьи Л. Лисицкого-" В защиту конкурентов" (статья не подписана), " Серия небоскребов для Москвы" (описание его проекта горизонтальных небоскребов, иллюстрированное чертежами и схемами) и некролог " Виктор Эгелинг", а также фотомонтаж с лозунгами Л. Лисицкого. В выпуске помещены также проект небоскреба ВСНХ В. Кринского, студенческие проекты небоскребов (мастерская Ладовского во ВХУТЕМАСе), отвлеченное задание на форму (Обмас ВХУТЕМАСа). Основное место в этом " печатном листе" занимали тексты Н. Ладовского. Особый интерес представляет, конечно, уже цитировавшаяся статья " Основы построения теории архитектуры (под знаком рационалистической эстетики)", которая имеет подзаголовок " Часть I. О форме". Судя по всему, Ладовский планировал опубликовать в следующих выпусках остальные части своего теоретического труда.
Издание первого печатного органа ACHOBA было использовано для пропаганды основных целей и задач этой творческой организации. Вся первая страница " Известий ACHOBA" была занята лозунгами и декларациями. Приведу полностью текст этой страницы: " СССР - Строитель нового быта. СССР - Собиратель классовой энергии для построения бесклассового общества. СССР - Ставит новые задачи также и архитектуре. СССР - Рационализированный труд в единстве с научной и высоко развитой техникой. ACHOBA считает своей основой материальное воплощение в архитектуре принципов СССР. ACHOBA считает срочным вооружение архитектуры орудиями и методами современной науки. ACHOBA считает, что для продвижения современной архитектуры, сегодняшний стратегический момент требует взаимного созидательного труда архитекторов-производителей, с одной стороны и трудящихся масс потребителей, с другой. Сегодняшняя практическая работа завершится завтра в теоретической системе. ACHOBA. исходя из темпа современного изобретательства, когда каждым день ставит архитектора перед новыми техническими организмами, считает, для данного положения наиболее важным установление обобщающих принципов в архитектуре и освобождения ее от атрофирующих форм. ACHOBA работает над созданием точных и научных терминов в современной архитектуре, считая их существенным орудием ее совершенствования. Этот печатный лист ACHOBA есть: 1. Концентр декретирующих современную архитектуру. 2. Громкоговоритель строющих ее. 3. Оповеститель науки и техники современной архитектуры (теории и практики). 4. Перекидывает мост для идущих к архитектуре из других областей пластических и технических искусств. 5....................... Для кого работает АСНОВА? АСНОВА работает для массы, которая требует: а) Архитектуры однозначной, как автомобиль или сапог. б) От жилья больше, чем только аппарат для отправления естественных нужд. в) От архитектуры рационального обоснования качеств ее. г) Не дилетантизма, а мастерства. Кто работает с АСНОВой? Все архитекторы, сознающие свою ответственность за растущее строительство, которое грозит стать анархичным. Все инженеры, стремящиеся к техническим сооружениям, стоящим на уровне искусства. Все строители нового типа, пути которых пересекаются с архитектурой." 1
" Известия АСНОВА" так и остались единственным печатным выпуском АСНОВА. Рационалистам не удалось наладить выпуск собственного журнала, а доступ на страницы " Современной архитектуры" - основного архитектурного журнала второй половины 20-х город, который оказался в руках конструктивистов, для рационалистов был практически закрыт. В эти годы сторонники рационализма печатались в основном в строительных и коммунальных журналах, в журналах по искусству. Причем именно публикации рационалистов придавали этим журналам характер периодических архитектурно-строительных изданий и журналов по искусству широкого профиля. Это прежде всего журналы " Строительство Москвы" (выходил с 1924 г.), " Строительная промышленность" (с 1923 г.) и " Советское искусство" (1925-1928, затем " Искусство"), а также целый ряд других периодических изданий (" Красная Нива", " Рабис" и т. п.). Особенно следует сказать о журнале " Строительство Москвы", где в 20-е и в начале 30-х годов были опубликованы основные материалы о рационализме. Первые годы журнал выходил с типовыми по оформлению обложками. Затем его облик существенно изменился, обложки делали известные художники-полиграфисты (Г. Клуцис, братья Стенберги, В. Елкин, Н. Прусаков и др.) и архитекторы (Л. Лисицкий, А. Карра, В. Лавров, В. Попов и др.).
|